Фрейдман Оксана Анатольевна
к.э.н., доцент, доцент кафедры «Менеджмент»
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения»
г. Иркутск, Россия
E-mail: oksana-frey@mail.ru
The development of contract logistics in the agricultural market: aspects of the logistics integration of companies
Freidman Oksana Anatolievna
сandidate of economic sciences (PhD), associate of professor, associate of professor of the Management Department.
Irkutsk State Transport University
Irkutsk, Russia
Современное состояния рынка сельскохозяйственной продукции имеет тенденцию к росту, который отчасти обусловлен введением санкций на импортируемые товары. Расширение потребительского рынка требует акцентуации внимания на совершенствовании управления логистикой, что связано с потребностью в стабилизации цен на продукции отрасли. Вопросы интеграции деятельности логистических и сельскохозяйственных компаний в процессах закупки, производства и распределения товарной продукции и сырья приобретают особую актуальность. Способом решения проблемы минимизации транспортных и складских затрат является развития контрактной логистики.
Ключевые слова, контрактная логистика, рынок транспортно-логистических услуг, логистическая функция, межфункциональная интеграция.
The current state of the agricultural market trends to increase, which is partly due to the imposition of sanctions on imported goods. The expansion of the consumer market requires an emphasis on improving the of logistics management, which is associated with the need to stabilize prices for the final products of the industry. In this regard, the issues of integration of logistics and agricultural companies in the procurement, production and distribution of commodity products and raw materials are of particular relevance. One way to solve the problem of minimizing transport and storage costs is the development of contract logistics
Key words: contract logistics, market of transport and logistics services, logistic function, inter-functional integration.
Современное состояние развития рынка транспортно-логистических услуг в России характеризуется несколькими тенденциями:
- стремление к комплексности услуг со стороны заказчика;
- рост межорганизационной интеграции компаний на рынке транспортно-логистических услуг;
- преобладание транспортных и экспедиционных услуг в структуре рынка спроса и предложения на логистические услуги;
- недостаточная степень развития услуг по управлению цепями поставок, как в производственной, так и в распределительной сфере.
Понятие контрактной логистики в современной научной литературе отождествляют с понятием логистического аутсорсинга, который представляет собой передачу управления логистикой третьей стороне сделки [1]. Целью передачи логистических функций от производителя сторонней организации является сокращение затрат на совершение логистических операций, а также повышение качества обслуживания за счет существующей специализации логистического оператора. В настоящее время доля контрактной логистики в составе мирового ВНП составляет 5,6%, в том числе: США -1,57 %, стран Европы -1,71%, Китая-1,94, а доля контрактной логистики в России оценивается экспертами в размере 0,14%[1] [2].
Исследование рынка транспортно-логистических услуг в различных регионах России, ежегодно проводимое крупнейшими транспортными компаниями, свидетельствует о росте доходности транспортных услуг за счет повышения тарифов в условиях сокращения грузопотока. Сокращение грузопотока в целом по России обусловлено сокращением объемов выпуска продукции, а также снижением отгрузки традиционно экспортируемого сырья и полуфабрикатов, что связано с сокращением объема сделок по различным видам продукции. Так, например, в 2016-2017 годах сократились объемы отгрузки кокса, нефтепродуктов, строительных материалов, зерна, пиломатериала и др.
По данным исследования консалтингового агентства МА-Research за период 2012-2015 годов, основными отраслями, потребляющими услуги логистического аутсорсинга в России являются нефтегазовая и энергетическая отрасль в сфере поставок оборудования, ритейл в сфере комплексных услуг по комплектации и отправке грузов, а также в предприятия потребительского сектора, осуществляющие экспресс-доставку грузов.
Рост отдельных секторов экономики, и их интеграция с логистическими компаниями в сфере доставки продовольственных товаров и сырья могли бы существенно снизить затраты на транспортировку и обслуживание грузов, за счет формирования межсистемных связей между сельскохозяйственными и транспортно-логистическими компаниями регионов. На сегодняшний день, доля затрат на транспортирные услуги в структуре себестоимости сельскохозяйственной продукции в среднем по видам продукции занимает около 20% [3]. Существует необходимость в снижении доли логистических затрат. Учитывая специфику управления логистикой в сельском хозяйстве, необходимость формирования и содержания запасов сельскохозяйственной продукции, снижение затрат возможно именно в сфере организации транспортировки и экспедирования грузов.
Руководители сельскохозяйственных предприятий различных регионов России отмечают наличие следующих барьеров, препятствующих развитию контрактной логистики в поставках продукции:
- стремление к сохранению контроля в цепи поставок с целью наибольшего влияния на конечную цену продукции;
- необходимость подбора специализированных средств транспортировки сельскохозяйственных грузов с целью сохранения качества поставки;
- необходимость сохранения опорного плана поставки сырья и незавершенного производства корпораций, где логистика является ключевой функцией производственного процесса;
- необходимость охвата большего количества розничных торговых точек в распределительной системе города или региона;
- заинтересованность сельскохозяйственных компаний, имеющих собственную транспортно-логистическую инфраструктуру в развитии доходного сегмента по оказанию транспортно-логистических услуг.
Особенно интересны аспекты развития контрактной логистики с корпоративными сельскохозяйственными объединениями, имеющих различные мнения о перспективах взаимодействия компаний на рынке транспортно-логистических услуг. Так, руководители компании «РусАГРО» предпочитают использовать транспортные средства логистических операторов или же передавать внешнюю транспортировку на аутсорсинг. В то же время, руководство зерновой компании ГК «Русский дом», где все логистические процессы строго регламентированы, опасаются рисков от «третьей стороны» логистики и вмешательства в процесс управления загрузкой и отгрузкой зерна в пределах комплекса корпоративного объединения [3].
Еще одна проблема возникает в процессе передачи на аутсорсинг функций доставки в розничную сеть. Одной из причин отказа от услуг логистического оператора со стороны сельскохозяйственных предприятий является недостаточная степень освоения розничной сети, что зависит от системы стимулирования труда водителей службы доставки компаний. При почасовой оплате труда, водитель не заинтересован в повышении посещаемости пунктов розничной торговли. В условиях разработки системы материального стимулирования по охвату торговой сети ритейла собственных водителей сельскохозяйственных организаций количество пунктов ритейла увеличивается
Таким образом, в управлении логистикой сельскохозяйственных организаций наиболее распространены следующие функциональные области интеграции компаний:
- транспортировка сельскохозяйственной продукции в производственном процессе;
- организация дистрибуции готовой сельскохозяйственной продукции;
- транспортировка отходов сельскохозяйственного сырья;
- документационное обеспечение и подготовка продукции в торговле и др.
Кроме указанных выше аспектов интеграции актуальность приобретают комбинированные подходы, что обусловлено внедрением логистического оператора в систему физического распределения. Роль логистического оператора в данном случае заключается в повышения качества логистического сервиса, с учетом специализации «третьей стороны сделки», что приводит к снижению логистических затрат. Таким образом, решаются две логистические задачи: минимизация затрат и рост качества обслуживания в процессе товародвижения.
Еще одним направлением интеграции логистических компаний в сельскохозяйственное производство является передача на аутсорсинг таких логистических функций, как сортировка продукции и документационное сопровождение грузов. Чаще всего данная схема интеграции используется при производстве конечной (потребительской) продукции растениеводства и животноводства. Целью такой интеграции является сокращение времени на процедуры упаковки и документооборота, средств на содержание и обслуживание специальной упаковочной техники, затрат на доставку.
Однако самым актуальным для сельскохозяйственных предприятий остается вопрос содержания и обслуживания собственных транспортных средств, включая подбор видов транспортного средства и подвижного состава. В этой связи аграрии предпочитают стратегию, направленную на лизинг транспортных средства и технических средств на проведение перевалочных работ. Данная стратеги интеграции позволяет минимизировать транспортные расходы и увеличить скорость выполнения логистических операций.
Обобщение приведенного выше материала позволяет классифицировать существую схемы и направления интеграции логистических и сельскохозяйственных компаний. (см. таблицу 1).
Таблица 1 – Варианты интеграции сельскохозяйственных и логистических компаний
Вариант интеграции |
Сферы интеграции |
Цель интеграции |
Период интеграции |
1 |
2 |
3 |
4 |
лизинг у предпринимателей |
аренда транспортных средств в процессе производства |
Экономия на затратах по содержанию транспортных средств |
Кратко-срочный и средне-срочный |
лизинг транспортных средств у логистических операторов |
аренда транспортных и иных технических средств в процессе доставки |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
«производитель-транспортировка-потребитель» |
транспортировка сельскохозяйственных грузов и сырья |
Повышение скорости обслуживания, сокращение затрат |
средне- срочный |
«склад+дистрибуция» |
доставка товара до склада компании и организация доставки в сети распределения |
Средне- срочный и долгосрочный |
|
«лизинг+утилизация+ трейд-ин» |
обеспечение цикла транспортировки, возвратная логистика, обслуживание собственной торговой сети |
Рост качества логистических услуг, сокращение логистических затрат |
Средне-срочный и долгосрочный |
«закупка+внутри-производственная транспортировка» |
транспортное обеспечение цикла снабжения и производства |
Долгосрочный |
Руководители логистических компаний, в том числе зарубежные видят перспективу развития контрактной логистики в оказании услуг по хранению сельскохозяйственной продукции, что позволит заказчикам наиболее эффективно размещать материальные ресурсы, снижая затраты на логистическую инфраструктуру. Кроме того, риски по хранению и доставке сельскохозяйственной продукции будут переложены на логистического оператора, что приведет к экономии организации-заказчика.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- рынок контрактной логистики в сельском хозяйстве находится на стадии освоение и наращивания темпов роста;
- существуют проблемы интеграции логистических компаний в сферу сельскохозяйственного производства, что связано с опасениями сельскохозяйственных компаний в сохранении качества сельскохозяйственной продукции и рискам по нарушению сроков поставки;
- существуют проблемы в области подбора специализированной техники и транспорта по доставке различных видов продукции;
- между тем, логистические операторы находят гибкие схемы для развития межфункциональной интеграции с сельскохозяйственными компаниями, и возможно их расширение до полного цикла оказания логистических услуг.
Библиографический список:
1. Джонсон Дж., Вуд Д. Современная логистика,7-е издание / Дж. Джонсон, Д. Вуд, Д. Вордлоу, П. Мерфи-мл. - Пер. с англ. –М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.-624 с.
2. Симонова Л.Н. «Российский рынок транспортно-логистических услуг, влияние санкций и рецессии» [Электронный ресурс] /Л.Н.Симонова// Материалы XIX-ой Международной конференции «TransBaltica 2016». Режим доступа: http://ma-research.ru/research/item/153-rynok-logisticheskogo-autsorsinga-2017.html. Дата обращения: 18.01.2019
3. Клепикова С. «От поля до прилавка: премудрости контрактной логистики» [Электронный ресурс] /С. Клепикова// Агротехника и технологии. 16.09.2016. Режим доступа: https://www.agroinvestor.ru/ analytics/article/24259-ot-polya-do-prilavka.Дата обращения:13.02.2019.
Материал размещен
кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019