Шишко Елена Леонидовна
аспирант 2 курса,
Белорусский государственный экономический университет,
г. Минск, Беларусь
E-mail: aljonaschischko@mail.ru
Научный руководитель – Зенькова Лариса Петровна
д.э.н., профессор кафедры экономики и управления
Белорусский государственный экономический университет,
г. Минск, Беларусь
E-mail: lovekak@mail.ru
Analysis of the modern mechanism of functioning of the logistics system in the Republic of Belarus
Shishko Elena Leonidovna
post-graduate student of 2 course,
Belarusian state University of Economics,
Minsk, Belarus
Scientific supervisor – Zenkova Larisa Petrovna
doctor of Economics, Professor of Economics and management
Belarusian state University of Economics,
Minsk, Belarus
В настоящее время логистика стала жизненно важным компонентом экономики. Масштабное применение принципов логистики в практической экономической деятельности различных хозяйствующих субъектов объясняется необходимостью сокращения интервалов времени между приобретением сырья и материалов и реализацией готовой продукции конечным потребителям или посредникам. В современных условиях использование логистики является важным элементом в рыночной экономике для достижения поставленных целей.
Ключевые слова: логистика, логистическая система, показатели оценки, результат.
Currently, logistics has become a vital component of the economy. The large - scale application of the principles of logistics in the practical economic activity of various economic entities is explained by the need to reduce the time intervals between the acquisition of raw materials and the sale of finished products to end users or intermediaries. In modern conditions, the use of logistics is an important element in the market economy to achieve its goals.
Key words: logistics, logistics system, evaluation indicators, results.
Одним из важнейших условий роста экономического благосостояния любой страны является формирование эффективной логистической системы, которая охватывает различные сферы деятельности. Ввиду своего географического положения, Республика Беларусь находится в центре важных транспортных потоков. Страну пересекают основные маршруты из Западной Европы в Российскую Федерацию и из стран Черноморского побережья в страны Балтийского побережья. Однако следует отметить, что логистическая система в нашей стране развивается пока еще очень медленными темпами. Поэтому, возникает необходимость в повышении уровня эффективности в функционировании логистической системы Республики Беларусь, что и определяет актуальность в проведении исследования.
В настоящее время развитие рынка оптовой торговли и транспортных услуг за рубежом можно охарактеризовать привлечением инвестиций в создание крупных логистических центров. Соответственно, нашей стране необходимо создавать многофункциональные логистические центры, которые бы смогли упростить и ускорить процедуры по оформлению грузов. А также по цепочке смогли бы потянуть за собой развитие сопутствующих услуг: таможни, банка, связи и др. С точки зрения получения добавленной стоимости новая отрасль не требует относительно больших затрат. Добавленная стоимость и отдача в логистике значительно выше, чем в сфере материального производства.
В научной литературе под термином логистическая система принято понимать особый комплекс, который состоит из определенных звеньев, в рамках которого происходит выполнение тех или иных логистических операций и функций. Как и любая другая система, она ощущает на себе воздействие большого количества факторов и в то же время сама дает стимул для их развития в определенном направлении. В результате четко отлаженной работы логистической системы возможно достижение оптимизации социально-экономических процессов, которые приводят к достижению следующих положительных результатов: 1. увеличение занятости населения и эффективность в использовании трудовых ресурсов; 2. снижение себестоимости выпускаемой продукции и повышение ее конкурентоспособности; 3. увеличение ВВП и доли, приходящейся на внешнеторговый оборот; 4. повышение уровня благосостояния жизни граждан.
Уровень развития логистической системы определяется при использовании простых или сложных показателей. Наиболее важными простыми показателями являются: 1. Показатели, характеризующие инфраструктуру линейно; 2. Показатели, характеризующие инфраструктуру точечно; 3. Показатели, характеризующие узловую инфраструктуру.
При оценке логистического уровня страны, все чаще, используются сложные показатели точечного характера. При определении уровня логистичности региона, в первую очередь, учитывается наличие современных складских объектов, размещенных вблизи автомобильных и других путей. За рубежом применяют различные подходы оценки логистического потенциала государства. Один из таких подходов представлен в отчете Connecting to Compete: Trade Logistics in the Global Economy. В данном документе можно увидеть индекс эффективности логистики (LPI) в 155 странах мира по 6 комплексным показателям: уровень развития логистического сервиса, качество предоставляемых услуг; эффективность таможенного оформления, наличие таможенных пошлин; простота и удобство в организации международных перевозок; качество торговой и транспортной инфраструктуры; контроль за сроками поставки грузов; своевременность доставки грузов.
Следует отметить, что данный показатель увеличивается, однако рейтинг Республики Беларусь в мировом зачете ухудшается (рисунок 1). Это связано, прежде всего, с тем, что в других странах наблюдается рост логистики (табл. 1).
Таблица 1 – Рейтинг нашей страны и стран-соседей по индексу LPI [3].
Страна |
2007 |
2010 |
2012 |
2014 |
2016 |
2018 |
Изменение позиции с 2007 по 2018 |
Беларусь |
74 |
н/д |
91 |
99 |
120 |
103 |
-29 |
Россия |
99 |
94 |
95 |
90 |
99 |
75 |
+24 |
Латвия |
42 |
37 |
76 |
36 |
43 |
70 |
-28 |
Литва |
58 |
45 |
58 |
46 |
29 |
54 |
-9 |
Польша |
40 |
30 |
30 |
31 |
33 |
28 |
+12 |
Украина |
73 |
102 |
66 |
61 |
80 |
66 |
+7 |
Рисунок 1 – Динамика изменения рейтинга РБ по индексу LPI [3]
Из приведенных данных можно сказать, что по развитию логистики наша страна отстает от стран-соседей и ведущих мировых стран. Поэтому необходима реструктуризация в логистической системе страны и превращение ее в динамичную, современную, а также интегрированную с другими странами.
В 2015 г. завершилась реализация Программы по развитию логистической системы в Республике Беларусь на срок до 2015 года. Проанализируем выполнение данной программы. Согласно данной программе развития было выделено 50 земельных участков под строительство и размещение логистических центров. Следуя данным июня 2015 г. в стране действовало 37 логистических центров, с общей площадью складов около 520 тыс. кв. м. В рамках программы были построено 17 из 37 логистических центров. Большинство логистических центров, которые не были запланированы и были построены, находятся в собственности компаний-производителей, т.к. одной из значимых проблем логистики в нашей стране являются высокие ставки аренды складских помещений класса «А» и «В» [1].
В связи с недостатком конкуренции и возникают высокие ставки. Также следует отметить как причину фактическое отсутствие значимых инвесторов-логистов. Строительство логистических центров в основном велось за счет средств инвесторов-застройщиков и резидентов Республики Беларусь, сферой деятельности которых является ритейл, дистрибуция, которые вложив денежные средства в строительство, ищут способы быстрого возврата своих средств, путем сдачи площадей в аренду или продажи построенных объектов.
За счет средств государства было построено 9 логистических центров.
Кроме высоких ставок на аренду в логистике существует еще одна значимая проблема, которая связана с оказанием узкого спектра логистических услуг. Рынок по оказанию комплексных логистических услуг, т.е. 3PL-провайдеров развит слабо. 4PL-провайдеры вовсе отсутствуют. Зачастую логистические операторы не выполняют весь комплекс логистических услуг.
Мировая практика показала, что логистические операторы 3PL возникли вслед за крупными производителями товаров народного потребления и продуктов питания, либо крупными торговыми сетями. Республика Беларусь недостаточно использует логистическую активность, не смотря на рост количества подобных заказчиков. Об этом свидетельствует проведенный анализ индекса эффективности логистики LPI [5, С. 441].
Несмотря на рост логистических центров, эффективность логистики находится на низком уровне. Выделим две основные причины: 1. Комплексность в оказании логистических услуг; 2. Понятие значимости логистики. Не взирая, на все проблемы, логистические центры будут строиться. В соответствии с Программой развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2020 года планируется достигнуть следующих значений целевых показателей: роста объема логистических услуг в 1,5 раза; увеличения общей складской площади логистических центров в 1,64 раза; увеличения к 2020 году доходов от транзитной деятельности до 1525,1 млн. долларов США.
Планируется реализация следующих проектов: создание логистического центра в районе Национального аэропорта Минск, логистического центра «Прилесье», создание промышленного мультимодального логистического комплекса ООО «ИПЛ Комплекс», создание логистических центров холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко» и в сервисной зоне пункта пропуска через Государственную границу Республики Беларусь «Каменный Лог», создание транспортно-логистического центра ООО «ВЛАТЕ Логистик».
Для достижения эффективной работы логистической системы в Республике Беларусь запланировано проведение следующих мероприятий: проведение модернизации логистической инфраструктуры, а также средств механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ; предоставление и оказание комплекса логистических услуг в максимально полном объеме; организация комплексного логистического обслуживания на основе единого договора на оказание услуг; единообразие и унификация документов, которые необходимы для осуществления транспортно-логистической деятельности [2].
Начальной точкой для развития логистики в стране стала Программа по развитию логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года. Некоторые проекты, которые были предусмотрены программой так и остались в бумажном варианте. В нашей стране насчитывается 7 логистических центров, которые являются мультимодальными, т.е. имеют подъездные пути для различных видов транспорта. Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2020 года направлена на комплексное развитие логистической системы, а не только создание логистических центров. Следует обратить внимание на необходимость построения логистических систем для крупных белорусских предприятий [4, С. 314].
Республика Беларусь входит в число стран с высоким уровнем логистических издержек, что негативно складывается на конкурентоспособности компаний, да и страны в целом. Мероприятия, запланированные в рамках новой программы, направлены на снижение уровня логистических издержек и повышение рейтинга Беларуси в индексе эффективности логистики (LPI). Проблема относительно отсутствия комплексных операторов и высоких ставок аренды может быть решена путем роста конкуренции в области логистики. Ужесточение конкуренции среди операторов сможет заставить логистические компании расширять свои услуги для привлечения новых клиентов, а это уже путь к переходу на новый уровень. Такой процесс, несомненно, может ускориться с приходом на рынок логистики крупного мирового 4PL-оператора. Поэтому уже сегодня, логистическим центрам необходимо стремится расширять свои услуги и создавать в них необходимость у потенциальных клиентов.
Библиографический список:
1. Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года: Постановление Совета Министров РБ от 29 08 2008 г. № 1249. – [Электронный ресурс] // Законодательство Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.lawbelarus.com/index.htm. – Дата доступа: 20.01.2019.
2. Программа развития логистической системы и транзитного потенциала на период 2016-2020 годы. – [Электронный ресурс] // Законодательство РБ. – Режим доступа: http://www.lawbelarus.com. – Дата доступа: 20.01.2019.
3. Connecting to Compete 2018: Trade Logistics in the Global Economy [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.worldbank.org/Worldbankpdf. – Дата доступа: 20.01.2019.
4. Шишко Е.Л. Стратегии формирования цепей поставок в производстве / Е.Л. Шишко // Экономическая наука сегодня : сб. науч. ст. / БНТУ. – Минск, 2018. – Вып. 7. – С. 314-320.
5. Шишко Е.Л. Использование имитационного моделирования при оценке рисков в логистической системе региона / Е.Л. Шишко // Логистический аудит транспорта и цепей поставок: Материалы международной научно-практической конференции / ТИУ. – Тюмень, 2018. – С.441-449.
Материал
размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник:
материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019