Кизим Анна Дмитриевна
Студентка 5 курса,
Российский университет транспорта (МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: kizim.ad@yandex.ru
Научный руководитель – Синицына Анна Сергеевна
к.т.н., доцент кафедры «Логистические транспортные системы и
технологии»
Российский университет транспорта (МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: acc-lgkr@mail.ru
The effectiveness of using railway transport as urban public transport
Kizim Anna Dmitrievna
5st grade student,
Russian University of Transport,
Moscow, Russia
Scientific supervisor – Sinitsyna Anna Sergeevna
PhD (Technical), Associate professor, associate professor of department «Logistics transport systems and technologies»
Russian University of Transport,
Moscow, Russia
В данной статье рассматривается проблема повышения эффективности организации пассажиропотоков в городских транспортных системах. Большое внимание уделяется анализу международного опыта и целесообразности использования железнодорожного транспорта в качестве городского общественного транспорта.
Ключевые слова: логистика, железнодорожный транспорт, городской общественный транспорт, пассажиропотоки, международный опыт.
This article describes the problem of increasing of efficiency in passenger traffic organization by the city transport systems. Great attention is paid to analysis of international experience and expediency of using railway transport as urban public transport.
Key words: logistics, railway transport, urban public transport, passenger traffic, international experience.
Каждая городская транспортная система по-своему уникальна. Это обусловлено особенностями города, его климата, населения, истории. Неотъемлемой частью каждой системы является железнодорожный транспорт. Многие страны мира активно используют железнодорожный транспорт как средство массовых перевозок пассажиров сети пригородных пассажирских сообщений. В некоторых западноевропейских городах (в Берлине, Гамбурге, Мюнхене и др.) сформированы специализированные инфраструктурные комплексы рельсовых путей, получившие название Stadtbahn (S-Bahn) – городские железные дороги. На сегодняшний день это яркий пример тенденций к более полному использованию преимуществ железнодорожного транспорта.
Оценка эффективности организации пассажиропотоков может быть произведена относительно интересов нескольких сторон участников перевозочного процесса. Таковыми являются: пассажиры, транспортные предприятия, город.
Показатели эффективности, учитывающие интересы пассажиров
Это прежде всего затраты времени на передвижение, которые состоят из нескольких составляющих: времени на пешеходные переходы, на ожидание поезда, на передвижение в поезде, а также уровень пересадочности, комфортабельность и доступность транспорта.
В качестве показателей комфорта при этом принимается удаленность остановки общественного транспорта от дома и места работы; степень наполнения подвижного состава; количество пересадок при поездке; время, затрачиваемое на пересадку; суммарное время поездки;
Показателями доступности являются: пешеходный путь до станции (остановочного пункта); время, затрачиваемое на поездку; транспортные расходы на передвижение (плата за проезд).
Транспортная система обладает удовлетворительной доступностью и мобильностью в случае, если 75 % мест приложения труда, на которых трудятся жители зоны обслуживания, можно достичь из любой точки зоны за 45 минут.
Критерии качества обслуживания пассажиров не существуют отдельно, а взаимосвязаны таким образом, что улучшение одного нередко приводит к ухудшению другого и наоборот.
Показатели эффектности, учитывающие интересы транспортных предприятий
В качестве таких показателей могут выступать капитальные вложения и эксплуатационные расходы, связанные с организацией движения поездов или других транспортных средств, работающих в пригородной-городской зоне.
Показатели эффективности с точки зрения интересов города
К ним относятся влияние транспорта на окружающую среду (загрязнение воздушной среды, уровень шума), стоимость отчужденных под транспортные сооружения территорий (земельных участков) и влияние на уровень общественной производительности труда.
Относительно автомобильных магистралей железные дороги имеют меньшие показатели загрязнения окружающей среды, меньшие затраты территории, возможность осуществления полноценного подземного движения (метрополитен), регулярность, в связи с малой зависимостью от природных условий и отсутствия составляющей личного железнодорожного транспорта. Городское пространство является ограниченным ресурсом, и городская железная дорога использует его максимально эффективно. Электропоезд помимо перевозки пассажиров, снимает нагрузку с дорожных сетей, обеспечивая комфортное передвижение людей, пользующихся личным транспортом.
На эффективность железных дорог в городе указывает опыт стран, где сети рельсового транспорта сформированы и успешно функционируют (Германия, Великобритания, Китай и др.). Популяция таких городов, в основном, превышает 500-700 тыс. чел.
Наибольшее распространение городская железная дорога получила в ФРГ (S-Bahn). Расстояния между станциями S-Bahn, как правило, меньше, чем между станциями региональных поездов (Regionalbahn), и больше или равны таковым в метрополитенах, у легкорельсового транспорта и уличных видов городского транспорта (трамваев, автобусов и др.). Как правило, вход в вагоны S-Bahn расположен на одном уровне с перроном.
Сеть городской железной дороги (протяженностью около 150 км), с дополнениями в виде метрополитена, расположена в Гамбурге. Линии в основном проходят в городской черте. Включает в себя 68 станций на четырех основных линиях и двух дополнительных в часы пик. Поезда разных линий при совпадении маршрутов используют одни и те же пути. Используется как постоянный, так и переменный ток.
Городская электричка работает с 04:30 до 01:00, в ночь с пятницы на субботу, с субботы на воскресенье и перед праздниками. В дневное время интервал между поездами составляет 10 минут, а с 23 до 6 утра — 20 минут.
Ближайшие планы развития сети городской электрички касаются соединения Гамбурга с городом Кальтенкирхен. Планируется также открыть новую линию S4, которая свяжет Альтону на западе с Аренсбургом и Бад-Ольдеслоэ на северо-востоке. Предполагается, что новая линия будет создана на базе существующей линии R10 региональной железной дороги.
К наиболее крупным таким системам можно отнести сеть Мюнхена, запущенную в 1972 году, протяженностью 440 км.
Участок подземной дороги с 5-ю станциями, протяженностью 4,2 км, соединяет подходы к Главному и Восточному вокзалам. Поезда с тремя, шестью и девятью вагонами, могут перемещаться с наименьшим интервалом 90 сек.
Всего в Германии существует семнадцать таких систем, многие из которых обслуживают несколько городов. Перевозки осуществляются, как правило, на конкурсной основе. Существует конкуренция «за маршрут» — перевозчик выбирается по результатам тендера и после является монопольным поставщиком услуг на этом маршруте. В стране действуют 34 перевозочных компании, при этом холдинг Deutsche Bahn AG с его дочерними и зависимыми обществами на рынке услуг доминирует.
В Великобритании ярким примером является транспортная сеть Лондона.
Рельсовый транспорт в Лондоне включает в себя метрополитен, легкое метро (DLR), городскую электричку (Overground) и трамвайную систему. Электрички, соединяющие Большой Лондон с его пригородами, иногда называют надземной частью метрополитена. London Overground (Лондонская надземка) — это самостоятельная транспортная система, объединяющая 8 маршрутов и 83 станции, преимущественно в западной и северной частях города.
Легкая железная дорога (Docklands Light Railway или DLR), считается частью лондонского метро. Это важная транспортная артерия в восточной части города, которая создавалась для обслуживания Доклэнда (район офисов и «белых воротничков»). Сейчас DLR включает 45 станций по 7 маршрутам; некоторые станции соединяются с линиями подземки.
Поезда состоят из 2-3 парных вагонов без водителя и ходят по нескольким маршрутам.
В мае 2009 г. в Лондоне было начато сооружение «Crossrail» – внутригородской железнодорожной линии (около 118 км), которая, пересекая пригородно-городскую зону, объединит западный и восточный пригород. Частично пути будут проходить в тоннелях (приблизительно 40 км). Пропускная способность «Crossrail» рассчитана на 24 состава (по 10 вагонов) в час. Максимальная скорость составит на наземных участках - до 160 км/час, в тоннелях - до 100 км/час. На некоторых линиях подземки спроектированы пересадочные пункты на «Crossrail», с правом проезда по билету метрополитена. Таким образом, пассажирская система Лондона интермодальна.
Таким образом, мы видим, что опыт зарубежных стран подтверждает эффективность использования железнодорожного транспорта в качестве городского общественного транспорта.
В целях повышения эффективности организации пассажиропотоков необходимо больше внимания уделять роли железных дорог в транспортном обслуживании населения больших городов и городских агломераций. Это обусловлено преимуществами над автомобильными магистралями. К ним относятся меньшие показатели загрязнения окружающей среды, меньшие затраты территории, возможность осуществления полноценного подземного движения, регулярность, максимально эффективное использование городского пространства, разгрузка с дорожных сетей. Поэтому в городской транспортной системе железнодорожный транспорт играет неоценимую роль.
Библиографический список:
1. Дранченко Ю.Н. Железная дорога в городе // Железнодорожный транспорт.- 2013.- № 12.- С.81-84 .
2. Куренков П.В., Дранченко Ю.Н. Железная дорога в городе: за и против // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ / ВИНИТИ.- 2014.- № 1.- С.26-34.
3. Беднякова, Е.Б. Повышение эффективности использования железнодорожного транспорта для обслуживания населения крупных городов и пригородных зон: дис. … канд. экон. наук. - М.: ГУУ, 2000. - 119 с.
4. Дранченко, Ю.Н. Особенности организации пригородных пассажирских перевозок в различных странах мира // Вестник транспорта.- 2015.- № 10.- С.28-33.
5. Дранченко, Ю.Н. Новые механизмы стратегического управления пассажиро– и грузопотоками в городских агломерациях // Проблемы современной науки и их решения: Сб. науч. тр. по материалам Междун. заоч. науч.- прак. конф., Липецк, 15 июня 2012. - Липецк: Липецкая обл. обществ. организация ВОИР, 2012.- С.83-88.
Материал размещен кафедрой «Логистика и
маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика –
Евразийский мост» ЛЕМ - 2019