Глинский Владимир Анатольевич
к.т.н., доцент,
Санкт-Петербургский Государственный
Университет Гражданской Авиации,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: vglinskiy@yandex.ru
The concept of multimodal cooperation in the neutral network of logistics terminals
Glinskiy Vladimir Anatolevich
Candidate of Engineering Science, Docent,
Saint Petersburg State University of Civil Aviation,
Saint-Petersburg, Russia
В статье показано, что авиационная логистика может стать концептуальной базой для мультимодальных терминальных альянсов, а наиболее удобным разрешением задач консолидации грузов является нейтральная среда транспортной биржи, реализуемая логистическим агентом через процедуру «разделения накладных» на домашнюю и мастер накладные. Сформулированы предложения по ассортименту логистических продуктов нейтральных сетей.
Ключевые слова: альянсы перевозчиков, мультимодальные перевозки грузов. концептуальная база, терминальные сети, транспортно-экспедиционная компания, грузовой агент, терминально-сетевые продукты.. консолидация,
The article shows that aviation logistics can become a conceptual basis for multimodal terminal alliances, and the most convenient solution to the problems of cargo consolidation is the neutral environment of the transport exchange, implemented by a logistics agent through the procedure of «splitting invoices» into home and master invoices. Proposals for assortiment products neutral networks.
Key words: alliances of carriers, multimodal transportation of goods. conceptual framework, terminal networks, freight forwarding company, freight agent,. terminal network products, consolidation,
На смену сетевому методу построения маршрута путем последовательного перемещения груза в узлах с одной транспортной моды на другую с изменением правового режима («теория сети») приходит «теории единства», когда перевозка реализуется единым «контрактным перевозчиком» без смены правового режима и по договору смешанной перевозки (ДСП). Идея создания Енисейской экономической зоны (макрорегион «Енисейская Сибирь»), которая объединит три региона: Красноярский край, Хакасию и Тыву, делает актуальными исследования по созданию единой системы управления формируемой транспортной сети широкого назначения и специализаций (от евро-азиатского транзита Красноярского края и агрологистики до укрупненных туристических кластеров, музейной и гастрольных систем) в ранге единого альянса заинтересованных перевозчиков. Единая система альянса перевозчиков, которые будут осуществлять перевозки в транспортной сети альянса (ТСА), формируется по модели «Hub-and-Spoke» из связанных кластерных систем. ТСА реализует принцип триединства: единый центр ответственности, единые условия перевозки, единая тарифная политика.
Еще в 1972 г. в гражданской авиации была создана мировая нейтральная среда продаж авиаперевозок - BSP (Billing and Settlement Plan), которая получила наибольшее распространение. Институты BSP создаются в отдельно взятых странах по инициативе авиаперевозчиков и грузовых агентов под эгидой IATA. Продажа на бланках BSP осуществляется при наличии договора на продажу аккредитованными агентствами BSP. К примеру, Грузовые Агенты IATA ведут продажу на нейтральных бланках BSP IATA - на бланках нейтральной авиагрузовой накладной NAWB (Neutral Air Waybill). CASS (Cargo Account Settlement Systems) - это одна из отраслевых программ IATA в области грузовых перевозок, направленная на повышение эффективности расчетов между грузовыми агентами и авиакомпаниями. Основными принципами CASS являются кооперация и стандартизация. До CASS каждый агент, продавая грузовые перевозки, должен был заключать договор и осуществлять все многочисленные технологические процессы, связанные с отчетностью и переводом денег, с каждой отдельной авиакомпанией. Каждый агент продает перевозки грузов на какое-то множество авиакомпаний, так же, как и каждая авиакомпания работает с множеством агентств. После внедрения CASS каждый агент имеет один и тот же договор со всеми авиакомпаниями, который он подписывает с IATA как с доверенным лицом всех авиакомпании.
Основной чертой BSP/CASS является использование единых стандартных перевозочных документов (СПД). В РФ используется бланк автоматизированного оформления. При работе в BSP/CASS, участники системы BSP прекращают продажу своих услуг через агентскую сеть на собственных бланках. Вместо бланков авиакомпании оформляют авиаперевозки на единых бланках СПД (IATA, или ТКП). Использование BSP/CASS IATA позволяют на практике реализовать базовые принципы логистики - доставка «от двери до двери» (DTDS) и «точно в срок» (JIT), что позволяет исключить переполнения складских помещений излишним грузом, а также минимизировать совокупные транспортные расходы на каждом участке маршрута (как на авиационном фрахте, так и на участках подвозки/довозки).
Сотрудничество FIATA/IATA и Международной Торговой палаты (МТП/ICC) при взаимодействии с крупнейшими альянсами перевозчиков ведет к повышению качества экспедиторских услуг на конкретной транспортной моде за счет внедрения унифицированных экспедиторских документов и единых правил проведения торгово-транспортных операций (ТТО). Унимодальная перевозка по системе «point-to-point», реализуемая отдельными перевозчиками, позволяет строить новые совместные маршруты на основе многообразных методов коммерческого сотрудничества. Так в IATA, в части правового обеспечения авиаперевозок (по «теории сети»), разработаны разнообразные формы коммерческого сотрудничества, способные методически обеспечить взаимодействие многочисленных участников ТТО.
|
Рисунок. Формы коммерческих соглашений авиаперевозчиков
Реализация принципов DTDS и JIT возможно посредством логистической интеграции (ЛИ) грузовых авиационных перевозок с участниками торгово-транспортной операции (ТТО). Сущность ЛИ состоит в возможности эффективного сотрудничества субъектов транспортного рынка ради достижения общих и частных целей. Наиболее наглядно эффективность ЛИ проявляется при продажах грузовых авиационных перевозок с доставкой DTDS и JIT в нейтральных терминальных сетях грузовых агентов (ГА) IАТА. Грузовой агент IАТА выступает в качестве единого «контрактного перевозчика» DTDS - оператора смешанной перевозки (ОСП).
Помимо грузовых агентов IATA, все большее количество компаний-форвардеров (экспедиторов), забирая груз (товар) со склада поставщика, доставляют его до своего склада, после чего проводится погрузка на авиатранспорт. Такая услуга подразумевает наличие собственной терминальной сети. Компания-форвардер по прилету воздушного судна (ВС) производит разгрузку и доставляет груз непосредственно на склад получателя. Оформление всех документов транспортно-экспедиционная компания (ТЭК) также берет на себя. При этом ТЭК предоставляет не только непосредственно продажу и организацию транспортной авиаперевозки, но и услугу «от двери до двери».
NAWB IATA сохранила две традиционные функции (договора перевозки и расписки), добавив функции расчетного документы, полиса и ГТД (грузовой таможенной декларации) и ДСП. Практическая еализация именно этих функций позволяет получить эффект от консолидации.
Развитие международных мультимодальных перевозок (МММП) направлено на снижение транспортной составляющей в цене товара за счет появление возможности консолидации грузов, что реализуется только при условии превращения экспедитора для грузовладельца-клиента в единственного «контрактного перевозчика». Разработки IATA являются концептуальной базой, как для международных многосторонних соглашений при создании международных мультимодальных альянсов, так и для более локальных форм альянсовых соглашений (соглашения о взаимном предоставлении услуг, соглашения о «Генеральном агенте», коммерческие соглашения, интерлайн, код-шеринг, пульные и прорейтовые соглашения).
IATA представляет авиакомпаниям широкие возможности для решения многих проблем и улучшения финансовых результатов, что может быть использовано и в МММП. К примеру, практикой IATA Clearing House доказана важность транспортных клиринговых палат (ТКлП) при взаиморасчетах в нейтральной терминальной мультимодальной сети (НТММС). НТММС обеспечивает единую тарифную политику и организацию взаиморасчетов между субъектами транспорта, основываясь на системе продаж перевозок в нейтральной среде «транспортной биржи». Экспедитор - ОСП НТММС – по аналогии с ГА IATA действует как договорной перевозчик на основе нейтрального ДСП (по аналогии с «домашней авианакладной» NAWB, имеющей функции ДСП). В зависимости от масштаба формируемой НТММС может быть избрана конкретная форма коммерческого соглашения. Маркетинговые альянсы по сути своей являются формой краткосрочного сотрудничества компаний, выгодной им в конкретной рыночной ситуации.
Вне зависимости от масштаба и формы базового коммерческого соглашения НТММС формируется на принципах централизованного управления. Необходимо создавать управление из единого центра ответственности в роли «контрактного перевозчика». Подразумевается создание альянса перевозчиков, которые будут осуществлять перевозки в собственной терминальной сети, построенной по модели «Hub-and-Spoke» из связанных кластеров.
В настоящее время назрела необходимость создания универсальной классификации транспортных продуктов экспедитора НТММС, которая была бы подобна системе транспортных базисных условий INCOTERMS, что
приведет к повышению надежности сделок, упрощению документооборота, и будет способствовать внедрению наиболее надежной формализации при взаиморасчетах - документарному аккредитиву.
Грузы из разных пунктов собираются в центральном транспортном узле. После этого их распределяют по внутренним и международным «спицам», соединяющим этот узел с другими подобными узлами. Связанные системы «Hub-and-Spoke» формируют ТСА перевозчиков. ТСА подразумевает: создание грузопроводяшей терминальной сети, смешанной и вспомогательных сетей. Последовательная консолидация грузов в ТСА выгодна для всех участников перевозочного процесса: грузоотправителей, грузополучателей, экспедитора. При транзитных перевозках через РФ между Азией и Европой контейнеры сначала консолидируются на тыловых терминалах дальневосточных портов, а далее ускоренными контейнерными поездами доставляются в узлы доконсолидации и сортировки. Распределенная база данных НТММС (блокчейн), у которой устройства хранения данных не подключены к общему серверу, имеет мощный потенциал для проведения фундаментальных изменений к лучшему в мультимодальных сетях. Так, благодаря использованию проекта TradeLens (блокчейн-система, разработанная IBM и Maersk), оператор терминала сможет оцифровать и ускорить все процессы в цепочке поставок, а также сделать их более эффективными и дешевыми. Бумажный документооборот при сопровождении грузов несет в себе угрозу ошибок, манипуляций и прочих потерь, вызывающих задержки поставок.
Предшествует созданию ТСА многопрофильная договорная работа, создание привлекательной системы взаиморасчетов, разработка общей для членов ТСА нейтральной проформы грузовой накладной. ТСА ГА на основе «Hub-and-Spoke» имеет ряд преимуществ: увеличение клиентской базы; снижение затрат; оптимальная загрузка транспортного средства; общая тарифная система; расписание (пуск контейнерных поездов); расширение маршрутной сети; введение скидочкой системы постоянным клиентам; общие системы тарифов и взаиморасчетов (клиринговая палата ТСА).
Таким образом, проблема дуализма, когда функции экспедирования и агентирования совмещены в лице одной компании имеет наиболее удобное разрешение при приобретении экспедиторами статуса грузового агента НТММС через процедуру «разделения накладных»: мастер накладная для продажи рейсов любой транспортной компании - члена ТСА; «домашней накладной», используемая в качестве ДСП при работе с клиентом. В статье представлен анализ известных в гражданской авиации и хорошо зарекомендовавших себя форм коммерческих соглашений и условий альянсов авиаперевозчиков для усовершенствования мультимодальных перевозок грузов и внедрения в указанную сферу. Показано, что использование опыта гражданской авиации в части коммерческих соглашений весьма эффективно при построении мультимодальной терминальной сети. Унифицированная система классификации логистических объектов мультимодальных сетей, подобная системе транспортных базисных условий INCOTERMS, позволит развить новые партнерские связи и упростить процессы товарообмена и грузодвижения.
Библиографический список:
1. Глинский В.А., Бутрина П.В. Консолидация груза в терминальной сети грузовых агентов при интермодальной доставке/ Вестник университета ГА. Санкт-Петербург, 2014, C. 133-136
2. Глинский В.А. Разработка классификатора терминально-сетевых продуктов при мультимодальных перевозках // Вестник СПбГУГА. Университет ГА. С.-Петербург, 2014, с.51-63
3. Логутенко Ю.С., Глинский В.А. Способы включения Северного морского пути в систему евро-азиатских транспортных коридоров. Материалы 12-й Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост». Красноярск, 2017 г. С. 80-85.
4. Мочалов А.И., Тимонин А.В. Интегрированная программная среда для разработки геоинформационных систем мультимодальных транспортно-терминальных сетей. Транспорт: наука, техника, управление. 2016. № 6. С. 3-9.
Материал размещен
кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник:
материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019