Умирзакова Динара Калдыбековна
докторант 3 курса,
АлматыМенеджмент Университет,
г. Алматы, Казахстан
E-mail: logisticasuper@gmail.com
Types of integration and their characteristics in supply chains
Umirzakova Dinara Kaldybekovna
PhD student,
Almaty Management University,
Almaty, Kazakhstan
В статье рассматривается цепи поставок, участники цепей и дается их характеристика. Дается важность интегративного качества цепей поставок, его создания и рассматривается внутренняя и внешняя интеграция. Описана характеристика направлений внутренней интеграции, таких как технологической, функциональной и комплексной интеграции. Рассмотрена и внешняя интеграция которая характеризуется вертикальной, горизонтальной, и комбинированной интеграцией. Выделены проблемы и выгоды внедрения интеграции, в цепях поставок, а также предложены подходы к решению вопросов совместной работы в цепях поставок.
Ключевые слова: цепи поставок, внутренняя и внешняя интеграция, технологическая, функциональная и комплексная интеграция, вертикальная, горизонтальная и комбинированная интеграция.
The article deals with the supply chain, the participants of the chains and their characteristics. The importance of integrative quality of supply chains, its creation is given and internal and external integration is considered. The characteristic of the directions of internal integration, such as technological, functional and complex integration is described. External integration characterized by vertical, horizontal, and combined integration is also considered. The problems and benefits of integration in supply chains are highlighted, as well as approaches to solving the issues of joint work in supply chains are proposed.
Key words: supply chains, internal and external integration, technological, functional and integrated integration, vertical, horizontal and combined integration.
Управляя материальными потоками во внешней среде, предприятия используют различные логистические каналы для его продвижения. Материальный поток, двигаясь к конечному потребителю, поэтапно проходит через участников в логистическом канале. Структура логистического канала разнообразна и состоит от одного или множество участников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей. Участники могут представлять собой отдельные предприятия, склады, посредников, или быть подразделениями этих предприятий. Большое число участников является неупорядоченным, до того времени пока не будет сделан выбор конкретных организаций - участников, который позволит преобразовать логистический канал в цепь поставок.
Цепь поставок это совокупность участников, состоящая из различных взаимодействующих организаций, осуществляющих организацию и управление движением материальных потоков от поставщиков до конечных потребителей. Взаимодействующим организациям цепи поставок для эффективного функционирования необходимо использовать интегрированный подход к управлению где объектом управления становится сквозной материальный поток (рис. 1).
SHAPE \* MERGEFORMAT
Рис.1- Сквозной материальный поток [1, стр. 29]
Для осуществления такого управления необходимо создавать интегрированные цепи поставок. Интеграция в рамках организации единой цепи поставок помогают создавать непреодолимые барьеры на пути конкурентов. Чем большее количество процессов связывает поставщика и покупателя, тем выше их взаимная зависимость и тем ниже вероятность того, что конкуренты смогут нарушить их отношения.
Отсюда следуют, что первостепенной задачей функционирование становится интеграция цепей поставок. Выделяется два вида интеграции внутренней и внешней [2, стр. 414]. Внутренняя интеграция содержит совокупность логистических процессов, функционирующие в рамках управляющей компании. Применения интегрированного подхода в цепи поставок заключается в объединении различных функциональных областей и их участников при создании единой интегрированной цепи поставок.
При внешней интеграции происходит взаимодействие различных функций в рамках подразделения одного управляющего предприятия и бизнес-партнерами в цепи поставок - поставщиками материальных ресурсов, потребителями готовой продукции и различными посредниками которые составляют цепь поставок.
Внутренняя интеграция реализуются в следующих направлениях:
- технологическая интеграция
- функциональная интеграция
- комплексная интеграция
Внешняя интеграция характеризуется вертикальной, горизонтальной, и комбинированной интеграцией. Формы внешней интеграции дают возможность конфигурировать цепь поставок и координировать её функционирование [3, стр. 149].
При вертикальной интеграции одно предприятие контролирует напрямую всех участников цепи поставок, решения по конфигурации и координации цепи поставок принимаются из единого управляющего центра. Горизонтальная интеграция характеризуется самостоятельными участниками цепи поставок и для координации бизнес-процессов предприятиям необходимо договариваться о том, как цепь поставок будет функционировать. Комбинированная интеграция включает в себя характеристики вертикальной и горизонтальной интеграции.
Рассмотрим основные характеристики вертикальной интеграции. Характеристика вертикальной интеграции рассматривается 4 направления вертикальной интеграции – прямая - вперёд по цепи поставок, обратная - назад по цепи поставок, сбалансированная - охват неполной цепи поставок в двух направлениях и полная - охват всей цепи поставок в двух направлениях (рис. 2).
Рис.2 - Характеристика вертикальной интеграции
Вертикальная интеграция прямая - вперёд по цепи поставок характеризуется охватом управляющим предприятием своим контролем участников цепей поставок (через покупку существующих предприятий или создание новых собственных предприятий) по направлению к конечному потребителю и носит наступательный характер.
Вертикальная интеграция обратная -назад по цепи поставок означает, что предприятия охватывает своим контролем (через покупку существующих предприятий или создание новых собственных предприятий) участников цепи поставок по направлению к поставщикам и носит защитный характер.
Сбалансированная вертикальная интеграция рассматривает охватом контроля близ расположенных участников цепей поставок в прямом и обратном направлении и носит системный характер.
Полная вертикальная интеграция это тотальный контроль над всеми участниками цепей поставок в прямом и обратном направлении и носит комплексный характер.
Характеристика вертикальной интеграция показывает, какую долю всей цепи поставок могут контролировать управляющие предприятия. Цепь поставок может варьироваться от полной вертикальной интеграции до фокусировки только на одном управляющим предприятии цепи поставок на внутренней интеграции.
Объединение интересов всех участников цепей поставок приносит больший эффект, чем тот, который они могут достичь по отдельности. Но при всей очевидности выгод интеграции ее практическое внедрение затруднено имеет определенные проблемы. Рассмотрим проблемы и выгоды внедрения интеграции, в цепях поставок (табл. 1).
Таблица 1- Проблемы и выгоды внедрения интеграции, в цепях поставок
Интеграция в цепях поставок |
|
Проблемы |
Выгоды |
конкуренция между участниками одной цепи |
стратегическое партнерство в цепи поставок |
конфликт целей, приоритетов деятельности участников цепей поставок |
создание общей культуры бизнеса, цели и задачи |
отсутствие доверия среди участников цепи поставок |
открытость, прозрачность и взаимное доверие |
различия в контроле и управления |
единое сквозное управление |
отсутствие координация деятельности различных подразделений |
тесное взаимодействие и координация деятельности участников цепи поставок |
трудность обмена и способов обработки информации |
надежный обмен информации и обратная связь |
различный уровень профессиональной подготовки персонала |
создание профессионального уровня менеджмента и обмен опыта |
географический разброс участников в цепи. |
наращивание совместного бизнеса участников цепей поставок |
Первостепенной проблемой, которая возникает при интеграции – это преодоление традиционного взгляда на другие предприятия, как на конкурентов. Допустим если предприятие осуществляет расчеты своим поставщикам, то как правило складывается мнение что кто один из участников может выиграть только за счет другой стороны. Преодоления этого барьера будет зависить от изменения деловой культуры бизнеса и замены конфликтного подхода к решению вопросов на подход, основанный на сотрудничестве [4, стр. 89] (табл. 2).
Таблица -2 Подходы к решению вопросов совместной работы в ЛЦ
Фактор |
Конфликтный подход |
Подход на основе сотрудничества |
Прибыль |
Получение прибыли предприятием в ущерб прибыли другой стороны |
Оба предприятия получают прибыль |
Взаимоотношения |
Одна из сторон доминирует |
Равное партнерство |
Доверие |
Небольшое |
Значительное |
Коммуникации |
Ограниченные и формальные |
Всесторонние и открытые |
Информация |
Ограниченная |
Открытость и активный обмен |
Контроль |
Интенсивный |
Делегирование полномочий и наделение ответственностью |
Качество |
Высказывание претензий |
Совместное решение проблем |
Условия контрактов |
Жесткие |
Гибкие |
Сфокусированность |
На собственных операциях |
На потребителя |
Принцип интеграции цепей поставок заключается в том что предприятия, действующие в одной цепи поставок не должны конкурировать не друг с другом, а с предприятиями, действующими в других цепях поставок.
Библиографический список:
1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник — 20-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 484 с.
2. Щербаков В.В. Логистика и управление цепями поставок : учебник — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 582 с.
3. Тарзилова А.Н. Эффект логистической интеграции для оптовой торговли // Экономика и управление. 2011. № 1(74). С. 147-151
4. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. 121 с.
Материал
размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019