В четырехчасовом телевыступлении Владимира Путина в прошлый четверг сложно было найти связь с модернизационными призывами главы государства Дмитрия Медведева. Ни один тезис премьера не напоминал зрителям о кардинальных изменениях, в необходимости которых в Послании Федеральному собранию говорил президент. Более того, премьер Путин в ответах гражданам не допускал возможности перемен даже в вопросах, которые вызывают активное недовольство граждан. При этом у зрителей не оставалось сомнений: изменений в стране – кроме тех, что запланировал Путин, – ждать не следует.
Типичный пример – жалобы граждан на развал здравоохранения. Крик о помощи из Магнитогорска: «Беременные женщины сидят в очередях по 4–5 часов, а их осмотр проходит в коридоре, больница без ремонта с начала 30-х годов, нет даже душа, но там лечится очень много людей». Похожая жалоба из Пикалева: «Закрыли инфекционное отделение в больнице, закрыли родильное отделение, идет разговор о закрытии больницы». «Я диабетик, но не могу получить бесплатные лекарства больше года. В поликлинике рецепты выписывают, но в аптеке по ним бесплатных лекарств просто нет». Таких жалоб сотни – подсказывают премьеру телеведущие. Что же отвечает Путин? Может быть, он обещает модернизацию в здравоохранении – хотя бы в отдаленной перспективе? Нет. Вместо этого премьер почему-то ссылается на грипп. Как будто больничные отделения закрываются из-за нынешней эпидемии, а с самим гриппом сражаются гинекологи, в очереди к которым и сидят часами женщины.
Премьер объясняет гражданам, что за состояние больниц отвечают местные власти. Возможно, он не знает, что Россия отстает от развитых стран по доле расходов на здравоохранение в ВВП – в России всего около 4%, тогда как в Восточной Европе – 6%, в Западной Европе – около 9%, а в США – 14% ВВП?
Но там, где перемены уже подготовлены и согласованы, премьер готов говорить о новациях. Одна из новаций – введение многоступенчатого госконтроля за ценами на лекарства одновременно с началом кампании уголовного преследования аптекарей и фармацевтов.
«Будут регистрироваться цены производителей жизненно необходимых лекарственных препаратов – первая мера. Вторая мера – Федеральная служба по тарифам разработает методику, которая будет ограничивать субъекты Федерации в принятии решений об уровне торговых надбавок. С одной стороны, будут фиксироваться цены производителей, а с другой стороны, ограничиваться надбавки. Эти правила будут введены с 1 января 2010 года», – говорит о предстоящей модернизации премьер. Нарушителям тарифов на лекарства – «штраф в двойном размере либо отстранение от должности и дисквалификация на несколько лет», а также «возможность применять и статьи уголовного закона». Результат введения госрегулирования цен на лекарства мы увидим очень скоро. Хорошо, если не возникнет дефицита необходимых лекарств и их перетекания на черный рынок. Ведь почти во всех сферах, где государство до сих пор контролирует тарифы – в энергетике, на железных дорогах и в ЖКХ, – возникает либо дефицит, либо диктат производителя, либо ускоренная инфляция.
Главное же впечатление от эфира премьера состоит в том, что он, неплохо владея текущей информацией о положении страны, начисто лишен реалистического видения как причин возникновения проблем, так и перспектив их искоренения в будущем.
Во всяком случае, без использования модернизационных подходов и модернизационного видения будущего России никаких шансов искоренить причины возникновения нынешних проблем у страны нет. Потому что причины коренятся в институтах – институтах конкуренции, политической и экономической свободы, общественного независимого контроля над властью. Но об этом не было сказано ни слова.
Источник: Независимая газета.