Погорелов Илья Зиновьевич
доцент, к.э.н., профессор кафедры менеджмента,
Сибирский институт бизнеса, управления и психологии,
г. Красноярск, Россия
Public-private partnership and transport-logistics complex of Krasnoyarsk region in the conditions of realization of the project "Yenisey Siberia"
Pogorelov Ilya Zinovievich
associate Professor, candidate of economics, professor of Management department
Siberian Institute of Business, Management and Psychology (SIBMP)
Krasnoyarsk, Russia
Рассмотрены проблемы развития транспортно-логистического комплекса Красноярского края и возможности, предоставляемые механизмом государственно-частного партнерства (ГЧП). Поставлена задача по оценке влияния проектов создания Енисейской Сибири и Ангаро-Енисейского макрорегиона на развитие транспортно-логистического комплекса Красноярского края. Предложен ряд законодательных инициатив по изменению российской нормативной базы ГЧП и концессионных соглашений.
Ключевые слова: транспортно-логистический комплекс, государственно-частное партнерство, стратегия пространственного развития, концессионные соглашения.
The problems of development of transport and logistics complex of Krasnoyarsk region and the opportunities provided by the mechanism of public-private partnership (PPP) are considered. The task of assessing the impact of projects to create the Yenisei Siberia and the Angara-Yenisei macroregion on the development of transport and logistics complex of the Krasnoyarsk territory. A number of legislative initiatives to change the Russian regulatory framework of PPP and concession agreements are proposed.
Key words: transport and logistics complex, public-private partnership, spatial development strategy, concession agreement.
В начале 2019 года стали более определенными на текущий президентский срок «правила игры» для инвесторов в регионах Российской Федерации. Так, например, были утверждены правительством страны Стратегия пространственного развития РФ до 2025 года показатели и сами национальные проекты, в том числе, пожалуй, один из важнейших для Сибири и Дальнего Востока - план развития магистральной инфраструктуры. Для определения условий реализации этих документов, начиная с конца 2018 года, проводятся мозговые штурмы в рамках ряда инвестиционных форумов, в частности, Российского инвестиционного форума-2019 (Сочи, февраль), Красноярского экономического форума (конец марта 2019 г.).
Можно согласиться с мнением губернатора Новосибирской области А. Травникова, что основным вопросом на них является объединение возможностей, предоставляемых реализацией системой национальных проектов, механизмом государственно-частного партнерства и наукой регионов.
Достаточно распространенным является мнение о том, что рассматриваемая Стратегия… далека от совершенства, и по словам профессора Московского отделения Международной академии архитектуры, М. Петрова, «она бессодержательна». По его мнению, она была разработана вне связи с тем, какую экономическую модель России хотим в итоге построить [2, c.28]. С другой стороны, несомненным плюсом для Красноярского края и города Красноярска становится то, что Красноярск в ходе ее реализации рассматривается в качестве центра Ангар-Енисейского макрорегиона, включающего в себя помимо регионов ранее вошедших в «Енисейскую Сибирь» и Иркутскую область. Достаточно часто руководители страны называют Красноярск «столицей Сибири», с чем категорически не согласны, например, руководители Новосибирской области и города Новосибирска и других сибирских регионов. Согласны ли в Иркутской области на вхождение в создаваемый макрорегион, что такое макрорегион, насколько все эти инициативы сочетаются с реализацией ранее принятых федеральных законов, в частности, 172-ФЗ о стратегическом планировании, пока тоже не понятно.
Смущает и то, что пока серьезно отстает развитие нормативной базы по ГЧП, например, провозглашая необходимость создания системы агломераций вокруг крупнейших городов, до сих пор в российском правовом поле отсутствуют как само понятие «агломерация», так и механизма управления ими.
Анализ зарубежного опыта показывает, что должны быть разработаны в качестве особых инструментов управления рисками, как межмуниципальные соглашения, в случае создания агломерации «Большой Красноярск», так и межрегиональные соглашения, при создании Ангаро-Енисейского макрорегиона, что потребует внесения серьезных корректив в ряд федеральных законов и подзаконных актов.
В Красноярске в настоящее время продолжается работа над проектом Стратегии развития города до 2030 года, которая должна быть представлена депутатам в июне. Правда несколько лет говорили просто о необходимости уточнения и дополнения уже существующей Стратегии, принятой на срок до 2033 года. Возникает вопрос о взаимоотношениях уже существующего документа и разрабатываемого, а также степени преемственности нового варианта Стратегии. Так, ряд специалистов СФУ, принимающих участие в разработке нового документа, например, М. Двинский. полагают, что будущее города – в формировании центра коммуникации Евразии и потребность в инвестициях для предлагаемых к реализации мероприятий составляет порядка двух триллионов руб. [3]. При этом город должен пройти путь от промышленного гиганта к сервисному центру с разнообразной сферой обслуживания. Не совсем ясно, как будет сочетаться выполнение функций столицы края, «Енисейской Сибири», Ангаро-Енисейского региона и, например, центра создаваемой Красноярской технологической долины, на которую хотят потратить 50 млрд. руб.? И сохранился ли в условиях индивидуальных санкций против О. Дерипаски и корпоративных санкций против контролируемых им корпораций интерес к этому проекту? Очевидно, что от ответа на эти и многие другие возникающие вопросы будут зависеть и перспективы развития транспортно-логистического комплекса края, в том числе, как перечень, так и очередность финансирования проектов, возможность использования при этом механизма ГЧП.
Следует отметить, что действующая в Российской Федерации в целом и отдельных регионах нормативная база сдерживает развитие ГЧП (МЧП)-проектов, в том числе и в сфере транспорта. Для подтверждения этого обстоятельства можно привести два примера.
Так, в Красноярске, по согласованию с В.В. Путиным, дорабатывается транспортная схема транспортного развития города, в обновленном варианте которой в дополнение к метро глубокого залегания в центре, очевидно, будут добавлены участки скоростного трамвая на обоих берегах Енисея. Для облегчения процесса привлечения инвестиций в концессии в сфере общественного транспорта Минтрансом РФ разработаны поправки в федеральные законы о ГЧП, концессионных соглашениях и о пассажирских перевозках, которые направлены на межведомственное согласование [1]. По мнению экспертов Высшей школы экономики, в крупных российских городах именно развитие легкорельсового транспорта и трамваев поможет в значительной мере облегчить решение проблемы пробок, но для реализации подобных проектов городским властям элементарно не хватает денег. Очевидно, что без принятия этих поправок будет невозможно привлечь инвесторов для реализации подобных проектов на условиях ГЧП.
Понятно, что на самом деле, требует решения целый комплекс проблем развития транспортно-логистического комплекса края и города. Так, например, для большинства крупных российских городов, в том числе и Красноярска, по мнению М. Перова, характерны ряд вызовов, среди которых, основными являются реновация жилья, системная трансформация промышленных зон, необходимость увеличения площади улично-дорожной сети, причем города с населением более 200 тыс. человек «при дисперсном распределении мест приложения труда и торговли практически невозможно эффективно обслужить общественным транспортом» [2, c.27].
Кроме того, действующая редакция 115-ФЗ (О ГЧП) не позволяет законодательным собраниям субъектов федерации в полной мере контролировать эффективность заключенных правительством субъекта и администрациями муниципальных образований концессионных соглашений. В целях устранения этого недостатка в 2018 году в Новосибирской области был принят региональный закон о государственной собственности, введение в законную силу которого, по мнению его разработчиков позволил депутатам Законодательного собрания области установить действенный контроль за эффективностью заключенных концессионных соглашений и расходованием средств.
Спикер Законодательного собрания Новосибирской области А. Шинкив полагает, что ряд проблем с реализацией уже заключенных концессионных соглашений, например по строительству моста через реку Обь, созданию комплекса поликлиник в г. Новосибирске и т.н. «мусорная концессия» не были оперативно отрегулированы во многом потому, что из-за отсутствия полномочий Законодательное собрание было вынуждено обращаться в суд для внесения изменений в уже заключенные соглашения. На практике это затягивает сроки решения возникающих проблем, выделение бюджетного финансирования. На наш взгляд, очевидно, что следовало бы предусмотреть согласование содержание концессионного соглашения с Законодательным собранием еще до его заключения. В частности, несовершенство законодательства не позволило своевременно заблокировать во время прохождения в Законодательном собрании области т.н. «мусорной концессии» с завышением сметы на 44 млрд. руб. Однако, по мнению прокуратуры Новосибирской области, пока согласование концессионного соглашения до момента его подписания противоречит действующему законодательству. Интересно, что проверки, проведенные еще в 2017-2018 гг. Генеральной прокуратурой Российской Федерации, условий реализации концессионных соглашений показали, что во многих случаях 100% финансирования выступают федеральный и региональные бюджеты, что напрямую противоречит требованиям действующей редакции 115-ФЗ.
По нашему мнению, практику согласования текста концессионного соглашения с органами законодательной власти субъекта федерации и муниципального образования следовало бы распространить и на территорию Красноярского края, приняв либо соответствующий региональный закон, либо изменив федеральное законодательство о ГЧП(МЧП).
На наш взгляд очевидно, что Законодательному собранию Красноярского края следовало бы выступить с законодательной инициативой по изменению 224-ФЗ, 115-ФЗ, ряда подзаконных актов, а также самой национальной концепции ГЧП(МЧП). Ранее мы предлагали внести существенные изменения в эту концепцию [в частности, 4,5]. В дополнение к ранее высказанным предложениям считаем целесообразным внести в число публичных партнеров наряду с государственными органами исполнительной власти и органы законодательной власти субъекта федерации и муниципального образования, на территории которого будет реализован ГЧП(МЧП)-проект, концессионное соглашение. Вполне возможно, что следует изменить (уточнить) формулировку цели заключаемых соглашений, убрав особый акцент на привлечение частных инвестиций в экономику страны и регионов.
Библиографический список:
1. Минтранс предлагает упростить инвестиции в общественный транспорт (скоростные трамваи должны избавить города от пробок) Ведомости, 06.03.2019.
2. А. Щукин «Нашим городам нужна хирургия, а не терапия». Эксперт, №9-2019.
3. Через фильтр обсуждения – к общественному согласию. Городские новости, №30-2019.
4. Владимирова О.Н., Погорелов И.З. Государственно-частное партнерств как механизм инновационного развития региона. Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2010. № 4 (30). С. 206-209.
5. Владимирова О.Н., Погорелов И.З. Подход к формированию российской концепции государственно-частного партнерства с учетом региональной специфики. Вестник алтайской науки. 2014. № 4 (22). С. 5-7.
Материал размещен
кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник:
материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019