Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 9:45:40
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Проблемы и перспективы развития фулфилмента в России

Кучина Алина Олегова

студент 3 курса

Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

г. Владимир, Россия

E-mail: alika.pankratova@mail.ru

Научный руководитель – Жуковская Ирина Феодосиевна

к.э.н., доцент, доцент кафедры коммерции и гостеприимства

Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

г. Владимир, Россия

E-mail: ateya33@mail.ru

 

The problems and the prospects of development of the fulfillment in Russia

Kuchina Alina Olegovna

3 st student

Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletov

Vladimir, Russia

Scientific supervisor– Zhuckovskaya Irina Feodosievna

Ph.D., Associate Professor in Economics, Department of Commerce and Hospitality,

Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletov

Vladimir, Russia

 

Статья посвящена анализу фулфилмента как динамично развивающегося сектора электронной коммерции. Также описаны основные особенности и преимущества внедрения фулфилмента, обозначен основной спектр операций, осуществляемых компаниями в этой сфере.

Ключевые слова: электронная коммерция, онлайн торговля, ритейл, аутсорсинг, фулфилмент

 

Article is devoted to the analysis of a fulfillment as a dynamically developing e-commerce sector. It also describes the main features and benefits of the introduction of the fulfillment, identifies the main range of operations carried out by companies in this area.

Key words: electronic commerce, online trade, retail, outsourcing, fulfilment

 

Мир движется в направлении увеличения онлайн-продаж и сокращения офлайн-продаж. Благодаря гибкости компьютерных сетей и доступности Интернета, электронная коммерция развивается быстрее традиционной торговли. Электронная коммерция создает новые возможности для осуществления прибыльной деятельности онлайн. Она способствует упрощению сотрудничества между различными субъектами: компаниями, работающими вместе с целью проектирования и создания новых продуктов/услуг; многонациональными компаниями, которые делятся информацией для разработки крупных маркетинговых кампаний и т.д. [3, с. 83].

Электронная коммерция уже в течение нескольких лет остается самым быстро развивающимся рынком в России, показывая рост более 10% в год. Рост розничных онлайн-продаж в России в 2017 и 2016 гг. составил 125,7% и 124,5% соответственно.

Объем рынка в 2017 году, по данным АКИТ, составил 1,04 трлн руб. По подсчетам Data Insight, продажи материальных товаров в интернете достигли объема 945 млрд руб. и преодолеют планку 1 трлн руб. уже в 2018 году [2].

В первом квартале 2018 года интернет-продажи установили очередной рекорд, показав рост на 82%, заявили РБК+ в «М.Видео». Порядка 20% общих продаж компании в магазинах сети приходится на онлайн, а три из четырех покупателей, сделавших покупку в интернете, предпочитают забрать заказ в магазине [2].

В условиях быстрого развития рынка электронной коммерции все наиболее становятся услуги фулфилмента.

Фулфилмент (от англ. fulfillment или брит. англ. fulfilment – выполнение, исполнение) – комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки. Это определение наиболее обобщенное. Так как фулфилмент наиболее востребован интернет-магазинами, следует ввести определение с точки зрения отношения к интернет-коммерции. Фулфилмент (от англ. fulfillment) – это комплексная бизнес-услуга для электронной коммерции, выполняемая на основе аутсорсинга, по передаче логистической обработки заказов в соответствующий фулфилмент-центр [4].

Большинство крупных рителйлеров имеют свои логистические службы и не пользуются услугами аутсорсинга. Общая доля аутсорсинга в ритейле, по мнению экспертов составляет не более 25%, тогда как в развитых экономических странах, например, в Германии, ритейлеры практически полностью передают логистику на аутсорсинг.

В интернет-торговле, большая часть участников в силу небольшого объема торговли активно прибегает к услугам аутсорсинга, особенно в складской логистике и доставке. Однако крупные интернет-ритейлеры, такие как «Юлмарт», развивают собственную логистику, имеют в собственности и аренде складские помещения, что позволяет обеспечить работу центров исполнения заказов. Кроме того, «Юлмарт» планирует открыть к 2020 г. по франшизе 600 дополнительных центров выдачи заказов [1, с. 41].

Как и рынок аутсорсинга, так и рынок фулфимента в России является молодым и динамично растущим. Например, компания J'son & Partners Consulting оценила рынок фулфилмента в России по итогам 2014 года в 7,8 млрд. руб., что на 30% (или на 1,8 млрд. руб.) больше чем этот же показатель годом ранее.

Если рассмотреть структуру этого рынка, то следует отметить, что большую часть (если считать в посылках и деньгах) составляют компании, которые раньше подавали товары через каталоги, телемагазины или владели собственным интернет-проектом. По количеству их примерно столько же (30%), сколько и собственно фулфилмент-операторов (29%), открывшихся специально под комплексное обслуживание интернет-магазинов. 26% рынка занимают курьеские службы, а 15% 3PL-провайдеры и транспортные компании.

Компании, оказывающие подобные услуги, выполняют такие операции, как:

- ответственное хранение товаров

- прием товаров у поставщика;

- обработка заказов интернет-магазина (прием входящих звонков, обработка писем и т.д.)

- комплектация заказов;

- доставка заказов и предоставление услуги самовывоза;

- передача заказов в транспортные компании;

- прием оплаты от покупателей в качестве агента;

- прием возвратов от покупателей.

У интернет-магазина есть два пути развития – делать вложения в собственный склад или пользоваться услугами фулфилмента. Первый вариант выгоден уже состоявшимся компаниям, для которых выделить из бюджета средства на аренду склада и оплату сотрудников не проблематично.

Второй вариант будет выгоден только начинающим работу или развивающимся магазинам, а также владельцам интернет-магазинов, у которых нет времени принимать личное участие во всех этих процессах. Следить за работой фулфилмент-компании можно удаленно, например, через личный кабинет, принимая участие только в организационных вопросах. При этом для многих, даже крупных интернет-магазинов, выгоднее работать именно по такой схеме.

Решив отдать склад и доставку на фулфилмент, необходимо проанализировать все плюсы и минусы, применительно к своему интернет-магазину.

К основным преимуществам фулфилмента можно отнести:

- оптимизацию затрат;

- прием товара (Фулфилмент-центр всегда принимает товар поэкземплярно. Его количество здесь абсолютно не важно, каждый товар будет посчитан и промаркирован специальным штрих-кодом. Приведём пример работы склада «Бета продакшн». Когда товар приходит в коробках, то указывается количество принятых коробок. После этого начинается стадия пересчёта товара, где записывается вес и объем каждой единицы. По завершении этого процесса менеджер интернет-магазина получает информацию о том, что товар прибыл);

- хранение товара (для мелких товаров на складе фулфилмента существуют отдельные зоны. Ещё есть зона для ценных товаров – там осуществляется более строгий контроль, а доступ туда имеет далеко не каждый сотрудник. Фулфилмент-операторы работают не с любыми товарами. К примеру, они не будут хранить то, что закон запрещает реализовывать дистанционно: алкоголь, лекарства, сигареты. Есть множество компаний, которые специализируются только на одной категории товаров – мода, электроника. Иногда операторы не работают с крупногабаритными товарами, такими как мебель и техника);

- повышение качества и скорости доставки готовых отправлений (как правило, фулфилмент-операторы сотрудничают сразу с несколькими службами доставки. А также клиентам предоставляется полная информация о посылке – местоположение, маршрут);

- работа с возвратами (для любого владельца интернет-магазина возвраты – это боль. Как правило, многие фулфилмент-компании готовы самостоятельно обрабатывать возвраты. Данная задача имеет особенную актуальность, если речь идёт о торговле одежды и обуви);

- оптимизация затрат на упаковку (упаковать товар так, чтобы ничто не помешало ему доехать в целости и сохранности – трудная задача. Упаковку – пузырчатую плёнку, различные коробки – оператор включает в стоимость тарифа);

- снижение капитальных затрат на склады и пр.;

- снижение затрат на ИТ;

- сокращение издержек на персонал;

- возможность отслеживания KPI.

К основным недостаткам фулфилмента можно отнести:

- зависимость от фулфилмент-оператора;

- информационные риски;

- наличие дополнительного звена в цепи поставки, которое ухудшает обработку рекламаций.

Кроме того, на рынке нет стандартов в определении услуг фулфилмента. Каждый оператор формирует свой собственный набор услуг, который зависит от типа потенциальных клиентов: их текущего бизнеса, размера, товарных категорий. В итоге у части компаний фулфилмент – это только основные операции хранения товаров и обработки заказов (6 базовых операций), тогда как у других – это комплексное обслуживание (или полный цикл), включающее в себя работу колл-центра, платежи, маркетинг, создание сайта, фотографирование товаров и пр.

Таким образом, можно сказать, что российский рынок фулфилмента развивается динамично, появляются новые игроки, это подстегивает конкуренцию и снижает стоимость самих услуг. Но если раньше было достаточно предоставлять только операционные услуги (приемка, упаковка, хранение, отправка), то сейчас заказчикам требуется гораздо больше. Нужна гибкость в разработке новых продуктов, отвечающих запросам рынка электронной коммерции. Новые интернет-магазины не имеют достаточной собственной экспертизы, но конкурируют с сильными игроками, у которых эта экспертиза есть. При падении стоимости услуг (маржинальности логистического бизнеса) хорошей стратегией будет расширение перечня услуг и трансформация в WEB ENABLING игрока.

 

Библиографический список:

1. Жуковская И.Ф., Елисеева Е.А., Чубрина К.А. К вопросу об аутсорсинге в современной логистике // Инновационное развитие экономики. 2018. № 4 (46). С. 36-43.

2. Лаврова И.А. E-commerce в промышленном масштабе // Петербургский международный экономический форум. 2018. С. 12.

3. Мархайчук М.М., Яресь О.Б. Онлайн торговля в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т.5 № 2. С. 83-89.

4. Фулфилмент (fulfillment)- что это такое и как используется в e-commerce? URL: http://promo-sa.ru/seo-terms/fulfillment (дата обращения: 24.03.2019).

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 2270
13.06.2019 11:57 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации: