Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 9:35:57
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Организационные аспекты управления виртуальными цепями поставок

Овечкина Ольга Михайловна

к.э.н., доцент, доцент кафедры

логистики и ценовой политики,

Белорусский государственный

экономический университет

г. Минск, Беларусь

E-mailovechkinaolga@rambler.ru

 

Organizational aspects of virtual supply chain management

Avechkina Volga Mikhailauna

PhD in economics,

Associate Professor of the Department

of  Logistics and Pricing Policy,

Belarusian State Economic University

Minsk, Belarus

 

Тенденции в экономике основаны на новом технологическом укладе и связаны с переходом от традиционных подходов к управлению цепями поставок к виртуальным интегрированным и функционирующим в едином информационно-коммуникационном пространстве, что позволяет сократить время организационно-управленческого цикла и, следовательно, повысить эффективность бизнеса.

Ключевые слова: виртуальные цепи поставок, интеграция, кооперация, логистика, экономические потоковые процессы.

 

Trends of the economy are based on a new technological order and are associated with the transition from traditional approaches to supply chain management to virtual-integrated in a common (single) information and communication space (Virtual Supply Chain Management), which reduces the time of the organizational and management cycle and, therefore, improve business efficiency.

Key words: cooperation, economic flows processes, integration, logistics, Virtual Supply Chain Management.

 

Характерной чертой современного этапа развития экономики являются новые хозяйственные отношения, основанные на кооперации производителей, поставщиков и потребителей. Тенденции мирохозяйственных связей основаны на активном развитии глобального виртуального (информационно-коммуникационного) логистического пространства мирового стратегического бизнес-образования, состоящего из нескольких «виртуальных» логистических систем, целью которого является реализация совместного предпринимательства (стратегии общной предпринимательской деятельности в рамках концепции «Collaborative Business» («c-business», «совместный бизнес»), выработанной и принятой всеми участниками) [3].

Экономическая сущность логистики как системы управления инфраструктурой общественного воспроизводства по организации и оптимизации экономических потоковых процессов хозяйственной деятельности производителей (материальных, информационных, сервисных, финансовых, социальных)  предполагает активное использование инновационных форм организации и управления.

Функциональные области логистики добавляют определенную полезность в процессе организации и управления экономическими потоками, образуя общую полезность для потребителя, которая характеризуется следующими составляющими:

-     полезностью формы  (которая создается в процессе преобразования экономического потока в востребованный продукт);

-     полезностью места и полезностью времени (которые создаются в результате доставки (транспортировки, перемещения) экономических потоков, удовлетворяющих потребности в своевременном пополнении запасов, в информации, в сервисе);

-     полезностью владения (которая создается в результате привлечения потребителя к товару, формирования спроса и стимулирования его желания приобретения товара).

В этой связи образуется «цепь полной стоимости» (Value Chain Management) как совокупность овеществленного труда, результатом которого является «общая (совокупная) полезность».

Сохранение и повышение уровня конкурентоспособности субъектов хозяйствования в условиях динамично меняющегося рынка требует применения интегрированных систем управления «сквозными» бизнес-процессами на всех стадиях экономических потоков, основанных на создании и развитии межпроизводственных кооперационных связей (между контрагентами) и единых информационных каналов «поставщик-клиент» в цепях поставок. Следует отметить, что использование концепции  управления цепями поставок (SCMSupply Chain Management) в качестве методологической базы оптимизирует функционирование логистических структур [4].

В рамках логистических систем решается ряд взаимосвязанных задач, определяемых звенностью и упорядоченностью экономических потоковых процессов. В свою очередь продуктивное решение логистических задач требует сведения в единую систему многочисленных контактов, возникающих между участниками, поиска новых форм и резервов повышения эффективности логистики, основанных на создании единых информационно-коммуникационных каналов в цепях поставок и на развитии кооперационных структур взаимодействия: производитель → поставщик → потребитель. Это приводит к распространению аутсорсинга, то есть к привлечению сторонних организаций для выполнения профильных функций.

Тенденции в экономике, основанные на новом технологическом укладе, связаны с переходом от традиционных подходов к управлению цепями поставок к виртуальным интегрированным и действующим в едином информационно-коммуникационном пространстве (Virtual Supply Chain Management), что позволяет сократить время организационно-управленческого цикла и, следовательно, повысить эффективность бизнеса.

Суть виртуальной организации состоит в создании информационного пространства, в котором могли бы оперативно формироваться цепи поставок под конкретный заказ клиента. При этом роль координатора заказа может перенимать любой субъект в виртуальной организации. Состав партнеров (организационная структура цепи поставок) под каждый проект в виртуальной организации различен. Доминирующими признаками виртуальной организации цепей поставок являются:

-     децентрализованность;

-     распределенность;

-     наличие механизмов гибкого формирования новых организационных структур;

-     способность быстрой адаптации к динамично меняющейся рыночной ситуации;

-     координация и взаимодействие на основе согласованного с партнерами функционирования в области управления бизнес-процессами и ресурсами [1, с. 424-444].

В целом, развитие виртуальных цепей поставок предопределено специализацией и кооперацией, следствием чего является синергетический эффект стратегического взаимодействия. Виртуальная интеграция участников логистической деятельности, с применением информационных и телекоммуникационных технологий, позволяет достигнуть координации процессов планирования, принятия решений и контроля, согласованности действий во всей цепи поставок (на основе корпоративной ответственности и плотного взаимодействия звеньев цепи при выполнении основных логистических операций). Объединенные на принципах кооперации в рамках единого информационного (виртуального) пространства участники логистической цепи (автономные хозяйствующие субъекты) на базе кооперации и совместного использования части своих ресурсов достигают своих целей в результате реализации общей задачи.

Для построения эффективной системы управления виртуальными цепями поставок необходимо решить следующие основные задачи:

-     организационное проектирование (разработка и внедрение новых организационно-экономических схем взаимодействия субъектов-участников);

-     определение правил и принципов взаимодействия (условий получения и размещения заказов, планирования и оперативного управления процессами, распределения прибыли, управления рисками);

-     создание системы информационной поддержки (концепции единой информационно-коммуникационной среды кооперационных связей);

-     разработка методов, моделей и алгоритмов оптимизации бизнес-процессов в цепях поставок.

Организация и функционирование виртуальных цепей поставок в логистических системах имеет ряд особенностей:

-       создание виртуальных цепей поставок должно осуществляться под конкретный проект или совокупность проектов, понятных и выгодных всем участникам;

-       успех виртуальных цепей поставок определяется его организацией, в частности, эффективностью и профессионализмом деятельности менеджера-координатора, или интегратора;

-       виртуальные цепи поставок формируются на основе совместного использования ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) различных автономных субъектов;

-       структура виртуальных цепей поставок не является стабильной, она может претерпевать тактические и оперативные изменения: от перераспределения функций до замены участников процесса;

Существенно, что инновационная нгаправленность логистики основывается на применении новых технологий в качестве механизма саморазвития и эволюции, предполагающих систему отношений и форм, в которых гибкость функциональных, временных, пространственных границ неотъемлемо связана с реальным временем продажи и потребления товаров. Время, точность и скорость логистических операций непосредственно влияет на «цепь полной стоимости», на качество и, как следствие, на «общую (совокупную) полезность».

Динамичная сущность процесса управления экономическими потоками является, как долгосрочным, так и краткосрочным фактором. В этой связи современные рыночные тенденции – необходимость быстрой адаптации товаров и услуг к изменяющимся запросам потребителей, клиентоориентированность, информатизация, интеграция и глобализация бизнеса – предполагают наряду с устойчивыми формами использование временных организационно-экономических форм логистических структур, базирующихся на временном сотрудничестве, с использованием части ресурсов определенных автономных субъектов.

Так, например, при управлении проектами создаются временно функционирующие группы из числа специалистов по различным направлениям, то есть процессо- или проектно-ориентированные организационно-экономическая формы, предполагающие снижение числа уровней управления. Руководитель проекта, или интегратор, составив спецификацию проекта и определив круг решаемых задач, формирует временный коллектив из специалистов по отдельным направлениям, имеющих взаимодополняющие навыки и умения, взаимную ответственность, необходимые полномочия для достижения поставленных целей. Каждый специалист обладает определенной компетенцией (или несколькими компетенциями) и предоставляет свой ресурс знаний и навыков в общий проект. На основе формирования подобной рабочей группы появляется возможность реализовать сложный проект, обеспечив при этом прибыль каждого из участников процесса. Подобные структуры предусматривают снижение числа уровней управления при решении задач, которые охватывают несколько функциональных областей.

Согласно результатам исследования Шатохина С.С., использование виртуальных посредников, или интеграторов, в цепях поставок позволяет сократить логистические издержки от 5% до 60%, повысить точность поставок от 10% до 50%, снизить время прохождения товаров по цепи от 5% до 50 %, повысить надежность цепи поставок до 30%, увеличить оборот и доли рынков за счет улучшения реакционной способности системы и улучшения качества работы с клиентами до 50 % [2, с. 4].

Значимо, что в подобных проектах появляется возможность привлечения ресурсов малого и среднего бизнеса с относительно высокой степенью специализации к участию в региональных и международных цепях кооперированных поставок. Так, формирование региональных временных организационно-экономических структур может стать основой повышения экономического потенциала региона и решения социальных проблем за счет интеграции ресурсов и повышения эффективности их использования в рамках развития приоритетных направлений деятельности региона.

Вместе с тем, наряду с преимуществами организации виртуальных цепей поставок существует ряд проблем, наиболее существенными из которых представляются:

-     риски, связанные с информационной безопасностью системы логистической деятельности;

-     проблемы поиска надежных партнеров по бизнесу;

-     трудности синхронизации информационных систем участников;

-     решение споров о правах на интеллектуальную собственность;

-     риски, связанные с потерей документов из-за поломки серверов.

Таким образом, развитие концепции управления виртуальными цепями поставок требует, во-первых, разработки и внедрения новых организационно-экономических схем взаимодействия субъектов хозяйствования и изменения роли старых; во-вторых, разработки новых информационных технологий: более дешевых (поскольку в определенных нишах работает средний и малый бизнес) и свободно интегрируемых с широким спектром смежных информационно-коммуникационных технологических систем.

 

Библиографический список:

1.    Сергеев, В.И. Управление цепями поставок / В.И. Сергеев. – М.: Юрайт, 2014. – 479 с.

2.    Шатохин, С. С.. Формирование модели виртуального логистического оператора в цепях поставки: дис. ...канд. эконом. наук: 08.00.05 / С.С. Шатохин. СПб, 2011. 135 с.

3.    Cooper, M. C., Ellram, L. M. Characteristics of Supply Chain Management and the Implications for Purchasing and Logistics Strategy / M. C. Cooper, L. M. Ellram // The International Journal of Logistics Management, 1993. № 4 (2). P. 13.

4.    Supply Chain Management: logistics catches up with strategy / Kaith Oliver, R. Webber./ The Online Magazine Strategy+Business [Electronic resource] URL: http://www.strategy-business.com/article/03304. – The date of access: 2019, 15.01.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 2679
05.06.2019 05:49 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации: