Воркутова Дарья Андреевна
магистрант 2 курса,
Российский университет транспорта (МИИТ),
Москва, Россия
E-mail: darivork@outlook.com
Научный руководитель – Синицына Анна Сергеевна
к.т.н., доцент кафедры «Логистические
транспортные системы и технологии»,
Российский университет транспорта (МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: acc-lgkr@mail.ru
Organization of groupage containerized cargo shipments
Vorkutova Daria Andreevna
2st grade master-student,
Russian University of transport (MIIT),
Moscow, Russia
Scientific supervisor – Sinitsyina Anna Sergeyevna
Candidate of Technical Sciences, senior lecturer of « Transport
logistics systems and technologies» department,
Russian University of Transport,
Moscow, Russia
В настоящее время главным направлением в организации перевозок грузов является контейнеризация. При отправке контейнеров в ускоренных грузовых поездах (УКП) за счет поправочных коэффициентов становится ниже тариф на перевозку; снижается стоимость , и значительно сокращаются сроки доставки, так как контейнеры движутся на одну станцию назначения. К тому же, значительно упрощаются перевалочные работы в порту при отправках контейнеров в смешанном сообщении. Но часто поставщикам не хватает объема для отправки груза в целом контейнере. В таких случаях рационально пользоваться сборными контейнерными отправками, которые организовывают транспортно-экспедиторские компании (ТЭК).
Ключевые слова: логистика, контейнерные перевозки, сборные грузы, склад консолидации груза.
Currently, the main focus in the organization of cargo transportation is containerization. When shipping containers in accelerated freight trains, due to correction factors, the transportation tariff becomes lower; cost is reduced, and delivery times are significantly reduced, as the containers move to one destination station. In addition, transshipment work at the port is greatly simplified when shipping containers in a mixed message. But often suppliers do not have enough volume to ship the goods in the whole container. In such cases, it is rational to use containerized shipments that are organized by freight forwarding companies.
Key words: logistics, container transportations, Groupage cargoes, warehouse of consolidation of cargo.
Важнейшей задачей успешной перевозки грузов является обеспечение сохранности грузов при минимальных затратах времени и труда. Эти условия обеспечиваются при перевозке в универсальном транспортном оборудовании – контейнере [1]. В развитых странах до 98 % грузов в таре перевозятся с использованием контейнеров. В нашей же стране только 10 % товаров перевозится при помощи контейнеров, при этом попытки увеличения этого объема упираются в недостатки инфраструктурного развития.
Грузовые контейнеры всегда универсальны: их стандартные размеры походят для морской, речной, воздушной, железнодорожной и автомобильной перевозки, облегчают погрузку и разгрузку, а пломбировка и механизмы фиксации гарантируют безопасность доставки. Немалым преимуществом является то, что для перевозки грузов применяются разные типы контейнеров. Выбирая подходящий, владелец груза максимально использует полезный объем [2].
На железнодорожном и морском транспорте перевозки грузов в основном осуществляются в 20– футовых и 40-футовых контейнерах. Транспортировать по железнодорожной магистрали выгодно до 60 % от общего объема грузов, и в этом объеме железнодорожные перевозки в контейнерах занимают 1/3.
По подсчетам специалистов, у контейнеров достаточно большие перспективы: увеличение годового объема до 1/2 в год — при условии роста количества терминалов и качества контейнерного парка. Необходимо более полно использовать протяженную сеть железных дорог, проходящих из России через Европу и Азии. И, конечно, необходимо делать расчет на высокую вместительность контейнера, которая даст возможность перевезти одновременно большое количество грузов на дальние расстояния.
Понятно, что при партии товара значительно меньшей, чем может поместиться в контейнер, грузовладельцу невыгодно оплачивать перевозку полупустого контейнера. И для этих целей наиболее эффективно применять сборные контейнерные отправки, которые позволят решить проблему со стоимостью доставки небольших партий грузов. Для обозначения сборных контейнеров используется аббревиатура LCL (Less Container Loading) - контейнер, заполненный грузом для разных получателей.
В отличие от ставки за перевозку в контейнере генеральных грузов, контейнер со сборным грузом не имеет фиксированную ставку. Стоимость доставки партий груза зависит от объема и веса мест груза. Таким образом, перевозка мелких партий товара обходится клиенту в сравнительно небольшие деньги [3].
На территории России сборные грузы перевозятся преимущественно наземным транспортом: автомобильным и железнодорожным, а также в смешанном железнодорожно-водном сообщении. Международные перевозки сборных грузов часто осуществляются морским и воздушным транспортом. Как правило, сборные контейнерные перевозки осуществляются в формате «от двери до двери».
В настоящее время 75-85% отправок генеральных и контейнеризированных грузов оформляются транспортно-экспедиторскими компаниями (ТЭК). Все большее число компаний берутся за отправку сборных контейнерных грузов. Компании, имеющие в собственности склад для консолидации груза, принимают к перевозке партии товара от разных поставщиков, с которыми заключен договор транспортно-экспедиционных услуг, и обеспечивают их транспортировку в крупнотоннажных контейнерах [4]. Обычно работа ТЭК со сборными грузами выглядит следующим образом.
В согласованное время на склад приезжает представитель грузоотправителя с грузом. Работники склада осматривают груз на наличие повреждений, производят взвешивание, пересчет мест, производят замеры. В случае обнаружения повреждений совместно с заказчиком принимается решение о приеме/не приеме груза на склад. Груз выгружают на отведенное для заказчика место на складе, проставляют маркировку: наименование заказчика, количество мест, габариты, вес. Клиенту направляется извещение о принятии груза. После того, как сборный груз накопился на складе в нужном объеме, подается порожний контейнер для загрузки, производится погрузка и на контейнер навешивают запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ). Перевозка грузов в универсальных контейнерах железнодорожным транспортом осуществляется только между станциями, открытыми для операций (приема, выгрузки, погрузки, сортировки, оформления перевозочных документов и др.) Работники контейнерного терминала на станции выдают акт о приме груженого контейнера после наружного осмотра контейнеров и пломб [5]. Контейнер включают в погрузку в ускоренном контейнерном поезде до станции назначения. По прибытию на станцию контейнер вывозится на склад расформирования. Грузополучатели уведомляются о прибытии контейнера на склад назначения и, по согласованию, контейнер вывозится конечным получателям автодоставкой ТЭК либо самостоятельно. Каждому заказчику формируется отдельный счет за отправку с учетом объема либо веса груза заказчика в контейнере.
Помимо очевидных преимуществ перевозки сборных грузов, есть и отрицательные моменты. На рынке грузоперевозок есть компании, которые не приветствуют формирование сборного груза в контейнер, так как считают, что процедура накопления и погрузки разного вида грузов достаточно затратные операции. Существует повышенная вероятность порчи груза из-за его неправильного расположения в таре и большого количества товаров разных габаритов. В таком способе доставки важный момент – надежное закрепление товара внутри тары, во избежание его смещения во время транспортировки.
При сборной контейнерной отправке важно правильно разместить различную номенклатуру груза в таре. Особое внимание стоит уделять пищевым продуктам: в зависимости от сезона и дальности перевозок некоторые грузы могут быть запрещены к перевозке в сухих контейнерах. К тому же, правилами перевозки грузов запрещена перевозка в контейнере пищевых грузов с непищевыми [5]. При весе одного места груза более 1500 кг для отправки по железной дороге необходима схема крепления груза в контейнере. Необходима равномерная загрузка грузов в тару контейнера по весу, с соблюдением центра тяжести контейнера. При отправке контейнера по железной дороге существует нормативный вес брутто контейнера (для 20-футовых контейнеров – 24 тонны, для 40-футовых – не более 26 тонн) [6]. Как правило, поставщики перевозят тяжелые грузы, и контейнер наполняется по весу, но не по объему, из-за нехватки легкого груза. Вследствие этого грузовое пространство тары используется не столь эффективно.
Основными показателями качества транспортного обслуживания грузовладельцев являются: степень удовлетворения спроса по объему перевозок контейнеров за определенный период времени, степень регулярности перевозок, выполнение установленных сроков доставки, степень безопасности и сохранности перевозимых грузов [2].
Таким образом, при отправке партии груза через склад консолидации, сборный контейнер доставляется по железной дороге в короткие сроки, груз доставляется в сохранности и защищен от хищения. Поставщикам товара нет необходимости хранить на своих складах груз в накоплении большой партии, так как появляется возможность выгружать товар с другими поставщиками и отправлять в одной транспортной таре. Данный вид доставки груза при отправке на большие расстояния экономически выгоден и поставщикам и транспортно-экспедиторским компаниям.
Библиографический список:
1. ГОСТ Р 52202-2004 (ИСО 830-99) Контейнеры грузовые. Термины и определения (с Изменением N 1, с Поправкой), 2004. – 40 с.
2. Акулов А. М. Совершенствование технологии перевозок мелких отправок сборными крупнотоннажными контейнерами в мультимодальных сообщениях: Диссертация кандидата технических наук. М.: МИИТ, 2013. - 226 с.
3. Особенности, этапы и стоимость перевозки сборных грузов// [Электронный ресурс]: URL: https://www.kp.ru (дата обращения 278.03.2019).
4. Федеральный закон от 30 июня 2003 года № 87-Ф «О транспортно-экспедиторской деятельности».
5. Министерство путей сообщения РФ Приказ №8 ЦЗ от 27.05.99 «Об утверждении правил перевозок грузов в универсальных контейнерах на ж/д транспорте».
6.
Федеральный закон
«Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 N 18-ФЗ.
Материал
размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник:
материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019