Щербаков Владимир Васильевич
д.э.н., профессор, зав. кафедрой Логистики и управления цепями поставок,
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: shefainn@yandex.ru
Силкина Галина Юрьевна
д.э.н., профессор, профессор Высшей школы управления и бизнеса
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: Galina.Silkina@gmail.com
Omni-channel infocommunications and flow data in logistics
Shcherbakov Vladimir Vasilyevich
Doctor of economics, professor, head of Department of Logistics and Supply Chain Management
St. Petersburg State University of Economics,
St. Petersburg, Russia
Silkina Galina Yuryevna
Doctor of economics, professor, Professor at the Graduate School of Management and Business
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
Saint-Petersburg, Russia
В контексте цифровой трансформации экономики статья развивает идею конвергенции логистики и информатики. Решение актуальных задач, обусловленных цифровизацией логистики, связывается с модельным проектированием, организацией и действием сетевой инфокоммуникационной инфраструктуры, способной обеспечить омниканальность доступа к информации в онлайн-потоковом режиме сбора, обработки, хранения и передачи данных. Раскрываются возможности диверсификации логистики в информатику, определяющие перспективы реализации ее принципов и правил в управлении потоками данных.
Ключевые слова: цифровизация, сетевая организация логистики, инфокоммуникация, инфокоммуникационная сеть, омниканальность, потоковые данные, логистика потоковых данных
In the context of the digital economy transformation, the article develops the idea of convergence of logistics and informatics. Current problems solution arising from the digitalization of logistics is associated with a model design, organization and operation of a network information and communication infrastructure capable of ensuring the omni-channel access to information in the online streaming mode of collecting, processing, storing and transmitting data. Diversification possibilities of logistics to computer science are revealed, which determine the prospects for the implementation of its principles and rules in managing data flows.
Key words: digitalization, network organization of logistics, infocommunication, infocommunication network, omnichannelality, streaming data, streaming data logistics
Накопленные наукой знания и опыт дают основание постулировать: логистика и коммуникации в своей эволюции развиваются неразрывно друг от друга. Для материальных и сопровождающих их сервисных потоков средством коммуникации однозначно является транспорт, для информационных потоков – связь; исключение составляет документальный поток: транспорт задействуется в передаче информации, когда она существует на материальном, или более обще – на физическом носителе. В такой системе распределения коммуникаций финансовые потоки, обеспечивающие движение материальных и/или информационных потоков в логистике, занимают неоднозначную позицию: в случае наличных расчетов (платежей) физическое перемещение денежных знаков осуществляется при использовании транспортных средств, в случае безналичных – прибегают к помощи средств передачи информации. В организации менее традиционных для логистики людских потоков используется транспорт.
Несложные наблюдения приводят к выводу о том, что все вариации рождаются вокруг транспорта и связи – инфраструктуры логистики – с заметным смещением акцентов в пользу связи, особенно теперь, в условиях цифровой трансформации экономики. Связь упрочивает свою значимость тем, что вместе с информатизацией превращается в сервис, чему активно содействует современный феномен развития инфокоммуникаций.
Для организации логистики, которая сегодня имеет дело не просто с управляемыми потоками и потоковыми процессами в экономике, а c бизнес-процессами, бизнес-моделями и бизнес-архитектурой, расширяет свое действие до глобальных масштабов и принимает сетевые формы [9, c. 13-24], оказывается особенно важным понимание потенциала и той функциональной роли, которую могут взять на себя инфокоммуникации в поиске решений новых для логистики задач, сопряженных с цифровой трансформацией, –продвижением платформенных идей, созданием экосистем и поддержанием кибербезопасности [9, c. 198-206].
В практике цифровизации логистики следует руководствоваться тем, что инфокоммуникация – это информационная и телекоммуникационная инфраструктура, действие которой обеспечивают инфокоммуникационные технологии. Понятием инфокоммуникационных технологий обобщаются информационные технологии (аппаратные и программные средства), телекоммуникационное оборудование (абонентское оборудование, сетевое оборудование) и телекоммуникационные услуги (услуги в телефонных сетях общего пользования, услуги в сети Интернет, услуги мобильной телефонной связи и т.п.). Инфокоммуникационные технологии реализуются с помощью инфокоммуникационных сетей. Каждая такая сеть создается и действует как технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Современные инфокоммуникации образуют новую среду, которая закладывает основы для будущей глобальной информационной инфраструктуры как совокупности сетей, оборудования, конечных пользователей, баз данных, предназначенной для реализации полезности информации – удовлетворения интересов пользователей через предоставление доступа к ней в онлайн-потоковом режиме. Речь идет об извлечении потенциальной полезности, имея в виду, что обеспечить полезность помогут методы сбора, обработки, хранения и передачи потоковых данных, применяемые адекватно содержанию решаемых логистикой задач.
Термином «потоковые данные» условно обозначаются потокообразующие объекты, или элементы потока данных, но не только они, учитывая, что в решении задач логистики необходима и технически возможна работа с потоком данных в целом. Более того, возможна также работа с различными потоками данных относительно множества объектов одновременно (в глобальной, сетевой логистике это может быть множество объектов воздействия, приложения логистический активности – от элементарных потоков и потоковых процессов до бизнес-архитектуры [9, c. 22]), и такая работа выводит на уровень больших данных [1, 2, 5, 6, 7, 8, 10].
Информационный поток, формируемый методами обработки потоковых данных под конкретные задачи управления по запросам лиц, принимающих решения, становится не просто адресным, а клиентоориентированным и обнаруживает характер сервисного потока. Информационно-сервисный поток приобретает свое самостоятельное значение в логистике. В силу своей клиентоориентированности он отличается от информационного потока, сопутствующего движению материальных и других логистических потоков, не интегрируется с другими потоками, но может обслуживать их движение, координацию, синхронизацию и иные процессы, возникающие под воздействием управления, включая и интеграцию – формирование интегрированного логистического потока.
При таких вводных важнейшим организационным условием реализации интересов пользователей информации, действующих в инфокоммуникационной среде и ответственных за принятие логистических решений, становится омниканальность – обеспечение бесшовной и непрерывно коммуникации с каждым отдельным пользователем-клиентом на основе интеграции разрозненных каналов коммуникации в единую технологическую систему. В инфокоммуникационных сетях омниканальные решения способны охватить весь пользовательский интерфейс участников цепей поставок и предложить наиболее быструю и экономичную транспортную схему, делая основную ставку на Интернет и мобильные устройства [11].
Даже самый краткий экскурс в смежную область знаний дает представление о том, что сетевая организация инфокоммуникаций принципиально согласуется с сетевой организацией логистики [4]. Именно благодаря достижению адекватности (изначально на уровне модельного обоснования и проектной проработки) оказывается возможной сама постановка новых для логистики задач, а поиск решений этих задач обретает необходимые для себя организационно-технологические условия и гарантии результативности.
Говоря о перспективах работы с потоковыми данными и апеллируя к конкретному примеру [3] со ссылкой на прогнозную аналитику [1, 7], можно согласиться с тем, что одно из ближайших технологических ожиданий связывается с запуском и освоением сетей 5G как нового набора технологий мобильной связи. По оценкам разработчиков и производителей телекоммуникационного оборудования, они смогут передавать данные со скоростью 10 гигабит в секунду – в 600 раз быстрее, чем это позволяет делать технология 4G на современных смартфонах. Помимо скорости их преимущества выражаются в обработке значительно большего объёма данных, меньшей задержке и увеличении количества подключаемых устройств. Значимость 5G-сетевого подхода усматривается в том, что он должен создать основу для развития других цифровых технологий, поскольку именно данные и скорость их передачи определяют сегодня успех многих инновационных технологических решений, таких как Интернет вещей, cистемы виртуальной и дополненной реальности и т.д.
Общий идейный контекст исследуемого вопроса и общий вывод заключается в том, что потоковые данные в логистике должны быть организованы в своем движении на принципах и по правилам логистики. Видимая здесь игра слов – «потоковые данные в логистике и логистика потоковых данных» – таит в себе глубокий содержательный смысл, который восходит к императивам создания глобальной информационной инфраструктуры. На фоне развития инфокоммуникаций логистика, представленная как управление потоками данных, может и должна приобрести новые для себя прикладные аспекты вследствие диверсификации в информатику.
Библиографический список:
1. Десять тенденций в логистике в ближайшее десятилетие. [Электронный ресурс]. URL: http://www.logist.by/press/ (Дата обращения 27.07. 2018).
2. Майер-Шенбергер. В. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим: Пер. с англ. И. Гайдюк. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 240 с.
3. Мамедьяров З. Топливо для технологий // Эксперт. 2019. № 1-3 (28 декабря 2018 г. – 20 января 2019 г.). – С. 36-37.
4. Паркер Дж. Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику – и как заставить их работать на вас: Пер. с англ. Е Пономаревой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 304 с.
5. Пелтис Э.Дж. Конвейер реального времени. Потоковая обработка данных: Пер. c англ. А. Слинкина. – М.: ДМК Пресс, 2018. – 218 c.
6. Рой Ж. Введение в потоковые вычисления в режиме реального времени: [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibm.com/developerworks/ru/library/bd-getstartedstreams/ (Дата обращения 28.03.2019).
7. Самые важные логистические тренды: сводка DHL: [Электронный ресурс]. URL: https://e-pepper.ru/. (Дата обращения 24.10.2018).
8. Силен Д., Мейсман А., Али М. Основы Data Science и Big Data. Python и наука о данных. – СПб.: Питер, 2017. – 336 с.
9. Силкина Г.Ю. Щербаков В.В. Современные тренды цифровизации логистики. – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. – 237 c.
10. Фрэнкс Б. Революция в аналитике: Как в эпоху Big Data улучшить ваш бизнес с помощью операционной аналитики: Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 316 с.
11. Omni-channel Logistics. A DHL Perspective on Implication and Use Cares for the Logistics Industry. 2015: [Электронный ресурс]. URL: http://www.dhl.com/ (Дата обращения 01.07.2017).
Материал размещен
кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019