Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 10:33:35
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Возникновение и развитие транспортных холдингов

Вольнов Петр Игоревич

студент 4 курса,

Российский Университет Транспорта (МИИТ),

г. Москва, Россия

E-mailvolnovpetr1840@gmail.ru

Серёгин Игорь Витальевич

студент 4 курса,

Российский Университет Транспорта (МИИТ),

г. Москва, Россия

E-mailuvs-97@mail.ru

Мунгалов Вадим Андреевич

студент 4 курса,

Российский Университет Транспорта (МИИТ),

г. Москва, Россия

E-mailv-elenko@yandex.ru

Научный руководитель – Куренков Петр Владимирович

д.э.н., профессор, зам. директора

Российский Университет Транспорта (МИИТ),

г. Москва, Россия

E-mail:petrkurenkov@mail.ru 

 

The emergence and development of transport holdings

Volnov Petr Igorevich

4th year student,

Russian University of Transport (MIIT),

Moscow, Russia

E-mail: volnovpetr1840@gmail.ru

Seryogin Igor’ Vital’evich

4th year student,

Russian University of Transport (MIIT),

Moscow, Russia

E-mail: uvs-97@mail.ru

Mungalov Vadim Andreevich

4th year student,

Russian University of Transport (MIIT),

Moscow, Russia

E-mail: v-elenko@yandex.ru

Scientific supervisor – Kurenkov Petr Vladimirovich

doctor of Economics, Professor, Deputy Director

Russian University of Transport (MIIT),

Moscow, Russia

 

В данной статье рассматривается создание и развитие холдингов в разных странах мира. Раскрыты основные факторы, мешающие их развитию

Ключевые слова: холдинги, акционерные общества, банки, железная дорога, транспорт.

 

This article discusses the creation and development of holdings in various countries around the world. Revealed the main factors hindering their development

Key words: holdings, joint-stock companies, banks, iron horn, transport.

 

Вместе с сетевыми образованиями в нашей цивилизации появились и холдинги. Холдинговые компании были инициаторами распространения сетей и в географическом смысле - железных дорог, линий электропередач, сетей общего пользования (коммунальных сетей), и в виртуальном понимании - бизнес-сетей, сетей корпораций. Холдинговая компания появилась как пирамидальная корпоративная структура, принявшая на себя зонтичные функции для ряда самых разноплановых образований.

В Российской Федерации и на постсоветском пространстве опыт функционирования холдинговых компаний сравнительно небольшой, поскольку первые холдинги у нас начали появляться относительно недавно, в 90-х гг. XX в. Тем не менее, как утверждается в, холдинговые концепции были знакомы еще юридической науке имперской России;  и, более того, отдельные характерные особенности холдингов были присущи управленческой экономике СССР.

Обращаясь к мировому опыту, следует отметить, что в мировой экономике, и, прежде всего, в европейской и американской, холдинги являются одной из старейших организационно-управленческих структур. Исследователи истории форм экономической организации относят начало подобного рода структур к 1820 г. Согласно новейшим воззрениям, в наличии имеются две гипотезы происхождения холдингов  первая отдает пальму первенства холдинговых образований США, другая связывает возникновение холдингов со странами Европы.

Основание первых холдинговых компаний в Европе относят к 1820-м гг.  Европейские капиталисты придерживались традиционных методов ведения дел, и система управления предприятиями была модернизирована лишь в конце XIX в. в Германии, а в других странах Европы - уже в XX в.  Поэтому европейские холдинговые компании XIX  разительным образом отличались от американских образцов. Одной из первых холдинговых компаний в Европе было бельгийско-нидерландское общество Sociйtй Gйnйrale  des Pay-Bas pour favoriser l'industrie nationale (более известное под названием Sociйtй gйnйrale de Belgique, далее сокращенно - SGB), учрежденное в Брюсселе в 1822 г. Основной целью, ради которой создавалась компания, было государственное управление и финансирование путем создания частных предприятий и приобретения долевого участия в других компаниях. Таким образом, основой экономической системы Бельгии стала модель финансового капитализма: финансовые организации осуществляли финансирование предприятий посредством системы участия, взяв под свой контроль ведущие отрасли экономики. Система управления охватывала начальную и конечную стадии производства. Для контроля отраслями в регионах были создана сеть холдинговых компаний. Аналогичная стратегия была принята впоследствии также французскими и германскими банками.

В Германии еще в 1820-30-х гг. появилась вертикальная интеграция, в первую очередь в горнодобывающей промышленности. Если банковские институты Германии, основанные до середины 50-х гг. XIX в., представляли собой эмиссионные банки, имеющие право на выпуск банкнот, то во второй половине века начали появляться частные банки без привилегии на выпуск банкнот

Отличительными чертами корпоративной экономики Франции XIX и начала XX вв. явилось преобладание семейного капитала и самофинансирование. Важную роль в этом играло французское наследственное право.

Создание компаний с ограниченной ответственностью было разрешено только в 1867 г. И даже после этого компании очень вяло выходили на рынок капитала. Бульшая доля инвестиций в XIX в. во Франции приходилась на акции железных дорог и иностранные инвестиции.

К концу XIX в. появилась новая форма холдинговых компаний. В 1880-х гг., во время Долгой депрессии в Европе, сопровождавшейся спадом экономической конъюнктуры и, как следствие, падением процентной ставки, для инвесторов возникла проблема вложения в новые, более рентабельные области. В предыдущий период индустриального строительства и  развития был накоплен избыточный  капитал, который теперь инициировал поиски путей инвестирования. Возникли общества, по существу являвшиеся холдинговыми компаниями, цель которых заключалась не в финансировании предприятий внутри страны, а в инвестициях и в долевом участии в экономическом развитии стран, находящихся за пределами Европы. Таковыми были учрежденные в 1879 и 1890 гг. в Швейцарии холдинговые компании "Банк восточных железных дорог" и "Швейцарский железнодорожный банк".  Структура холдингов приняла классический образец: страна-хозяин (Германия), страна базирования (Швейцария),  третьи страны (Балканы, Османская империя). Движущей пружиной холдинга явилось железнодорожное строительство.

Георг фон Сименс - директор "Дойче банк" вместе с рядом других германских банков получили концессию на Анатолийскую железную дорогу в Малой Азии и установили контроль над обширной железнодорожной сетью в Юго-Восточной Европе, учредив железнодорожные компании "Оттоманское общество Анатолийских железных дорог" и "Общество эксплуатации Восточных железных дорог". Для финансирования созданных германским капиталом железнодорожных обществ банки "Дойче банк", "Венский банковский союз" и "Швайцерише кредитанштальт" создали в Цюрихе «Банк Восточных железных дорог». Контроль над этой железнодорожной сетью имел не только первостепенное экономическое значение, но и давал Германии мощные рычаги политического воздействия на страны этого региона, а также важные стратегические позиции.

Цель же учреждения гигантских концернов, образованных путем слияния многих фирм, в период 1885-1905 гг., заключалась в достижении значительной степени монопольной власти, достаточной для того, чтобы диктовать цены и контролировать уровень производства на отдельных предприятиях

В США первые холдинговые компании образовались в конце XIX в. в качестве финансовых компаний, владеющих контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. Правовая основа создания холдинговых компаний появилась в 1889 г., когда в штате Нью-Джерси, наиболее открытым для предпринимательских инноваций, с целью расширения корпоративной системы были разрешены к созданию холдинговые компании. Правовой фундамент, на котором зиждилась структура холдингов, оказался весьма удачным образованием, что позволило в США обойти антитрестовое законодательство в лице закона Шермана от 1890 г. Пионером организационной трансформации явилась компания Standard Oil Trust, зарегистрировавшая холдинговую компанию в штате Нью-Джерси на базе одной из своих корпораций. Аналогичную инициативу проявили вслед за тем и другие американские нефтяные и сталелитейные тресты.

С середины XIX в. в экономике США наступил период общей высокой конъюнктуры (1850-1873 гг.). Затем наблюдается замедление экономического роста (1873-1895 гг.). Как объясняется  в, Соединенные Штаты в XIX в. смогли занять видное положение среди индустриальных государств, но потом, вследствие Северо-Американской гражданской войны 1861-1865 гг., наступил период экономических кризисов. Особенно ярко это проявилось в железнодорожной отрасли, являющейся в тот период с 1840-х гг. ведущей отраслью экономики США, определяющей динамику экономического роста. Но уже в 1900 г. относительное небольшое число крупных многофункциональных интегрированных фирм стали доминировать в большинстве отраслей американской промышленности.

Примеру Standard Oil последовали Sugar Trust, The American Cotton Seed Oil Trust и другие тресты. Так возникла трестовская форма треста крупной корпорации: полный контроль штаб-квартиры над входящими в состав подразделениями. Тресты  в США стали крупными монополиями, подчас безраздельно господствующими в своей отрасли..

Тресты создали рынок ценных бумаг и исчезли, уступив место публичным корпорациям и холдингам. Холдинговая форма управления корпорацией была узаконена и оказалась проще с точки зрения юридического оформления. Для включения в состав корпорации новых фирм было необходимо слияние или поглощение, что изменяло структуру и правовое положение соответствующих фирм и требовало сложного организационного и юридического оформления, в то время как образование холдинга позволяло оставить их положение формально неизменным.

Холдинговые компании в Соединенных Штатах формировались двумя путями. Первый путь предполагал слияние нескольких компаний или поглощение крупной корпорацией ряда фирм, что завершалось образованием холдинг-центра корпорации Второй путь состоял в приобретении финансовыми компаниями контрольных пакетов акций быстрорастущих промышленно-транспортных корпораций, которые для расширения своей производственной деятельности нуждались в дополнительном денежном капитале, и решали проблему привлечения денежных средств путем новой эмиссии акций.

Холдинговые компании США, в отличие от европейских, были ориентированы на контроль над зависимыми обществами посредством владения большинства долей участия или контрольным пакетом акций. Для предприятий Соединенных Штатов было характерно (даже на стадии индустриального строительства) использование для создания и расширения компании такого финансового инструмента, как акция. Создание холдинговых компаний как концепции управления предприятиями отражают развитие экономической практики США конца XIX в. и приходятся на завершающую фазу индустриального роста.

Фаза начальной индустриализации в Японии началась в годы Реставрации Мэйдзи и первого десятилетия эпохи Мэйдзи (1868-1912 гг.). Развивающаяся коммерческая активность торгово-роставщических «домов» была под исключительным контролем «денежных кланов», дзайбацу . Четыре главных дзайбацу начали свою историю ещё в период Эдо (1603—1868 гг.). Это "Мицубиси", "Мицуи", "Сумитомо" и "Ясуда".

В 1873 Ятаро Ивасаки, создатель дзайбацу Мицубиси, основал собственную компанию «Мицубиси сёкай» и впоследствии монопольно властвовал в судоходстве и судостроении. В 1876 дзайбацу Мицуи, возглавляемая Ридзаэмоном Миномурой, учредило свой банк с капитализацией в 2 млн. иен, долгие годы бывший крупнейшим японским банком. Дзайбацу, приобретавшие все более доминирующую роль в экономике Японии, начиная с 1880-х гг. делали первые шаги по созданию своих индустриальных империй. Этому содействовали и привилегии, предоставленные правительством "старым домам".

В Соединенных Штатах холдинговые компании достигли совершеннолетия в секторе предприятий общественного пользования, как внутреннем, так  и внешнем, в конце 1920-х гг. Компании имели иерархическую пирамидальную структуру, и на каждом уровне производилась концентрация новых финансовых ресурсов. Контроль на вершине осуществлялся посредством владения небольшого количества пакетов акций, и этот контроль часто концентрировался в руках единственного человека или небольшой группы людей.

В новейшей экономической истории структура организации капитала в виде холдинговых компаний стала успешно решать такие проблемы, как привлечение внешних инвестиций и налоговое планирование (в частности, посредством регистрации компаний в странах с льготным налогообложением).

В новейшее время в связи с интернационализацией экономики функции холдингов видоизменяются. Большую роль с системе монополии капитала играют финансово-промышленные группы холдингового типа.

Картели в России как промышленные единицы появились в 1890-х гг. и буквально размножились перед Первой мировой войной.

В годы сталинских реформ и целенаправленного сворачивания нэпа тресты потеряли свою хозяйственую самостоятельность и превратились в посреднические звенья системы управления. Зато функции синдикатов были расширены, и в 1929 г. они были вновь преобразованы в главки. Впоследствии главки в 1973 г. стали объединениями.

Современное право России, также как США и Европейских стран, ограничивает свободу субъектов рынка, если их действия направлены на создание помех свободной конкуренции. Горизонтальные картельные соглашения, и - реже - вертикальные, наблюдаемые в рамках деятельности трестов, преследуются антимонопольным законодательством. Основными признаками наличия картелей, подлежащих запрету, сводятся к следующим: согласование цен, согласование объемов сбыта, раздел рынка и др. Однако имеются и исключения.

Библиографический список:

  1. Келлер Т. Концепции холдинга / Пер. с нем. Обнинск, Калужск. обл.: ГЦИПК, 1996. - 312 с.
  2. Данников В.В. Холдинги в нефтегазовом бизнесе: стратегия и управление.- М.: ЭЛВОЙС-М, 2004.- 464 с.
  3. Сметанкина Ю.А. Возникновение и развитие холдингов, некоторые правовые аспекты их регулирования // Образование и общество.- 2007.- № 1.
  4. Шиткина И.С. Объединения предпринимателей: ассоциации, холдинги, финансово-промышленные группы, простое товарищество: Научно-практическое пособие.- М.: Норма, 2001.- 162 c.
  5. Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: Научно-практическое издание.- М.: Волтерс Клувер, 2006.- 648 с.
  6. Портной К. Правовое положение холдингов в России.- М.: Волтерс Клувер, 2004.- 304 с.
  7. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. Полн.собр.соч., изд. 5, т.27.  М.: 1977.- С.299-426.
  8. Холдинговые компании в рыночной экономике.- Изд-во ИЦ-Гарант, 1992.– 40 с.
  9. Азроянц Э.А., Ерзикян Б.А. Холдинги. Кн. 1. Холдинговые компании: особенности, опыт, проблемы, перспективы. М.: Изд-во НИИУ, 1992.- 122 с..
  10. Хауч Г. Империя АЕГ-Телефункен. М.: 1982.- 327 с.
  11. Куренков П.В., Котляренко А.Ф.  Внешнеторговые перевозки в смешанном сообщении: экономика, логистика, управление. Самара: Типография «Солдат Отечества», 2002.- 636 с.
  12. Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Взаимодействие на транспортных стыках при внешнеторговых перевозках // Железнодорожный транспорт.- 2002.- № 2.- С.48-52.
  13. Куренков П.В., Котляренко А.Ф. Взаимодействие грузовладельца с причастными подразделениями при экспортно-импортных железнодорожных перевозках через морские порты // Бюллетень транспортной информации.- 1997.- № 6.- С.34-38.
  14. Куренков П.В. Логистический подход к управлению грузопотоками // Железнодорожный транспорт.- 1997.- № 3.- С.13-15.
  15. Котляренко А.Ф., Тучков Э.В., Куренков П.В. Повышение эффективности внешнеторговых перевозок через порты Юга России // Железнодорожный транспорт.- 2003.- № 2.- С.30-35. 

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 1829
06.06.2019 12:15 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации: