Шевко Александр Кириллович
Аспирант 2-ого года обучения
Петербургский государственный университет путей
сообщения Императора Александра I
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail:shevkoalexander@gmail.com
Научный руководитель – Коровяковский Евгений Константинович
к.т.н., доцент, зав. Кафедрой «Логистика и коммерческая работа»
Петербургский государственный университет путей
сообщения Императора Александра I
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: ekorsky@mail.ru
Actual problems of logistics activities in Russia and ways to solve them
Shevko Aleksandr Kirillovich
2nd year post-graduate student
Emperor Alexander I st. Petersburg state transport university
Saint-Petersburg, Russia
Scientific supervisor – Koroviakovskii Evgenii Konstantinovich
candidate of technical Sciences, associate professor
head of the Department of logistics and commercial work
Emperor Alexander I st. Petersburg state transport university
Saint-Petersburg, Russia
В статье проанализирован уровень развития логистики в РФ, выделены тенденции логистической деятельности. В качестве решения имеющихся проблем предложен перечень возможных проводимых мероприятий.
Ключевые слова: Логистика; индекс эффективности логистики; транспортная инфраструктура; рынок транспортных услуг
The article analyzes the level of development of logistics in Russia, highlighted the trends of logistics activities. As a solution to the existing problems, a list of possible activities is proposed.
Key words: Logistics; Logistics Performance Index; transport infrastructure; transport market
В наше время, сопутствующим фактором развития экономики, а также показателем развитости экономического рынка являются уровень развития логистики и степень применения совокупных логистических процессов внутри государства. Согласно многочисленным исследованиям, за счет логистических процессов в некоторых североамериканских государствах формируется до 10 % ВВП, а в странах ЕС данный показатель составляет 20-25 %.
Логистическая деятельность на данный момент продолжает находиться в стадии непрерывного развития, чем и вызывает интерес, и, в частности, вследствие этого является объектом исследования в данной статье.
На сегодняшний день, наиболее независимым и объективным показателем уровня развития логистики в стране является LPI (Logistics Performance Index), составляемый Всемирным Банком. [1]
Индекс эффективности логистики - индекс, рассматривающий легкость и доступность осуществления поставок товаров, и состояние торговой логистики на национальном и международном уровне.
Целью создания и использования рейтинга является желание оказать содействие странам в вопросах поиска и выявления проблем в сфере эффективности торговой логистики путем измерения удобства системы логистики.
Главными составляющими LPI являются оценки следующих показателей:
1. Эффективность работы ответственных таможенных органов;
2. Состояние инфраструктуры;
3. Легкость организации международных перевозок;
4. Логистическая компетенция и качество логистики;
5. Возможность отслеживания движения грузов на протяжении всей цепи поставок;
6. Своевременность (соблюдение сроков) доставки грузов.
По каждому из показателей выставляются баллы, на основе которых затем вычисляется средний балл. Максимальное значение баллов по каждому показателю - 5.
Всемирный банк определяет страны с лучшей торговой логистикой в формате рейтинга согласно индексу LPI c 2007 года, а в ныне существующем виде - каждые два года начиная с 2012 года.
Актуальная версия рейтинга, который публикуется каждые 2 года, была опубликована 24 Июля 2018 года. По состоянию на 2018 год по уровню эффективности развития логистики Россия оказалась лишь на 75-м месте.
Исходя из обновленных данных рейтинга, Россия набрала по LPI 2,76 балла, что позволило ей подняться сразу на 24 позиции по сравнению с предыдущей версией рейтинга 2016 года (2,57 балла; 99-е место) и занять 75-ю строчку. На столь невысокое итоговое место повлияли такие показатели, как низкие оценки за работу таможни (97-е место), отслеживание грузов (97-е) и международные перевозки (96-е).
За прошедшее с момента публикации предыдущего рейтинга в 2016 году время Россия показала рост в оценках качества состояния инфраструктуры (с 2,43 балла до 2,78), легкости организации международных перевозок (с 2,45 балла до 2,64) и своевременности доставки (с 3,15 балла до 3,31). Исходя из данных рейтинга, эффективность возможности отслеживания грузов в России остается примерно на прежнем уровне (2,62 балла в 2016-м против 2,65 балла за 2018-й), так же, как и уровень логистической компетентности (2,76 балла в 2016-м и 2,75 балла в 2018-м).
В первую десятку рейтинга LPI, по данным Всемирного банка, входят логистические комплексы Германии (4,20 Балла), Швеции (4,05), Бельгии (4,04), Австрии (4,03), Японии (4,03), Нидерландов (4,02), Сингапура (4,00), Дании (3,99), Великобритании (3,99) и Финляндии (3,97).
С помощью индекса LPI, а также проведенных исследований состояния современной логистической системы в России можно постараться выявить некоторые причины отставания РФ от лидеров данного списка по каждому из пунктов.
Низкий уровень качества состояния транспортной инфраструктуры связан с невысоким уровнем качества автодорог и железнодорожных путей. Кроме того, к этому пункту следует отнести относительно низкую пропускную способность железных дорог, а также отсутствие необходимой инфраструктуры в некоторых отдаленных регионах РФ. На данный момент наименее развитыми с точки зрения транспортной инфраструктуры являются Республика Алтай, Калмыкия, Марий Эл, Магаданская область и Якутия. В первую очередь эти регионы отстают от других в виду слабого развития железнодорожной инфраструктуры. [2]
Стоит отметить, что в данный момент на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, предусматривающих обязательное использование электронных навигационных пломб. Принятие данного законопроекта и внедрение данных пломб в будущем способно улучшить процесс отслеживания грузов на всем пути следования. [4]
В настоящее время можно выделить несколько тенденций логистической деятельности в РФ:
1. Снижение объема импортируемых товаров. В большинстве своем это связано с введением санкций в отношении РФ, а также ответных санкций.
2. Развитие портов и мультифункциональных терминалов. В частности, в текущий момент времени развиваются такие важные порты, как Усть-Луга, Таманский и Новороссийский порты.
3. Увеличение поставок и расширение работы транспортных коридоров из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. К примеру, Россия заинтересована в реализации «Проекта Пояса и Пути», который является инициативой Китая.
4. Увеличение объемов внутренних перевозок готовых грузов автомобильным и железнодорожным транспортом, что в первую очередь связано с реализацией программы импортозамещения.
В качестве решения имеющихся проблем и недоработок возможно предложение проведения комплекса следующих мероприятий:
1. Создание и утверждение на государственном уровне целевой программы, разрабатывающей стратегию развития транспортной системы РФ после 2021 года, которая придет на смену Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы), которая в 2017 году была продлена до 2021 года.
2. Постоянное и непрерывное развитие транспортной инфраструктуры на всей территории РФ, в частности, в труднодоступных регионах. А именно, создание и модернизация имеющейся инфраструктуры в следующих регионах РФ: Республика Марий Эл, Республика Алтай, Якутия, Калмыкия и др.
3. Подготовка и внедрение в будущем времени электронного документооборота и автоматизации логистических процедур.
4. Постоянное взаимодействие всех участников рынка транспортных услуг и органов государственной власти.
При рациональном развитии и эффективном взаимодействии участников логистических процессов и органов власти транспортно-логистическая система имеет практически неограниченный потенциал. Приведенные в статье предложения могут поспособствовать реализации данного потенциала.
Библиографический список:
1. Logistics Performance Index. International LPI / World Bank official site / [Электронный ресурс] - https://lpi.worldbank.org/international/global (Дата обращения - 08.03.2019)
2. Инфраструктура России: Индекс развития. InfraONE Researh. Ислледование инвестиционной компании Infraone. [Электронный ресурс] - https://infraone.ru/analitika/Index_razvitiia_infrastruktury_Rossii_InfraONE_Research.pdf (Дата обращения – 10.03.2019)
3. Министерство Транспорта Российской Федерации (Минтранс России) / [Электронный ресурс] - https://mintrans.ru/ (Дата обращения -15.03.2019)
4. Госдума рассмотрела законопроект об использовании пломб, оснащённых приёмником ГЛОНАСС. Веб-сайт АО «Издательский дом «Гудок». [Электронный ресурс] - https://www.gudok.ru/freighttrans/?ID=1428495 (Дата обращения - 20.03.2019)
Материал размещен
кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019