Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 10:13:53
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Российско-Китайское соглашение о Международных автоперевозках от 8 июня 2018 года. Причины, характеристика, выгоды, последствия

Наумова Евгения Олеговна

Бакалавр 1 курса,

Иркутский Государственный университет,

 Байкальская Международная Бизнес-Школа

г. Иркутск, Россия

E-mail: naumova.hisa@mail.ru

Научный руководитель –  Михалёва Юлия Сергеевна

Преподаватель логистики,

Иркутский Государственный университет,

Байкальская Международная Бизнес-Школа

г. Иркутск, Россия

E-mail: progrestrans@gmail.com

 

Russian-Chinese agreement on International road transport from June 8, 2018. Reasons, characteristics, benefits, consequences

Naumova Evgenia Olegovna

1st year bachelor student,

Irkutsk State University, Baikal International Business School

Irkutsk, Russia

Scientific supervisor  Mikhaleva Yulia Sergeevna

Logistics teacher,

Irkutsk State University, Baikal International Business School

Irkutsk, Russia

 

Предметом данного исследования являются основания, побудившие Российское и Китайское правительства подписать соглашение, а также возможные последствия введения данного соглашения в действие. Основным использованным при исследовании методом является анализ публикаций по данной теме на новостных ресурсах и логистических блогах.

Ключевые слова: Российско-Китайские взаимоотношения, международная торговля, автоперевозки.

 

The subject of this study is the ground that prompted the Russian and Chinese governments to sign the agreement, as well as possible negative and positive consequences of putting this agreement into effect. The main method used in the study is the analysis of the latest publications on this topic on news resources, as well as logistics blogs.

Key words: Russian-Chinese relations, international trade, trucking.

 

8 июня 2018 года заместителем министра транспорта РФ Николаем Асаулом и министром транспорта КНР Ли Сяопэном было подписано соглашение, утверждающее новый порядок автомобильных перевозок через границы между государствами [1, 2]. Под «новым порядком» понимается открытие границ, позволяющее, по выражению Николая Асаула, перейти от маршрутного типа перевозок к перевозкам «от двери до двери», [3]. Ранее, автомобильные перевозки между КНР и Россией регламентировались двусторонним соглашением 1992 года, предписывающим маршрутные перевозки точно спланированные и не предполагающие ни отклонений от курса, ни непредвиденных остановок, что в условиях растущего товарооборота приносило немало затруднений. Новое соглашение не будет новинкой в российских торговых взаимоотношения: подобным соглашениям относится соглашение Евразийского Таможенного союза [4].

Подписанию соглашения предшествовали не только переговоры. Так, для проверки реалистичности реализации автомобильного сообщения российских и китайских территорий весной 2018 года был организован автопробег, целью которого было изучение одного из возможных маршрутов перевозок [6, 7, 8]. В рамках данного автопробега шесть фур-представителей обоих государств преодолели расстояние в 5 600 км, пройдя от Китайского города Даляня до Новосибирска [8]. Стартовав 18 мая, автомобили успешно преодолели границу государств 22 числа, и 29 мая успешно прибыли в пункт конечного назначения, без каких-либо проблем доставив груз с китайской стороны [6]. Таким образом, проект «Далянь-Новосибирск» доказал жизнеспособность нового соглашения, и уже 8 июня состоялась вышеупомянутая встреча в Пекине.

Выгоды заключенного соглашения одинаково актуальны для обеих стран. Открытие границ для грузовых перевозок позволит увеличить товарооборот до 100 млрд. долларов, утверждают эксперты, что является «психологически важной отметкой» [3, 5, 9]. «Пиковым» значением этого критерия были 92 млрд долларов, в 2017 году оборот составляет около 84 млрд, что более чем на 20% процентов превышает тот же показатель за 2016 год [9], и темпы роста не замедлились бы даже при условии отсутствия соглашения, а при его реализации пойдут ещё быстрее.

Помимо прочего, будет простимулировано инвестирование Китаем в Россию [5]. По утверждению А. Безбородова (генерального директора исследовательского агентства InfraNews, известного эксперта по логистике и транспорту), инвестиционные планы КНР в рамках инициативы «Один пояс – один путь» достаточно долгое время были ограничены из-за сдержанности российского правительства в отношении развития российско-китайских торговых взаимоотношений. Для России же иностранные инвестиции – это возможность подстегнуть развитие отрасли, улучшить экономическое положение в целом [5].

Помимо того, что перевозки сами по себе будут сопряжены с меньшим количеством проблем и бюрократической волокиты, возрастёт скорость перевозок, за счёт осуществления доставок по принципу «от двери до двери» [7, 9]. Такие перевозки не снизят транспортные затраты, но быстрота перемещения товарных единиц окупит новые издержки. Кроме того, при открытии границ для автомобильных перевозок, снизится доля мультимодальных перевозок, что также положительно скажется на сроках доставки, и снизит риски, сопряжённые с перегрузками товаров с одного типа транспорта на другой [3].

Также, новые возможности создадут новые потребности, и бизнес перевозчиков, занимающихся транспортировкой товаров между РФ и КНР, окажется в выигрышном положении [3, 9]. Помимо непосредственно перевозчиков, простимулированы будут и отрасли, задействуемые при автомобильных перевозках, начиная от дорожно-строительных компаний вплоть до придорожных элементов инфраструктуры [9].

Для России в развитии торговых отношений с Китаем есть и собственный интерес: замещение товаров, доставляемых в досанкционые времена из европейских стран [9]. Так, Китай является одним из крупнейших в мире производителем овощей и фруктов (60% и 30% мирового производства соответственно) [9], в которых на данный момент нуждается Россия. Для экономики КНР реализация положений соглашения будет означать более активное вхождение на российский рынок, для которого в текущий момент характерна нехватка как продуктов питания, так и товаров промышленного производства. Помимо того, соглашение об автоперевозках подразумевает не только товарообмен между двумя государствами, но и возможность перемещения грузов в третьи страны [10, 11]. Таким образом, у китайских перевозчиков возникает вариант маршрута перевозок, при котором не потребуется пересекать множество границ различных государств, доставляя товары в европейские страны: можно пересечь территорию Российской Федерации, сэкономив и время на регистрацию грузов и их перемещение через таможни, и деньги, затрачиваемые на те же таможенные пошлины.

Перечисленные выгоды активно освещаются в средствах массовой информации. Однако, соглашение заключено было лишь летом текущего года, хотя возможность для его соглашения возникла задолго до этого. Уже упоминавшийся в тексте Сергей Луконин объясняет это тем, что ранее в России опасались «китайской экспансии» [3, 5], боялись того, что активно развивающаяся КНР будет довлеть над Российской экономикой. Специалист одой из основных причин промедления называет стремление защитить отечественных перевозчиков, транспортный бизнес. Теперь же действуют «другие экономические реалии», и потому необходимость в развитии контактов с КНР стала боле острой. Однако находится множество специалистов, не выказывающих энтузиазма по поводу подписания соглашения.

Одним из оснований для беспокойства является открытие  рынка внутренних перевозок для китайских перевозчиков. Главной проблемой в этой ситуации является количественное отношение представителей перевозчиков сторон. По утверждению Безбородова, количество людей, занятых в автомобильных перевозках, насчитывается не более 6 миллионов. С китайской стороны их более 20 миллионов [3, 5, 9]. Численное сравнение уже даёт понять, что основания для переживаний по поводу выживания российских перевозчиков есть, с учётом же того, что услуга товароперевозок в Китае дешевле, чем в РФ [3], картина вырисовывается совсем печальная.

Возникновение рисков для отечественных перевозчиков скорее всего будут нивелированы на законодательном уровне. По крайней мере, представители Росавтотранса утверждают, что ситуация будет сглажена на счёт запрета на каботажные перевозки [2, 6]. Что касается контроля за перемещением иностранных перевозчиков по территории государств, одной из целей реализации солашения является установка на транспортных средствах спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и БЕЙДОУ, что одновременно позволит иностранным перевозчикам ориентироваться в чужой стране и отслеживать их перемещение органам безопасности [10, 11].

Ещё одной угрозой, о которой упоминает Безбородов, является ухудшение положения Российской Железной Дороги [3, 5]. Поскольку китайские фуры смогут заходить глубже на территорию РФ, это неизбежно уменьшит долю рынка перевозок железной дороги, ухудшится положение приграничных терминалов. РЖД является одним из крупнейших работодателей в стране, и в случае снижения доходов компания будет вынуждена сократить действующий штат. Сокращение штата обслуживания дороги повлечёт за собой ухудшение состояния отдельных элементов железнодорожной транспортной системы. А железная дорога между тем, теряя часть грузовых перевозок, тем не менее останется одной из важнейших транспортных артерий страны, потеря которой чревата ухудшением связи между субъектами.

Возможно, РЖД в таком виде, в каком она существует сейчас, действительно пострадает. Однако, в некоторой степени избежать последствий может помочь новый проект «Евразия». Суть проекта заключается в создании железнодорожного пути снабжения между Азией и Европой, который изначально должен был пролегать между китайским городом Урумчи и Берлином, проходя сквозь территорию РФ [12, 13]. В общей сложности, длина этого пути должна составить 9,4 тысячи километров, предварительный технический план уже разработан техническими специалистами РЖД. К 2023 году планируется запустить участок дороги Москва – Казань для пассажирских перевозок, к 2026 – грузовой транзит [11]. И хотя некоторые специалисты выражают сомнения касательно реалистичности прогнозов по проекту, его реализация могла бы снизить риски, касающиеся как количества рабочих мест, доступных российским гражданам, так и целостности путей сообщения.

Помимо объективных, измеримых рисков есть категория проблем, с которыми может столкнуться российский бизнес, вступая в активное взаимодействие с китайскими предпринимателями. Проблемы эти касаются различий в менталитете представителей разных национальностей. По утверждению некоторых предпринимателей, работа с «китайской хитростью» для российских предпринимателей, предпочитающих ходить на авось и по прямой, бывает весьма затруднительно [13]. Несмотря на то, что торговые отношения между государствами установлены и осуществляются достаточно давно, разногласия и недопонимания, связанные с национальными особенностями, всё ещё имеют место быть.

Не только российская сторона подвергается рискам, подписывая соглашение. Из интервью с полномочным министром посольства КНР в России Чжан Ди: «Честно говоря, китайские компании много размышляют над теми предложениями, которые исходят от России, смотрят, интересуются, но санкции нас настораживают. Хотя санкции очень конкретны, некоторые китайские компании этого не знают, они не знают, как можно обойти санкции, на какой бизнес санкции действуют, на какой — не действуют» [14]. Нестабильное положение России на международной арене влияет на то, как потенциальные партнёры воспринимают российские предприятия. Однако, по утверждению того же Чжана Ди, чем больше сделок с российскими компаниями проводит китайская сторона, тем меньше становятся опасения, положительный опыт ведения дел берёт верх над необоснованными страхами.

Так же возникают вопросы, связанные с теми же различиями в менталитете. Показательным примером является строительство железнодорожного моста, соединяющего российский и китайский берега. Значительная часть сооружения, пересекающего реку Амур, завершена. Вот только завершённая часть работы целиком произведена китайской стороной. С российской стороны реки не происходит практически ничего, хотя от момента, когда лидеры государств договорились о реализации общего проекта, прошло уже больше десяти лет [15]. Не оправдывают ожиданий ни планы повышения товарооборота, ни пресловутый газопровод «Сила Сибири» [15]. Всё это крупные, не имеющие к частному бизнесу проекты, однако логично будет предположить, что подобное отношение к знаковым проектам неизбежно перенесётся на более мелкие сделки.

Итак, описываемое соглашение вступило в силу с началом 2019 года. Судить о влиянии данного документа на общеэкономическое положение государств, равно как и на другие сферы деятельности, пока что рано. Однако, первые признаки перемен понемногу проявляются уже сейчас – рост товарооборота между государствами за январь 2019 года составил 10,8% [16]. Впрочем, стабильный прирост товарооборота наблюдается в течение нескольких последних лет, так что списывать его на эффект подписанного соглашения пока преждевременно.

Международные соглашения, вызывающие столь глобальные изменения сразу в ряде сфер деятельности обеих стран, неизбежно влекут за собой не только положительные эффекты, но и негативные последствия. Однако, риск возникновения подобных последствий не должен становиться причиной отказа от новых возможностей. Рынок перевозок как в России, так и в Китае в значительной степени выиграет от изменений, вносимых в схему их взаимодействия. Кроме того, опыт международного взаимодействия в данных сферах позволит упростить сближение в других сферах деятельности,. И, поскольку соглашение уже подписано, и вступило в силу с началом нового года, лица и институты, так или иначе затрагиваемые изменениями существующих порядков, должны сосредоточиться не на поиске и критике моментов, «упущенных» соглашением, а на максимизации выгоды, которую может это соглашение принести, и минимизации возможных рисков. В таком случае, процесс адаптации к новым системам будет менее болезненным и более продуктивным.

Библиографический список:

1.                  Между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о международном автомобильном сообщении: соглашение от 8 июня 2018 г. N 0001201809170010 [Электронный ресур] // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). – 2018. – 17 сентября. – URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-1/53242 (дата обращения 06.11.2018).

2.                  Орешкин М.С. РФ и Китай подписали соглашение о международном автомобильном сообщении [Электронный ресурс] // М.С. Орешкин. ТАСС, информационное агентство / Электрон. дан. – 2018. – URL: https://tass.ru/ekonomika/5275158 (дата обращения 06.11.2018).

3.                  Самофилова, О. Китайские грузовики получили свободу передвижения по России [Электронный ресурс] // О. Самофилова. ВЗГЛЯД – деловая газета. / Электрон. дан. – 2018. – URL: https://vz.ru/economy/2018/5/19/923468.html (дата обращения 06.11.2018).

4.                  Грузоперевозки автотранспортом из России в Казахстан [Электронный ресурс] // АвтоПравозащита.Ру / - Электрон. дан. - URL: http://avtopravozashita.ru/perevozki/gruzoperevozki-rossija-kazahstan.html (дата обращения 06.11.2018).

5.                  Филимонов В.П. Нашествие братьев навек?  [Электронный ресурс] // В.П. Филимонов. Русская народная линия. Информационно-аналитическая служба / - Электрон. дан. – 2018. - URL: http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/22/nashestvie_bratev_navek/ (дата обращения 06.11.2018).

6.                  Перевозчикам не терпится пустить грузы «по стопам» российско-китайского автопробега [Электронный ресурс] // LOGIRUS. Логистика в России / Электрон. дан. – 2018. – URL: http://logirus.ru/news/transport/perevozchikam_ne_terpitsya_pustit_gruzy_-po_stopam-_rossiysko-kitayskogo_avtoprobega.html?sphrase_id=266387 (дата обращения 06.11.2018).

7.                  Россия и Китай раскроют друг перед другом все дороги для грузов автопробега [Электронный ресурс] // LOGIRUS. Логистика в России / Электрон. дан. – 2018. – URL: http://logirus.ru/news/transport/rossiya_i_kitay_raskroyut_drug_pered_drugom_vse_dorogi_dlya_gruzov.html?sphrase_id=266387 (дата обращения 06.11.2018).

8.                  Россияне оценили китайские дороги и сервис, а на границе – поменялись ролями. [Электронный ресурс] // LOGIRUS. Логистика в России / Электрон. дан. – 2018. – URL: http://logirus.ru/news/transport/rossiyane_otsenili_kitayskie_dorogi_i_servis-_a_na_granitse_-_pomenyalis_rolyami.html?sphrase_id=266387 (дата обращения 06.11.2018).

9.                  Лисионок, А. Российским перевозчикам предрекли конкуренцию с Китаем [Электронный ресурс] // А. Лисионок. АвтоТрансИнфо. Биржа грузоперевозок / - Электрон. дан. – 2018. – URL: https://news.ati.su/article/2018/08/27/rossiyskim-perevozchikam-predrekli-konkurenciyu-s-kitaem-170537/ (дата обращения 06.11.2018).

10.              Новый порядок автомобильных грузоперевозок между Россией и Китаем вступит в силу с 1 января 2019 года [Электронный ресурс] // РЖД-партнёр.ру – информационное агентство / Электрон. дан. – 2018. – URL: http://www.rzd-partner.ru/auto/news/novyy-poryadok-avtomobilnykh-gruzoperevozok-mezhdu-rossiey-i-kitaem-vstupit-v-silu-s-1-yanvarya-2019/ (дата обращения 07.11.2018).

11.              РФ и КНР готовят грузовики и дороги к новому автосоглашению [Электронный ресурс] // LOGIRUS. Логистика в России / Электрон. дан. – 2018. – URL: http://logirus.ru/news/transport/rf_i_knr_gotovyat_gruzoviki_i_dorogi_k_novomu_avtosoglasheniyu.html?sphrase_id=266387 (06.11.2018).

12.              Из Пекина в Берлин за трое суток [Электронный ресурс] // газета.ru – Главные новости дня / - Электрон. дан. – 2017. - URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/11/30/11020532.shtml?updated (дата обращения 06.11.2018).

13.              Скорлыгина Н. «Евразия» не отступает. Минтранс обновил проект техзадания на магистраль ЕС—Китай [Электронный ресурс] / Н. Скорлыгина, Д. Скоробогатько. Газета Коммерсантъ. – 2018. – N189. – c.7. - Электрон. версия печат. публ. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3771783 (дата обращения 06.11.2018).

14.              Фаляхов Р. «Чем больше узнаешь о России, тем меньше опасаешься санкций» [Электронный ресурс] / Р. Фаляхов. газета.ru – Главные новости дня / - Электрон. дан. – 2016. - URL: https://www.gazeta.ru/business/2016/09/01/10172183.shtml?updated (дата обращения 06.11.2018).

15.              Higgins, A. An Unfinished Bridge, and Partnership, Between Russia and China  [Электронный ресурс] // A. Higgins. The New York Times / / - Электрон. дан. – 2016. - URL: https://www.nytimes.com/2016/07/17/world/asia/unfinished-bridge-russia-china-amur-river.html (дата обращения 06.11.2018).

16.              Товарооборот России и Китая вырос за январь на 10,8% [Электронный ресурс] // РИА НОВОСТИ / Электрон. дан. – 2018. – URL: https://ria.ru/20190214/1550829564.html (дата обращения 30.03.2019).

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 1650
13.06.2019 12:11 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации: