Парфенов Александр Викторович
д.э.н., проф. каф. логистики и управления цепями поставок
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: vvt@unecon.ru
Ли Чэнь
аспирантка каф. логистики и управления цепями поставок
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: vvt@unecon.ru
Logistic administration in international seafood supply chains
Parfenov Alexander Viktorovich
doctor of economics, professor
of the department of logistics and supply chain management,
Saint-Petersburg state university of economics,
Saint-Petersburg, Russia
Li Chen
post-graduate student
of the department of logistics and supply chain management,
Saint-Petersburg state university of economics,
Saint-Petersburg, Russia
В статье обосновывается специфика логистического администрирования в международных цепях поставок морепродуктов. Аргументируется необходимость обоснования обеспечения безопасности таких цепей поставок с учетом альтернативных вариантов международных стандартов. Приводятся рекомендации по устранению трансакционных ограничений в управлении такими цепями поставок
Ключевые слова: безопасность; логистические риски; логистическое администрирование; международные стандарты качества; морепродукты; цепи поставок
The article substantiates the specifics of logistics administration in international seafood supply chains. The necessity of justifying the security of such supply chains, taking into account alternative options of international standards, is argued. Recommendations are given to eliminate transactional constraints in managing such supply chains.
Key words: security; logistics risks; logistic administration; international quality standards; seafood; supply chain
Результативность международных цепей поставок морепродуктов, т.е. степень достижения такими множественными организационными структурами, поставленных перед ними целей, во многом зависит от качества логистического администрирования. К числу функциональных зон его ответственности относят достаточно широкий круг обязанностей, среди которых нами выделяется стратегическое планирование логистической деятельности в исследуемых цепях поставок. Потребность в специальном акценте на таком планировании предопределяется следующими положениями. Во-первых, особую сложность представляет не только обоснование клиентоориентированности упомянутых нами ранее цепей поставок, но и преобразование ее приоритетов в персональные логистические требования к каждому участнику подобных структур. Во-вторых, планирование обеспечения безопасности международных цепей поставок морепродуктов осложняется необходимостью особого учета специфики выполнения институциональных правил товародвижения пищевых продуктов при заданных температурных режимах. В-третьих, вероятность возникновения логистических конфликтов в международных цепях поставок вследствие высоких трансакционных издержек, которые неизбежно сопровождают все межфирменные взаимодействия, очень высока. В-четвертых, перераспределение властных полномочий в таких цепей поставок не всегда определяется предметным содержанием международных контрактов, поскольку рыночные позиции участников таких цепей могут различаться. Все это и актуализирует целесообразность рассмотрения перечисленных положений более детально.
Обеспечение клиенториентированности цепей поставок (независимо от их формы) в настоящее время представляет одну из наиболее главных проблем логистического менеджмента. Причины этого феномена следующие. Во-первых, концепция политики ориентации на клиента в теории маркетинга еще не приобрела завершенный вид. Завершению этого процесса во многом препятствует то обстоятельство, что полное и точное выполнение запросов клиентов совсем не означает, что они будут удовлетворены обслуживанием. Напомним, что поставки материальных ресурсов осуществляются в рамках оптовой торговли. Последняя при этом классифицируется как производственная услуга. Хотя эта услуга и является материальной, нематериальная компонента в ней все же всегда присутствует. В логистической практике она приобретает различные формы, среди которых нами, например, выделяется степень отклика поставщика на запрос клиента об изменении каких-либо условий поставки (в положительном случае клиент оценивает отношения с поставщиком как комфортные). Во-вторых, обеспечить должное восприятие участниками цепей поставок ответственности за обслуживание конечного клиента достаточно сложно. Причем степень такого восприятия автоматически уменьшается по мере удаления членов цепей поставок от линии соприкосновения с тем сегментом рынка, на который в конечном счете они целеориентированы. В-третьих, типовой практикой для многих предприятий является избирательное обслуживание потребителей. Последние в этом случае в зависимости от их вклада в формирование дохода поставщика разделяются на три неравноценных множества (на основе метода АВС-анализа). Клиентам, образующим группу А, при этом предоставляется лучшее обслуживание. Безусловно, такой подход является дискриминационным. Чтобы оценить его масштаб, следует понять какой практики обслуживания придерживается каждый участник цепи поставок? Нужно учитывать, что каждое предприятие, которое является членом этой конкретной цепи поставок, нередко выступает и участником других подобных множественных организационных структур. Это означает, что оно стоит перед выбором отдания предпочтений в пользу лучшего обслуживания, по сути, одной из тех цепей поставок, с которыми у нее выстроены организационно-экономические отношения. В-четвертых, определение конкурентоспособного уровня логистического обслуживания потребителей не является простой задачей по следующим причинам:
1) осуществление логистического бенчмаркинга в этой области крайне затруднено;
2) прирост степени предоставления логистического сервиса не всегда замечается клиентами;
3) оценка затрат на повышение уровня логистического обслуживания не всегда поддается должной оценке;
4) величина логистических рисков по мере приближения уровня логистического сервиса к предельным границам (например, в случае требования покрытия спроса на 100%, а не на 95% как это обычно принято) резко возрастает [8, 9, 12].
Наибольшую сложность в логистической практике вызывает обеспечение безопасности пищевых продуктов, требующих хранения и перевозки при заданном температурном режиме, например, рыбы и морепродуктов. Традиционно она соотносится с необходимостью значительных капиталовложений в специальное оборудование, позволяющее поддерживать требуемый температурно-влажностный режим, и трудностью тотального контроля его параметров. Однако в последние годы эта проблема рассматривается более широко, а именно с позиции управления цепями поставок. Объективные предпосылки для такой постановки вопроса создают следующие обстоятельства:
- постоянное возрастание страновых законодательных требований к обеспечению безопасности пищевых продуктов и ответственности за их выполнение;
- увеличение протяженности цепей поставок, в том числе, международных, влечет за собой рост риска обеспечения безопасности пищевых продуктов (отрицательные эффекты от наступления рисковых событий проявляются не только в товарных потерях, утрате такой продукцией товарного вида, росте затрат на выполнение логистических операций по ее возврату по причине негодности, но и в виде репутационных потерь);
- рост масштабов фальсификации и контрафакта в международной торговле;
- необходимость выработки системного подхода к обеспечению безопасности пищевых продуктов в рамках цепей поставок, предусматривающего введение персональной ответственности за надлежащее исполнение всех логистических операций (чтобы исключить, в том числе, разрывы температурных режимов в процессе поставок продукции от производителя к потребителю);
- потребность в обосновании новых подходов к проектированию цепей поставок пищевых продуктов, нуждающихся в особом температурном режиме, и их логистической инфраструктуры в условиях быстрого расширения ассортимента таких товаров и дифференциации товароведческих требований к обеспечению сохранности их качества (последнее обстоятельство часто обусловливает увеличение разнообразие температурно-влажностных режимов, вследствие чего консолидация грузов таких товаров усложняется);
- актуализация мелкопартионных отправок пищевых продуктов, нуждающихся в обеспечении заданного температурного режима);
- цифровизация логистики (она открывает перспективы для организации тотального контроля за соблюдением температурных режимов поставок пищевой продуктов, используя, в том числе, радиочастотные метки и космические системы навигации);
- развитие фермерских хозяйств, не обладающих возможностью делать инвестиции в специализированную логистическую инфраструктуру, обеспечивающую сохранность произведенных ими продовольственных товаров, требует их включения в «холодовые» цепи поставок;
- введение в институциональный оборот международных стандартов качества ISO, регламентирующих требования к обеспечению безопасности цепей поставок [1-4].
Надо отметить, что ISO не является единственным стандартом, регламентирующим требования к участникам цепей поставок пищевой продукции. Существует также международный стандарт MSC Chain of Custody, который определяет требования к прослеживаемости и сертификации цепей поставок рыбной продукции, в том числе, морепродуктов.
Одним из направлений логистического администрирования в рассматриваемых нами цепях поставок, заслуживающего особого внимания, следует считать обоснование и отработку приемов логистической координации в таких структурах. Эта необходимость обусловлена разрывами в культуре логистического менеджмента участников международных цепей поставок, сложностью урегулирования логистических конфликтов путем переговоров с иностранными контрагентами и использованием различных логистических учетно-договорных единиц [11, 13]. Кроме того, в расчет следует принимать трудность преобразования ассортиментной матрицы в условия международных поставок пищевой продукции [14].
Самостоятельное значение имеет идентификация перераспределения властных полномочий в таких цепях поставок. В первом приближении представление об этом формируется в международных контрактах на поставку [5-7, 10]. Однако на практике ситуация может меняться. Например, российские торговые сети не всегда должным образом соблюдают федеральные законы о защите конкуренции и государственном регулировании торговой деятельности. Это позволяет им необоснованно усилить свою рыночную силу, благодаря которой они извлекают квазиренту от взаимодействия с поставщиками.
Перспективы дальнейшего исследования особенностей логистического администрирования в международных цепях поставок морепродуктов, по нашему мнению, в первую очередь, связаны с развитием концептуального представления о логистическом контроллинге параметров таких структур с учетом прогресса использования технических средств (радиочастотных меток и др.). Потребность в этом шаге обусловлена товарным профилем подобных цепей поставок, т.е. высокими требованиями к обеспечению безопасности таких пищевых продуктов как морепродукты, хранение и перемещение которых осуществляется при регламентированных температурных режимах с учетом действующих международных стандартов.
Библиографический список:
1. Григорьев, М.Н. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник для академического бакалавриата / М.Н. Григорьев, В.В. Ткач, С.А. Уваров. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 507 с.
2. Ли Чэнь. Организационно-экономические особенности управления цепями поставок пищевых продуктов при заданных температурных режимах/ Ли Чэнь// Современные аспекты экономики. – 2018. - №11(255). – С.49-52.
3. Основы логистики: Учебник для вузов / Под ред. В. Щербакова. - СПб.: Питер, 2009. - 432 с.
4. Парфёнов А.В. Таможенное посредничество: Учебное пособие. – СПб.: Изд- во СПбГУЭФ, 2007. - 103 с.
5. Ткач В.В. Общие условия устойчивости цепей поставок// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Экономика и менеджмент». – 2011. Вып.17. - №8(225). – С.173-177.
6. Ткач В.В. Проблемы моделирования цепей поставок// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Экономика и менеджмент». – 2010. Вып.16. - №39(215). – С.106-110.
7. Ткач В.В. Проблемы обеспечения надежности плана поставок// Экономика и управление (г. Санкт-Петербург). – 2012. - №1 (75). – С.73-77.
8. Ткач В.В. Сервисные приоритеты управления логистическими цепями// Журнал правовых и экономических исследований. – 2013. - №3. – С.110-113.
9. Ткач В.В. Учет фактора лояльности потребителя и поставщика в планировании поставок в логистических цепях// РИСК. – 2012. - №2. – С.77-80.
10. Ткач В.В. Элементы контрактной стратегии управления цепями поставок// Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. – 2012. - №5(156). – С.147-151.
11. Ткач В.В., Воробьева О.А. Трансакционные ограничения интегрированного планирования поставок // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2017. - №3. – С.40-46.
12. Ткач В.В., Клунко А.Н. // Логистические приоритеты управления снабженческо-сбытовой деятельностью// Аудит и финансовый анализ. – 2016. - №6. – С.295-298.
13. Ткач, В.В. Императивы интегрированного планирования цепей поставок/ В.В. Ткач// Логистика: современные тенденции развития: материалы XIV Междунар, науч.-практ, конф. 9, 10 апреля 2015 г.: мат. докл. / отв. ред. B.C. Лукинский. - СПб.: ГУМРФ им. С.О. Макарова, 2015. - 472 с. – С.354-357.
14. Ткач, В.В. Логистические приоритеты управления торговым ассортиментом в сетях предприятий розничной торговли/ В.В. Ткач// Логистика – евразийский мост: материалы 11-й Международ. науч.-практ. конф. (28-30 апреля 2016 г., Красноярск). – Ч.2. – Красноярск: КГАУ, 2016. – 362 с. - С.220-225.
Материал размещен
кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник:
материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019