Коровацкая Виктория Геннадьевна
Студентка 3 курса,
Белорусский государственный экономический университет,
г. Минск, Беларусь
E-mail: vikucik1998@gmail.com
Дубровский Евгений Александрович
Студент 3 курса,
Белорусский государственный экономический университет,
г. Минск, Беларусь
E-mail: dubrovskiyyauhen@gmail.com
Научный руководитель – Верниковская Оксана Васильевна
к.э.н., доцент кафедры логистики и ценовой политики
Белорусский государственный экономический университет,
г. Минск, Беларусь
E-mail: red_ok@tut.by
The public procurement from a single source in the Republic of Belarus: problems and solutions
Korovatskaya Viktoria Gennadyevna
3d grade student,
Belarusian State Economic University,
Minsk, Belarus
Dubrovskiy Evgeniy Aleksandrovich
3d grade student,
Belarusian State Economic University,
Minsk, Belarus
Scientific supervisor – Vernikovskaya Oksana Vasilyevna
PhD (Economics), Assistant Professor,
Belarusian State Economic University,
Minsk, Belarus
Данная статья посвящена проблемам государственных закупок в Республике Беларусь. Авторы раскрывают текущие условия и особенности проведения государственных закупок в стране. Особое внимание обращается на имеющиеся недостатки и возможность совершения нелегальных операций в системе государственных закупок из одного источника. На основе анализа ситуации и проблем в сфере государственных закупок, а также актуальности правовых норм в данной отрасли определяются основные решения, которые могут способствовать решению основных проблем при проведении государственных закупках из одного источника.
Ключевые слова: закупочная логистика, государственная закупка, процедура закупки из одного источника
This article is devoted to the problems of public procurement in the Republic of Belarus. The authors reveal the current conditions and features of public procurement in the country. Special attention is paid to the existing shortcomings and the possibility of performing illegal operations in the public procurement system from a single source. Based on the analysis of the situation and problems in the field of public procurement, as well as the relevance of legal norms in the industry, the main solutions are determined that can contribute to solving the main problems in public procurement from a single source.
Key words: purchasing logistics, public procurement, public procurement procedure from a single source
Система государственных закупок, используемая в разных странах мира, – это достаточно сложная и весьма специфическая область современного рынка в силу её государственного характера. Данная система несёт в себе потенциальную коррупциогенность и поэтому является предметом пристального внимания, как контрольных органов самого государства, так и организаций гражданского общества, средств массовой информации, ассоциаций малого и среднего бизнеса и других заинтересованных организаций и лиц. [1, с. 5]
Сфера государственных закупок призвана обеспечить нужды государственных органов для исполнения ими своих задач и функций. Государственный заказ не только обеспечивает закупку продукции для жизнеобеспечения страны, её безопасности, реализации региональных, республиканских и межгосударственных целевых программ, развития регионов, но и служит важнейшим инструментом государственного регулирования, позволяющим активно влиять на экономику, воздействовать на спрос, оживлять и расширять производство. Особенностью госзаказа является то, что закупки оплачиваются за счёт средств, аккумулированных в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах.
13 июля 2012 г. был принят Закон Республики Беларусь № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон), которым предусмотрено приведение законодательства страны в соответствие с трёхсторонним Соглашением о государственных (муниципальных) закупках, подписанным Беларусью, Россией, Казахстаном и ратифицированным Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2010 г.
Однако Закон до сих пор не решает многих проблем, связанных с государственными закупками. Наиболее актуальными из них, на наш взгляд, являются: а) проблемы при планировании закупок; б) неэкономное расходование бюджетных средств при проведении государственных закупок; в) наличие недобросовестных участников; г) злоупотребление закупками у единственного поставщика.
Согласно Закону Республики Беларусь процедура закупки из одного источника – вид процедуры государственной закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, при котором заказчик (организатор) предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю). При этом допускается предложение заключить договор двум поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и более, если предмет государственной закупки разделён на части (лоты).
Согласно анализу официальных Данных о государственных закупках товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов по Республике Беларусь, размещенных на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ), а также данным в открытых СМИ, в первом полугодии 2018 года проведено более 230 тыс. процедур закупок, из них 53% – из одного источника. За этот период заключено более 200 тыс. договоров субъектами хозяйствования – получателями бюджетных средств на сумму 2 млрд белорусских рублей, из них 65% закупок было осуществлено из одного источника, 35% – в результате конкурентных процедур. [2]
Новая редакция закона о государственных закупках, которая вступит в силу с 1 июля 2019 года, регламентирует систему закупок из одного источника. Она должна будет четко закрепить условия проведения закупки. Предусмотрена норма о том, что если организация проводила конкурентную закупку, в которой были обозначены определенные условия поставки, оплаты, предмет, требования к участнику, то при переходе к закупке из одного источника эти условия нельзя будет изменить. «Это делается с целью избежать изменения условий государственной закупки под конкретного поставщика» [3]. МАРТ подготовит проект постановления, который установит порядок и процедуру маркетинговых исследований рынка при проведении закупки из одного источника.
Кроме того, МАРТ намерен продолжить электронизацию процесса закупок малых объёмов. Помимо этого, заказчики будут обязаны размещать в Государственной информационно-аналитической системе справку о закупке из одного источника, что сейчас не делается. Это сделает процедуру более открытой. С помощью данной функции сразу будет видно, с кем прорабатывался вопрос закупки, а это, соответственно, позволит поставщикам направлять жалобы в случае разногласий. Благодаря усилению гласности в процессе государственных закупок из одного источника и ужесточению правил их проведения, ожидается снижение количества закупок только из одного источника. [4, с. 12]
Несмотря на то, что в Беларуси создана эффективная законодательная база по борьбе с коррупцией, взятки или так называемые «откаты» являются одним из самых характерных элементов коррупционных схем в сфере государственных закупок. В целом, можно определить следующие благоприятные условия для возможных махинаций и коррупции в сфере закупок из одного источника в Республике Беларусь:
1. отсутствие реестров государственных закупок для полной прозрачности результатов процедуры в целях анализа возможных нарушений законодательства и своевременного обжалования процедуры и результатов;
2. отсутствие реестров заключенных договоров для полной прозрачности информации по заключенным договорам в целях анализа монополистической деятельности поставщиков и изменения стоимости договоров в периоде их действия;
3. отсутствие в Законе положений о возможности обжаловать процедуру или заключенный договор на государственную закупку, не относящуюся к случаям государственных секретов;
4. отсутствие в Данных по государственным закупкам (в статистических отчетах) полноты данных для качественного анализа заказчиков и поставщиков (ведомственная принадлежность, размер бизнеса и вид собственности), полной суммы расходов в разрезе расходов на состоявшиеся, несостоявшиеся и отмененные государственные закупки;
5. разная степень законодательно регулируемой административной ответственности коммерческих и бюджетных организаций за неэффективное использование государственных средств;
6. размещение НПА в нескольких базах (например, НПИП и МАРТ) вместо гиперссылки на такие НПА, расположенные в едином и доступном для каждого гражданина месте (например, НПИП);
7. сложность изложения положений НПА для однозначного понимания требований законодательства всеми заинтересованными лицами;
8. большое количество регуляторов по государственным закупкам и законодательно неформализованная их ответственность и так далее.
Однако по мнению исследователей, главной проблемой в практике закупок из одного источника является несовершенство нормативно-правовых актов, регулирующих процедуру закупки от одного поставщика. Юридически неподготовленному человеку сложно разобраться в большом многообразии НПА. Всегда существует риск их неверного и неоднозначного по смыслу прочтения, так как они часто не согласованы и несут двойственный характер (в части информационной открытости или закрытости закупок для общественности) случаев для проведения государственных закупок по процедуре закупки из одного источника, объединенных в одном положении (п. 2 ст. 50). Также отсутствует правовое регулирование ответственности за нарушение основных принципов осуществления государственных закупок.
Как видно, государство не регулирует данный процесс в полной мере, хотя часто в Закон вносятся изменения, которые должны ужесточить данный процесс и сделать его более прозрачным. Необходимы изменения в политике государства для улучшения ситуации в сфере государственных закупок.
Некоторый перечень возможных мероприятий следующий:
1. Разработать государственную стратегию и расширить принципы осуществления государственных закупок, принимая во внимание роль государственных закупок для социально-экономического развития страны и необходимость объединения стейкхолдеров для решения задач развития.
2. Положения Закона и НПА по государственным закупкам согласовать с положениями взаимосвязанных законов и НПА (например, законодательство в отношении антимонопольного регулирования, защиты и развития добросовестной конкуренции, защиты и развития МСП и др.).
3. Обеспечить широкую публичность государственной стратегии и принципов осуществления государственных закупок для руководства информацией в деятельности всех заинтересованных лиц.
4. Законодательно закрепить единственный портал для размещения, обновления и хранения НПА для обращения к актуальным версиям НПА.
5. Разработать модель взаимодействия государства с заинтересованными лицами для принятия во внимание их предложений и рекомендаций в целях совершенствования законодательства для социально-экономического развития страны.
В заключение можно сделать вывод о том, что государственные структуры Республики Беларусь действительно изменяют правовую базу в сфере государственных закупок из одного источника для упрощения функционирования и контроля за операциями в данной сфере, однако система нуждается в больших изменениях и существует целый ряд проблем, которые необходимо решить для устранения всех недостатков.
Библиографический список:
1. Галанов, В.А. Логистика государственных закупок: учеб.-метод. пособие / В.А. Галанов, О.А. Гришина, С.Р. Шибаев; под общ. ред. В.А. Галанова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 340 с.
2. Что изменится в системе государственных закупок / Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. 2019. URL:http://http://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2018/august/30062. (дата обращения: 20.03.2019).
3. Система государственных закупок из одного источника будет чётко регламентирована / БелТА – Белорусское телеграфное агентство [Электронный ресурс]. 2019. URL:https://www.belta.by/economics/view/sistema-goszakupok-iz-odnogo-istochnika-budet-chetko-reglamentirovana-mart-314173-2018/ (дата обращения: 20.03.2019).
4. Одинец А.Н. Что изменилось в госзакупках в 2016 году? / А.Н. Одинец // Промышленно-торговое право. – 2016. - № 7.
Материал размещен кафедрой «Логистика и
маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика –
Евразийский мост» ЛЕМ - 2019