Тайсаринова Айслу Сайыновна
Докторант Phd , МА
Казахская Академия транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева Алматы, Казахстан
E-mail: taisarinova@gmail.com
Баймушкина Екатерина Юрьевна
Магистрант, BA
Казахстанско-Немецкий университет,
г. Алматы, Казахстан
E-mail: e.baimushkina@mail.ru
How does trade between Europe and China influence the development of the regions of Kazakhstan
Taisarinova Aislu Sayinovna
senior lecturer,МА
Kazakh Academy of transport and communications
Almaty, Kazakhstan
Baimushkina Yekaterina Yurievna
Candidate for a master’s degree, BA
Kazakh-German University
Almaty, Kazakhstan
В статье приведен анализ влияния торговли между Европой и Китаем на развитие регионов Казахстана
Ключевые слова: региональная логистика, товарооборот, экспорт, импорт
The article presents an analysis of the impact of trade between Europe and China on the development of the regions of Kazakhstan
Key words: regional logistics, commodity circulation, export, import
В последние годы множество статей посвящено теме изучения развития торговли между Европой и Китаем. Этот интерес можно объяснить тем, что суммарное ВВП этих стран составляет 10 % от мировой экономики [1]. Особенно актуальна, эта тема стала в рамках последней стратегии Китая, развития Шелкового пути, задачей которого было изменение движения товарных потоков и проектирование новой сети поставок в мировом масштабе [2]. В рамках этой концепции географическими партнерами Казахстана выступают Россия и Китай [5]. Экономические изменения этих двух государств, несомненно, будет оказывать влияние на региональную экономику областей Казахстана. В нашей статье мы предприняли попытку выявить, насколько изменение товародвижения может отразиться на экономическом и социальном статусе регионов РК.
Для
того чтобы определить как влияет торговля между ЕС c Китаем на региональную
экономику, мы провели анализ экспорта и импорта грузов по регионам Казахстана,
результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1– Экспорт/импорт грузов по регионам РК за 2018 год [3].
Как видно из рисунка 1 по показателям экспорта лидирует Павлодарская область 14396284 тонны за 2018 год, что в десятки раз больше, чем в других областях. Связано это с тем, что область является угледобывающей, первая тройка товаров уходящих на экспорт является – уголь каменный 11786437 тонн, что составляет 81% от общего экспорта. Похожая ситуация наблюдается в Костанайской области – 5963871 тонн, из них руды концентрированные, железные – 70%. Ко второй группе можно отнести области, где экспорт фактически соответствует количеству импортируемых товаров. Такая ситуация наблюдается в Кызылординской области – 291003 тонн, из них соль 191474,5 тонн (66%), Карагандинской – 4326742 тонн, уголь каменный (42%), Жамбылской – 1149086 тонн, флюс известняковый 726468,8 (66%) от общего экспорта. Интересная картина наблюдается в Алматы, где экспорт соответствует 6217969 тоннам природного газа, и импорт 1744672 – тонн природного газа. По официальным данным газеты Forbs 42,5% добычи газа приходится на Атыраускую область, 36% — на Западно-Казахстанскую, 12,4% — на Актюбинскую область [4]. Алматы же в случае с газом выполняет функции логистического посредника. Интересен то факт, что Астана в 21 раз отстает от Алматы по показателям экспорта и 3,1 раз по импорту. Перевес наблюдается за счет численности населения и сформировавшейся логистической системы.
На втором этапе мы выбрали номенклатуру продуктов, вывозимых из Китая и ввозимых в него. Использовались статистические данные Eurostat. Итак, импорту из Китая в Европу подлежат компьютеры (21,54%), белая техника и турбины (19,68%), мебель (5,45%), одежда и обувь (8%), оптика (3,61%), игрушки и спортивные товары (3,13%), изделия из органической химии (3,06%), автомобили (2,6%). Географически товары вывозятся в Германию – 19,15%, 17,10% – в Голландию, 15,12% – в Англию, 8,10% – в Италию, 7,41% – Францию и 6,23 – Испанию. Общий товарооборот за 2018 составил 174,27 млрд.долл.США [2].
В обратном направлении из Европы в Китай движется техника и турбины (18,06%), автомобили (13,67%), компьютеры и электрооборудование (8,93%) – в основном это известные бренды, фармацевтические товары (8,52%), оптика (4,23%), углеводород (3,31%).
Темпы торговли между крупными игроками, такими как Германия и Китай растут. Рост составил за 2018 год почти 7% [2].
Ниже в таблице 1 приведены данные о потенциальной возможности влияния торговли между Европой и Китаем на развитие регионов Казахстана. “+” обозначены области в большей степени зависимые от импорта иностранных товаров, “-“ соответствует областям с мощной производственной базой, в нашем случае их зависимость больше адресована к экономике России, поскольку она является основным потребителем сырья. Здесь мы можем констатировать тот факт, что экономики сырьевых районов напрямую зависят от экономики потребляющего государства. Анализ сложившейся ситуации, экспорта/импорта областей Казахстана представлены в таблице 1.
Таблице 1 Баланс экспорта/импорта товаров по областям Казахстана.
Наименование области |
Экспорт, тонн |
Импорт, тонн |
Баланс |
Оценка |
г. Алматы |
8 073 080 |
4 410 726 |
3 662 354,19 |
+ |
Алматинская |
145 631 |
347 239 |
-201 607,42 |
- |
Туркестанская |
29 586 |
152 958 |
-123 372,07 |
- |
Жамбылская |
1 149 086 |
263 561 |
885 525,43 |
+ |
Кызылординская |
291 003 |
52 839 |
238 163,47 |
+ |
Актюбинская |
1 150 207 |
1 164 789 |
-14 582,49 |
- |
Акмолинская |
94 030 |
179 511 |
-85 480,73 |
- |
Атырауская |
189 124 |
234 491 |
-45 366,92 |
- |
Восточно-Казахстанская |
1 336 478 |
4 326 742 |
-2 990 264,39 |
- |
Западно-Казахстанская |
176 095 |
482 189 |
-306 094,08 |
- |
Карагандинская |
4 300 521 |
1 086 428 |
3 214 092,82 |
+ |
Костанайская |
5 963 871 |
514 046 |
5 449 824,72 |
+ |
г. Астана |
374 054 |
1 407 773 |
-1 033 719,53 |
- |
г. Шымкент |
130 143 |
598 433 |
-468 290,30 |
- |
Северо-Казахстанская |
251 264 |
372 494 |
-121 230,06 |
- |
Павлодарская |
14 396 284 |
860 066 |
13 536 217,99 |
+ |
Мангистауская |
35 300 |
96 495 |
-61 195,41 |
- |
Библиографический список:
1. World Economic Outlook Database, January 2019
2. https://ec.europa.eu/eurostat/data/database?p_p_id=NavTreeportletprod_WAR_NavTreeportletprod_INSTANCE_nPqeVbPXRmWQ&p_p_lifecycle=0&p_p_state=normal&p_p_mode=view&p_p_col_id=column-2&p_p_col_pos=1&p_p_col_count=2
3. http://stat.gov.kz/faces/NavAbout/aboutAboutRegions;jsessionid=wHbS5ehu2vxBsZVr6WpX1t7-R0iWUQ-83j2ZIyZO_7HOZaiERQVZ!-1026197400!-2055004287?_adf.ctrlstate=mlz30w1k_4&lang=ru&_afrLoop=5247901219613950#%40%3F_afrLoop%3D5247901219613950%26lang%3Dru%26_adf.ctrl-state%3Da7jt2jal2_4
4. https://forbes.kz/news/2019/01/21/newsid_191121
5. Транспортные коридоры Шелкового пути: анализ барьеров и рекомендации по направлению инвестиций. — СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2018. — 50 с
Материал
размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник:
материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019