Попова Юлия Владимировна
старший преподаватель
Сибирский государственный университет путей сообщения,
г. Новосибирск, Россия
E-mail:250907@mail.ru
The transport factor in the organization of foreign trade transportation of export and import of Russian goods
Popova Julia Vladimirovna
Senior lecturer
Siberian Transport University,
Novosibirsk, Russia
В статье актуализируется необходимость совершенствования транспортной инфраструктуры страны в условиях интеграции России в мировую транспортную сеть.
Определено влияние транспортного фактора на реализацию внешнеторговых операций как одного из инструментов повышения эффективности внешнеторговых сделок.
Ключевые слова: транспортный фактор, транспортная стратегия, мультимодальные перевозки.
The article actualizes the need to improve the country's transport infrastructure in terms of Russia's integration into the world transport network.
The influence of the transport factor on the implementation of foreign trade operations as one of the tools to improve the efficiency of foreign trade transactions.
Key words: transport factor, transport strategy, multimodal transport.
Вопросы повышения эффективности управления на транспорте России, инфраструктуры, системой мультимодальных и интермодальных перевозок, взаимодействия транспорта с различными отраслями экономики остаются актуальными. Модели формирования и использования инновационной системы государств в XXI веке развиваются преимущественно как сложные организационно-технические объекты (СОТО), ориентированные на адаптивные информационные технологии и интеграцию предприятий на основе высокоэффективных цепочек поставок. Мультимодальные и интермодальные системы доставки грузов формируют новые возможности для развития логистических услуг и интеграции различных участников транспортировки грузов [1].
Главной движущей силой в глобальных системах транспорта становится потребность в высокоскоростных транспортных системах и логистических технологиях по обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей. При этом обеспечение высокой эффективности функционирования напрямую зависит от структуры и процессов самих организаций, используемого оборудования и производственных активов, которые входят в различные этапы жизненного цикла систем. Все это повышает сложность СОТО (сложные организационно-технические объекты), к которым также относится и инфраструктура транспортных систем [1].
Глобальная транспортная система представляет собой сеть автодорог, железных дорог и станций, морских портов и авиационных коридоров, способствующих обслуживанию мировой торговли, промышленного производства, городской инфраструктуры и нужд людей. Поэтому одним из главных факторов конкурентоспособности является не изобилие природных ресурсов, а свободный доступ к международному транспорту и телекоммуникациям, интегрированным с объектами экономик стран.
Транспорт, являясь ведущей отраслью экономики, взаимодействующей с другими отраслями, обеспечивает приемку, обработку и доставку различных видов грузов, как по территории РФ, так и за ее пределами.
Транспортная стратегия России до 2030 года выделила три фактора, связанных с модернизацией транспортной системы страны [4,6].
Первый фактор - усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг, капитала, и других факторов экономического роста. Это требует существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы.
Второй фактор - возрастание роли человеческого капитала, профессиональных кадров. Это требует качественного роста производительности труда персонала и транспортных систем России на мировом рынке.
Третий фактор - исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития на основе интенсивного наращивания топливного и сырьевого экспорта, что требует приоритета мер инновационного характера по обеспечению глубокой переработки сырья. Для транспорта это означает повышение мобильности населения, грузов, услуг и капитала и достижения нового уровня эффективности и качества услуг.
Цепи поставок в настоящее время приобрели глобальный характер, где все участники связаны воедино с помощью информационных систем, координирующих каждый этап совместной деятельности, работу логистической инфраструктуры и управление поставками промышленной продукции на мировой рынок. Процессы интеграции направлены на повышение уровня функционирования логистических процессов, что сказывается на улучшении качества обслуживания потребителей, снижении общих затрат и системных рисков. Применение принципов логистического инжиниринга рассматривается в качестве одного из важнейших условий для повышения эффективности деятельности интегрированных цепей поставок [2].
Объем перевозок грузов в 2017 году всеми видами транспорта в России вырос на 2,2% по сравнению с 2016 годом. Трубопроводный транспорт вырос на 3,2%, автомобильный – на 1,5%, наиболее быстрый темпам роста показал железнодорожный – на 4,6% по сравнению с 2016 годом. На рост объема грузоперевозок в трубопроводном, железнодорожном, морском и автомобильном сообщении оказало влияние оживление деятельности реального сектора экономики. При этом увеличился объем производства и добычи в основных грузообразующих отраслях, также экономическое улучшение на рынках товаров и услуг и позитивная внешнеэкономическая конъюнктура экспорта груза отечественного происхождениях.
В таблице 1 представлены показатели динамики грузовых перевозок в России за 2011-2017гг. по видам транспорта (по данным официального сайта Министерства Транспорта).
Таблица 1- Перевозки грузов России за 2011-2017 гг. млн. тонн
Вид транспорта |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
Автомобильный |
5664,0 |
5843,0 |
5635,0 |
5418,0 |
5042,0 |
5034,0 |
5112,0 |
Железнодорожный |
1383,0 |
1422,0 |
1381,0 |
1374,0 |
1329,0 |
1311,0 |
1352,9 |
Трубопроводный |
1132,0 |
1096,0 |
1094,0 |
1078,0 |
1072,0 |
1088,0 |
1138,0 |
Морской |
34,0 |
19,0 |
17,0 |
16,0 |
19,0 |
21,0 |
22,0 |
Воздушный |
1,3 |
1,3 |
1,2 |
1,3 |
1,0 |
1,1 |
1,1 |
Итого |
8214,3 |
8381,3 |
8128,2 |
7887,3 |
7463 |
7455,1 |
7626 |
Наиболее большую популярность по доставке груза приобрел автомобильный транспорт – более 5 млрд. тонн в 2017 году. Менее всего груза транспортировалось по воздушному и морскому транспорту 1,1 и 22,0 млн. тонн соответственно [2].
Рост производства повлиял на динамику транспортных
перевозок в сфере трубопроводного и морского транспорта по сравнению с прошлыми
годами положительно,
что можно наглядно наблюдать из графика (рисунок 1), составленного на основе
таблицы 1.
Рисунок 1 -Динамика перевозок грузов России в 2011-2017 гг. млн. тонн
После исключительно неблагоприятного 2016 года статистика перевозок в РФ вслед за экономикой перешла к росту.
Мультимодальные и интермодальные системы доставки грузов, построенные на новых принципах, стали своеобразным локомотивом развития логистической инфраструктуры нового поколения и позволили сформировать новые возможности для эффективной интеграции различных участников товародвижения [5].
Учитывая возрастающий объем потоков электронных данных для управления инфраструктурой в условиях «цифровой логистики», исключительно важную роль приобретает переход к системам проактивного управления на основе комплексной оценки параметров функционирования логистической инфраструктуры, что позволит повысить степень предсказуемости СОТО (сложные организационно-технические объекты) при появлении сбойных ситуаций. Общим итогом должно стать повышение степени воздействия инновационных логистических технологий на эффективность и устойчивость развития мультимодальных и интермодальных перевозок на транспортном рынке России [3].
Библиографический список:
1. Сергеев В. И. Логистика снабжения / В.И. Сергеев, И.П. Эльяшевич. Учебник. - М.: Рид Групп, 2017. - 416 c.
2. Троицкая, Н. А. Организация перевозок специфических видов грузов. / Н.А. Троицкая, М.В. Шилимов. Учебное пособие.- М.: КноРус, 2016. –17-46c.
3. Взаимодействие видов транспорта [Электронный ресурс]: Режим доступа http://www.transpexplore.ru/texps-738-1.html
4. Ковалев Р.Н., Яценко А.В. Транспортно-экспедиционная деятельность.// Учебное пособие. Часть 1 [Электронный ресурс]: Режим доступа http://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/5695/1/Kovalev_1_16.pdf
5. Контейнерные перевозки [Электронный ресурс]: Режим доступа http://ea.donntu.org:8080/bitstream/123456789/28334/2/%D0%A2%D0%B5%D0%BC%D0%B0_2.pdf
6. Холопов К.В., Соколова О.В. Состояние и анализ функционирования российской системы транспортно-логистического обеспечения внешнеэкономической деятельности [Электронный ресурс]: Режим доступа http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/22945
Материал размещен кафедрой «Логистика и
маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика –
Евразийский мост» ЛЕМ - 2019