Синицына Анна Сергеевна
к.т.н., ведущий научный сотрудник
НИЛ «Грузовая и коммерческая работа»,
доцент кафедры «Логистические транспортные
системы и технологии»
Российский университет транспорта РУТ (МИИТ)
г. Москва, Россия
E-mail: acc-lgkr@mail.ru
Digital transformation of the transport complex
Sinitsyna Anna Sergeevna
Ph.D. (Tech.)
Leading Researcher Scientific research laboratory
«Cargo and commercial work»
Associate professor of the Department «Logistics transport
systems and Technologies»
«Russian University of Transport» (RUT - MIIT)
Moscow, Russia
В статье рассматриваются основные принципы цифровой трансформации транспортного комплекса Российской Федерации, которые связаны с созданием единой информационной среды и цифровых платформ. Выделены основные направления, которые будут определять облик единого цифрового пространства, а также рассмотрены основные задачи и проекты, реализуемые в рамках «Цифровой железной дороги» в части развития транспортно-логистических услуг.
Ключевые слова: цифровая экономика; цифровая трансформация; транспортный комплекс РФ; цифровая платформа; цифровой транспорт и логистика; цифровые технологии; цифровая железная дорога; транспортная инфраструктура; транспортно-логистические услуги.
The article discusses the basic principles of digital transformation of the transport complex of the Russian Federation, which are associated with the creation of a unified information environment and digital platforms. The main directions that will determine the appearance of a single digital space are highlighted, and the main tasks and projects implemented in the framework of the Digital Railroad in terms of the development of transport and logistics services are considered.
Key words: digital economy; digital transformation; transport complex of the Russian Federation; digital platform; digital transport and logistics; digital technology; digital railway; transport infrastructure; transport and logistics services.
Цифровая трансформация транспортного комплекса Российской Федерации является одним из трендов отечественной экономики. Государство и бизнес объединяют усилия в целях создания защищенного цифрового пространства на основе внедрения экосистемы цифровых платформ.
Цифровая платформа – это ключевой элемент цифровой трансформации традиционных отраслей и рынков, разграничивающее стратегии цифровизации (цифровой автоматизации) и цифровой трансформации [1].
Другими словами можно сказать, что цифровая платформа (digital platform) это совокупность цифровых данных, стандартов, моделей, методов и средств информационно и технологически интегрированных в единую автоматизированную функциональную систему, предназначенную для управления целевой сферой, ее субъектами и организацией взаимодействия между ними и с ними; открытая для присоединения новых субъектов и позволяющая субъектам создавать собственные продукты и услуги и в дальнейшем предоставлять их на платформе. В такой системе алгоритмизированных взаимоотношений участников рынка создается единая информационная среда, позволяющая снизить транзакционные издержки за счет применения пакета цифровых технологий и изменения системы разделения и кооперации труда.
Цифровые платформы и технологии охватывают все ключевые сферы экономики: здравоохранение, образование, финансы, связь, транспорт и логистику, энергетику, торговлю, сельское хозяйство и промышленное производство.
Становится очевидным,
что такое явление, как
«цифровизация» оказывает непосредственное влияние на развитие бизнеса и
предъявляет к нему определенные требования. При этом цифровую экономику на
транспорте можно трактовать как IT-платформу для задач инновационного,
сбалансированного развития и эффективного использования единой транспортной
инфраструктуры (рис.1).
Рисунок 1 – Цифровая платформа транспортного комплекса [2]
Основная деятельность по цифровой трансформации транспортного комплекса РФ связана с направлением цифровой экономики «Цифровой транспорт и логистика». В ноябре 2018 года на XII международном форуме и выставке «Транспорт России» ведущими транспортными компаниями, такими как ОАО «РЖД», ГК «Автодор», ПАО «Аэрофлот», ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», ООО «Деловые линии», ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» и АО «Глосав» был подписан протокол о создании ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ), одной из главных задач которой является создании единого цифрового пространства транспортного комплекса на основе единых стандартов и правил взаимодействия [3].
Среди основных направлений, которые будут определять облик единого цифрового пространства в течение ближайших 10-15 лет можно выделить следующие:
- организация мультимодальных грузовых перевозок;
- организация прямых смешанных пассажирских перевозок;
-управление цифровой транспортной инфраструктурой и транспортными средствами на основе единых стандартов и на общих телематических платформах;
- обеспечение функциональной и транспортной безопасности;
- организация управления транспортным комплексом и его развитием.
Многополярность интересов участников рынка, наличие конкуренции требует обеспечения конфиденциальности информации, защиты корпоративных интересов. В то же время, использование информации о технологических процессах контрагентов позволяют любому участнику транспортного рынка увеличивать эффективность принимаемых решений.
Дополнительный прирост от внедрения новых цифровых технологий будет составлять в среднем до 2025 года от 0,4 до 0,9% ВВП в год. Сравнение этого прироста с прогнозными темпами роста российской экономики позволяет оценить вклад цифровизации на уровне от 19 до 34% реального роста ВВП с 2015 по 2025 год [4]. Для сравнения, прогнозы Министерства экономического развития на период с 2017 по 2020 год находятся в пределах от 1,6% (базовый) до 2,3% (целевой).
Процесс трансформации начинает носить уже не только «цифровой» (виртуальный) характер, но и интегрируется с процессами и физическими потоками систем. Конфигурации глобальных рынков, продукции и услуг претерпевают значительные изменения вследствие цифровизации. Определяющее значение в происходящей трансформации приобретают разработки и бизнес-модели в области цифровой экономики. С их помощью обеспечивается координация всех участников взаимодействия не только при транспортировке грузов, но и сети поставок продукции. Это стало возможным благодаря новым хозяйственным и организационно-технологическим отношениям между поставщиками, потребителями и транспортно-логистическими компаниями и операторами, занимающими одну из ключевых ролей при движении товаров и доставке грузов заказчику.
Сейчас, если сравнивать нас с зарубежными рынками, на них цифровая трансформация занимает порядка 8-10% от ВВП (США, Китай и Евросоюз). Есть страны (Индия, Бразилия, Чехия, Польша), где порядка 5-6% ВВП. В России этот показатель сейчас — 3.9%, а наше государство ставит задачу увеличить его в три раза [4]. Развитие современных ИТ-систем также способствует появлению компаний, строящих свой бизнес на сведении спроса и предложения в режиме реального времени.
В рамках реализации Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года, инициирован проект «Цифровая железная дорога» который имеет цель повысить конкурентоспособность и эффективность деятельности холдинга за счет применения прорывных информационных технологий [5],[6].
Основными задачами проекта являются:
· расширение спектра и повышение качества транспортно-логистических услуг;
· повышения уровня интеграции Российской транспортной системы в международные транспортные коридоры;
· повышение провозной и пропускной способности железных дорог за счет развития интеллектуальных систем управления;
· сокращение стоимости жизненного цикла инфраструктуры и подвижного состава;
· повышение производительности труда за счет создания информационных систем и микропроцессорных систем управления технологическими процессами;
· сокращение влияния «человеческого фактора»;
· обеспечение необходимого уровня информационной безопасности.
В числе основных проектов, реализуемых в рамках Цифровой железной дороги в части развития транспортно-логистических услуг можно отметить следующие:
1. Развитие электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП) для расширения набора основных услуг и подключения новых поставщиков услуг. Планируется предоставление сервисов заказа международных перевозок, предоставление комплексной услуги «от двери до двери», создание в рамках ЭТП ГП «биржи вагонов», расчет ценовых индикаторов рынка перевозок железнодорожным транспортом.
2. В части развития средств мониторинга перевозимых грузов с использованием навигационных систем запланировано развитие взаимодействия АСУ РЖД и автоматизированных систем Оператора пломбирования при применении электронно-пломбировочных устройств (ЭЗПУ). В рамках реализации проекта ведется работа по созданию пилотного полигона для апробации порядка применения и выработки единых технологических требований к электронным пломбам. ЭЗПУ должны статьи универсальным инструментом обеспечения безопасности логистической отрасли; упрощения трансграничных перевозок; сопровождения транзитных грузов; сокращения времени доставки грузов при осуществлении смешанных перевозок.
3. Развитие автоматизированной системы электронного взаимодействия между ФТС России и ОАО «РЖД». В рамках данного проекта ведется работа по переводу таможенных операций в электронный вид, а также создается система предварительного информирования о грузах и транспортных средствах, планируемых к перемещению под таможенным контролем по таможенной территории РФ. Это в свою очередь сократит время нахождения вагонов на железнодорожных пунктах пропуска в ожидании таможенного оформления, позволит заблаговременно планировать маневровые работы и отцепки; сократит риски потерь по штрафам, связанным с нарушениями сроков временного ввоза и повысит привлекательность ОАО «РЖД» для клиентов. Информационный обмен электронными данными осуществляется с использованием средств, обеспечивающих целостность, доступность и конфиденциальность, защиту и аутентификацию информации.
Так, в частности для защиты юридически значимых электронных документов будет создаваться подсистема проверки и установки электронной подписи (ЭП), которая строится на следующих принципах:
· электронное взаимодействие основано на обмене документов, сведений, авторизованных сообщений, подписанных ЭП с использование Интернет и обеспечением резервного канала связи;
· электронный обмен осуществляется в режиме времени, близком к реальному;
· электронный документооборот производится с применением средств криптографической защиты информации, ЭП и сертификатов ключей проверки ЭП [7].
Благодаря тому, что сейчас практически во всех сферах накоплен богатый опыт, в том числе в разработке автоматизированных систем и процессов, и подготовлена необходимая инфраструктура, все это превращает информационные технологии из обслуживающей структуры в драйвер развития основного бизнеса предприятия.
Цифровизация — это системный подход к использованию цифровых ресурсов для повышения производительности труда, конкурентоспособности и экономического развития в целом, а транспортная сфера — это идеальный объект для цифровой трансформации.
Создание цифровой платформы транспортного комплекса позволит нам интегрироваться в мировую транспортную систему, реализовать транзитный потенциал нашей страны, повысить качество и доступность транспортных услуг, обеспечить максимальную загрузку отечественной инфраструктуры, осуществить перевод национальной транспортной отрасли на электронный документооборот с использованием лучших международных и отечественных стандартов и практик, а также открыть новые возможности для роста транспортной отрасли в условиях цифровизации мирового транспортного и логистического рынка.
Библиографический список:
1. Месропян В. Цифровые платформы – новая рыночная власть. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=46781&p=attachment (дата обращения 18.02.2019).
2. Синкин А.С. Цифровая платформа транспортного комплекса РФ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://events.ato.ru/upload/FILES/DAF18_Sinkin_Ministry%20of%20transport.pdf (дата обращения 01.02.2019).
3. «Великолепная семерка» и Минтранс создадут в России ассоциацию цифрового транспорта [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://logirus.ru/news/transport/velikolepnaya_semerka-_i_mintrans_sozdadut_v_rossii_assotsiatsiyu_tsifrovogo_transporta.html (дата обращения: 08.06.2018).
4. Цифровое будущее: Экономический эффект. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ict.moscow/presentation/cifrovoe-budushchee-ekonomicheskiy-effekt/ (дата обращения 18.02.2019).
5. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года, утвержденная Правительством РФ от 22.11.2008 N 1734-р, с внесенными изменениями (Распоряжение Правительства РФ № 1032-р от 11.06.2014. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rosavtodor.ru/documents/119 (дата обращения 08.06.2018).
6. Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года (основные положения). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru%3FSTRUCTURE_ID%3D704%26layer_id%3D5104%26id%3D6396 (дата обращения 08.06.2018).
7. Кристинин А.В. Организация электронного взаимодействия с таможенной службой РФ// Автоматика, связь, информатика, 2012. - №11. – С.2-5.
Материал
размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник:
материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019