Курилова Виктория Сергеевна
студентка 3 курса,
Новосибирский государственный аграрный университет,
г. Новосибирск, Россия
E-mail: kurilova-97@mail.ru
Мигушина Ксения Александровна
студентка 3 курса,
Новосибирский государственный аграрный университет,
г. Новосибирск, Россия
E-mail: pretty.kseniy@inbox.ru
Научный руководитель – Цынгуева Виктория Владимировна
старший преподаватель кафедры экономики
Новосибирский государственный аграрный университет,
г. Новосибирск, Россия
E-mail: bolot2003@yandex.ru
The role of temporary storage warehouses in customs logistics
Kurilova Viktoriya Sergeevna
3-year student,
Novosibirsk State Agrarian University,
Novosibirsk, Russia
Migutina Ksenia Aleksandrovna
3-year student,
Novosibirsk State Agrarian University,
Novosibirsk, Russia
Scientific supervisor – Tsyungueva Viktoriya Vladimirovna
Senior teacher of the Department of economics,
Novosibirsk State Agrarian University,
Novosibirsk, Russia
В данной статье рассмотрены понятия таможенной логистики. Особое внимание уделено понятию и роли складов временного хранения в таможенной логистике.
Ключевые слова: склад, хранение, таможенные услуги, товары
This article discusses the concept of customs logistics. Special attention is paid to the concept and role of temporary storage warehouses in customs logistics.
Key words: warehouse, storage, customs services, products
Таможенная логистика возникает и имеет место быть там, где формируются массовые макрологистические системы внешнеторгового оборота, то есть когда таможенные органы становятся звеньями логистической цепи.
В условиях интеграции мировой экономики и глобализации бизнеса предъявляются новые требования к таможенному делу, которые заключаются в том, что таможенная служба обязана помогать развитию внешнеэкономической деятельности. В передовых условиях развития мировой экономики, задача, стоящая перед таможенными службами всего мира, заключается в упрощении таможенного администрирования при неоспоримом обеспечении соблюдения таможенного законодательства.
Таможенная логистика – это новейшее прикладное направление логистики, которое соединяет две различные, но взаимосвязанные сферы деятельности – логистическую и таможенную.
Логистическая деятельность определяет основы интегрированного управления внешнеторговым процессом в мировой торговле, а таможенная деятельность ставит перед собой задачу обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации мирового хозяйства.
Таможенная логистика тесно взаимосвязана со складами, которые являются основой для таможен. Особое место выделяют складам временного хранения.
В процессе осуществления таможенных операций нередко возникает необходимость в хранении товаров, которые находятся под таможенным контролем.
Данный факт можно объяснить тем, что сбор и подготовка документов, а также получения разрешительных документов требует определенного затрачиваемого времени.
В соответствии со ст. 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза [1, ст. 98] (далее ТК ЕАЭС) под временным хранением товаров понимается «хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС, или если иностранные товары хранятся в местах движения товаров через таможенную границу ЕАЭС, или же до дня использования изъятия или же ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса)».
В таможенных целях временное хранение товаров входит в группу таможенных операций [4, стр. 62-63]. Склады временного хранения, а также территории, которые прилегают к данному складу являются зонами таможенного контроля.
Основной ролью складов временного хранения принято считать то, что они выступают в качестве некой последовательной технологии при осуществлении таможенного контроля товаров.
Склады временного хранения выполняют две основные функции:
Первая заключается в том, что именно данные склады обеспечивают операцию временного хранения иностранных товаров в соответствии с таможенной процедурой, которая была заявлена на эти товары, до их выпуска либо до завершения иных действий, которые предусмотрены законодательством ЕАЭС.
Вторая, важная функция заключается в том, что склады временного хранения дают возможность проведения таможенного контроля, а вместе с этим осуществлять деятельность по сохранности товара, которые присутствуют на данном складе [3, стр. 149-155].
Местами временного хранения товаров являются:
1. Склады временного хранения;
2. Иные места в соответствии с законодательством государств членов союза:
- склад таможенных органов;
- склад получателя товара;
- открытые площадки, на территориях уполномоченного экономического оператора;
- отдельные помещения в местах международных почтовых отправлений [2, стр. 5-7].
В большинстве своем склады временного хранения присутствуют вдали от границы, вблизи крупных магистралей ведущих к логистическим центрам.
Аспекты выбора склада временного хранения (складская таможенная логистика):
1. Высочайшая пропускная способность, обеспечивающая беспрепятственное таможенное оформление.
2. Расположение складов временного хранения по пути намеченного транспортного маршрута.
3. Преданность таможенных органов в зоне деятельности складов временного хранения.
4. Конструктивное взаимодействие со складами временного хранения в момент проведения таможенного контроля.
5. Бесплатная стоянка автотранспорта в течение 2-х рабочих дней, а также в нерабочие и праздничные дни.
6. Бесплатное сканирование и электронная пересылка транспортных и таможенных документов.
7. Прозрачная и понятная тарификация услуг.
8. Конкурентоспособные цены за коммерческую часть, терминальную обработку и хранение, при надобности.
На складах временного хранения могут быть помещены любые иностранные товары, в том числе ввезенные на таможенную территорию России с нарушением запретов на ввоз, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Такие товары подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Российской Федерации, вывоз выполняется непосредственно самим перевозчиком. В случае если экспорт невыполним или же не был совершен незамедлительно, то данные товары помещаются на склад временного или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля.
Склады временного хранения используются для недлительного размещения любого вида товара, который не может негативно влиять на другие ввезенные или вывезенные предметы и не требует специальных условий для хранения.
Создание и порядок функционирования складов временного хранения на территории РФ определяется Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
Сроки временного хранения на складах временного хранения закреплены в главе 16 Таможенного кодекса ЕАЭС [1, Гл. 16].
Именно в статье 101 Таможенного кодекса ЕАЭС прописаны сроки временного хранения товаров:
1. Общий срок временного хранения составляет 4 месяца.
2. По обоснованному обращению этот срок, возможно, продлить на более значительное время, в отношении же международных почтовых отправлений срок временного хранения равен 6 месяцев.
3. Скоропортящиеся товары – могут быть на складе временного хранения в пределах срока сохранности их качества, но не более 2-4 месяцев.
4. Задержанные товары, по обоснованному решению о задержании хранятся:
- не более 1 месяца;
- товары быстрой порчи 24 часа;
- запрещенные к экспорту/импорту не более 3-х суток.
5. Для отдельных категорий товаров решением комиссии таможенного союза могут быть установлены сроки временного хранения менее 4-х месяцев [2, стр. 9].
Для примера рассмотрим склад временного хранения Новосибирского терминала «Толмачево», а также пример Барнаульской производственной компании «Меланжист Алтай».
Склад временного хранения в составе интермодального грузового терминала аэропорта Толмачево сегодня способен обрабатывать и хранить любые виды грузов, в том числе скоропортящиеся, продукты питания, а также грузы, требующие соблюдения специальных температурных режимов. Площадь складских помещений составляет 3,26 тыс. кв. м, полезный объем - более 3 тыс. куб. м. Площадь прилегающей открытой площадки для хранения - 516 кв. м.
Услугами складов временного хранения пользуются все грузовые перевозчики, авиакомпании-партнеры аэропорта Толмачево, перевозящие таможенные грузы. С лета 2013 года международный аэропорт Толмачево внедряет программу по привлечению к сотрудничеству автоперевозчиков, обслуживающих грузопотоки из-за рубежа. Это направление можно считать перспективным с учетом гибкой тарифной политики и выгодного расположения склада временного хранения в непосредственной близости от федеральной трассы М51, железнодорожных и воздушных магистралей. Такие преимущества позволяют значительно сократить сроки доставки товаров.
Сегмент складов временного хранения в регионах Сибири развивают организации из различных отраслей экономики. Например, в Барнауле такой склад имеет производственная компания «Меланжист Алтая». Общая площадь склада с прилегающей к помещению территорией - 971,3 кв. м, полезный объем - 1 580 куб. м. Имеются подъездные автомобильные и железнодорожные пути. Успешность складских терминалов временного хранения обуславливается во многом именно благоприятным географическим положением. В настоящее время все больше и больше участников внешнеэкономической деятельности приходит на маршрут транспортировки товаров из Китая через северо-запад КНР (Урумчи, СУАР) и транзитом через территорию члена единого экономического пространства -- Республики Казахстан. Причем данные организации представляют совершенно различные отрасли, от легкой промышленности и продуктов питания до машиностроения и продуктов промышленного потребления. Инвестиции в подобные объекты инфраструктуры должны подкрепляться профессиональной работой таможенного органа, на территории которого действует склад временного хранения.
Таким образом, развитие таможенно-логистической инфраструктуры, в частности складов временного хранения, является одним из факторов решения задач, которые стоят перед таможенными органами Российской Федерации.
Библиографический список
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [от 1 января 2018 г.] // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://eaeunion.org.
2. Витюк В.В. Таможенное право: лекционный материал/ В.В. Витюк / Новосибирский ГАУ, 2017. – 10 с.
3. Вологдина Е.С. Перспективные направления деятельности складов временного хранения как объектов околотаможенной инфраструктуры (на примере Забайкальского края) // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2014. - № 16. – С. 149-155.
4. Громова А.И. Организация таможенного контроля при временном хранении товаров и транспортных средств // Современные проблемы теории и практики таможенного дела глазами молодых исследователей. – 2015. - № 3. – С. 62-63.
Материал размещен кафедрой «Логистика и
маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической
конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019