Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 10:33:55
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Скоропортящиеся грузы: систематизация логистических аспектов перевозки

Гвилия Наталья Алексеевна

к.э.н., доцент,

доцент кафедры логистики и управления цепями поставок

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: natagvi@mail.ru

Вавилова Софья Алексеевна

студентка 4 курса,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: sovav07@me.com

 

Perishable goods: systematization of logistic aspects of transportation

Gviliya Natalia Alexeevna

Candidate of Economic Sciences, Docent,

Docent of Suppli Chain Logistics Department,

Saint-Petersburg State University of Economics,

Saint-Petersburg, Russia

Vavilova Sofia Alexeevna

4th year undergraduate student ,

Saint-Petersburg State University of Economics,

Saint-Petersburg, Russia

 

В статье рассматриваются логистические аспекты перевозки скоропортящихся грузов. Проанализированы и систематизированы возможные виды грузоперевозок для продовольственной сферы, выделены их характерные черты, достоинства и недостатки. Особое внимание уделено логистическим аспектам при подготовке и в процессе проведения данных перевозок. Практические примеры представлены на основе исследования компании ООО “ГК Балтика-Транс”, много лет специализирующейся на оказании комплексных логистических решений.

Ключевые слова: логистика, перевозки, продовольственная сфера, скоропортящиеся грузы, железнодорожный, морской, воздушный, автомобильный, транспорт, условия перевозки, температурный режим.

 

The article outlines the logistical aspects of the transport of perishable goods. Analyzed and systematized possible types of freight for the food sector highlighted their characteristics, advantages and disadvantages. Particular attention is paid to logistical aspects in the preparation and conduct of the data transfer process. Practical examples are presented on the basis of research of the company GK Baltika-Trans, which has specialized in providing comprehensive logistic solutions for many years.

Key words: logistics, transportation, food, perishable goods, rail, sea, air, road, transport, conditions of hauling, temperature control.

 

Продовольственная сфера - это неотъемлемая часть жизни человека, которая заключается в потреблении продуктов, важных для жизнедеятельности. Многие продукты можно отнести к категории скоропортящихся, для которых условия хранения и доставка должны организованы с учетом всех правил, чтобы продукт не потерял свои качественные свойства.

Скоропортящимся грузом называются материальные объекты, чьи свойства могут пропасть, повредиться или обесцениться по причине воздействия различных условий. Среди таких условий можно выделить условия, связанные с логистикой: устаревание самой вещи из-за затянувшейся транспортировки; изменение температуры при продвижении товара по цепи поставок; изменение влажности и т.д. Получение физических дефектов из-за ударов, сдавливания и т.п. относится к группе общих рисков и не имеет исключительного отношения к данному типу грузов, поскольку подобные нарушения целостности не обусловлены «срочностью» груза, а появились по причине хрупкости.

Главные сложности, которые встречаются во время логистических операций: ограниченность сроков, которая напрямую влияет на качество самого груза; несовместимость различных категорий скоропортящихся товаров, поэтому, чаще всего, производится моноперевозка.

Каждому грузу необходима поддержка определённого уровня температуры по всей цепи поставок. В зависимости от этого фактора предлагается выделить пять типов скоропортящихся грузов (рис. 1):
aab3238922bcc25a6f606eb525ffdc56.jpg

Рисунок 1 – Уровни температуры в цепи поставок в соответствии с видами грузов

Для осуществления перевозки скоропортящихся грузов следует понимать, что требуется хотя бы минимальное обеспечение мер безопасности независимо от затраченного на перевозку времени. Итак, проводя транспортировку, необходимо позаботится о соблюдении следующих условий перевозки (рис. 2):
9bf31c7ff062936a96d3c8bd1f8f2ff3.jpg

Рисунок 2 – Условия перевозки скоропортящихся грузов

Выбор вида транспорта и транспортного средства при перевозке скоропортящихся грузов обусловливается различными факторами: от финансовых возможностей, до дорожных условий или срочности перевозки. Для каждого конкретного вида транспорта устанавливаются свои правила, рекомендации и ограничения (табл. 1).

Таблица 1 – Содержательные и правовые особенности перевозки скоропортящихся грузов различными видами транспорта

Вид транспорта

Документы, регулирующие перевозку

Содержательные особенности перевозки скоропортящихся грузов

Автомобильный транспорт

Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272
(ред. от 12.12.2017, с изм. от 22.12.2018)
"Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом"
Перевозка опасных и скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными указанными Правилами, а также приложениями А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (ДОПОГ) и Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в г. Женеве 01.09.1970 (СПС) соответственно.

 

·    Автомобиль может служить как транспортным средством, выполняющим промежуточную перевозку, так и может следовать от места производства товара до места пункта его реализации.

·   Автотранспорт выполняет транспортировку груза от места производства до места погрузки или же доставляет товар от места разгрузки (аэропорты, вокзалы, пристани и т.д.).

·   Выделяют несколько способов:

- вариации прицепов

- использование кузовов и др.

Для обеспечения всех этих условий необходимы дополнительные расчеты и осведомленность специфики каждого конкретного случая.



Воздушный транспорт

Федеральные авиационные правила
"Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"
(утв. 
приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82)

(С изменениями и дополнениями от:

8 октября 2008 г., 25 октября 2010 г., 2 апреля 2012 г., 30 апреля, 16 июля 2014 г., 15 февраля, 24 ноября 2016 г., 5 октября 2017 г., 14 января 2019 г.)




· Является самым быстрым видом транспорта, он наиболее удобен для скоропортящихся продуктов за счет того, что обеспечивает минимальное количество времени для транспортировки, а особенно хорошо подходит для продукции, нуждающейся в низкой температуре.

· За счет циркуляции воздуха снаружи, в камере постоянно обеспечивается охлаждение.

· Наиболее распространенными товарами являются:

-  лекарственные препараты

- органические: скоропортящиеся ягоды, растения, сложные химические растворы со сроком действия.

· Несмотря на весомый приоритет в пользу воздушного транспорта - время транспортировки, все же данный вид является не самым удобным, ведь он имеет собственный регламент по допустимому количеству и максимальным габаритам, что значительно усложняет возможность его использования.

· Как правило, к данному способу транспортировки прибегают в экстренных или особых случаях, примеры которых приведены выше.

l  

Железнодорожный транспорт

Правила перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 37 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г. N 4762) Распоряжение ОАО "РЖД" от 4 ноября 2004 г. N 3532р "Об утверждении Перечня скоропортящихся грузов и предельных сроков их перевозки ОАО "РЖД" в рефрижераторных контейнерах"
Распоряжение ОАО "РЖД" от 30 июня 2015 г. N 1615р "Об утверждении Положения об организации и условиях перевозок грузов открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" в термоизолированных контейнерах общества с ограниченной ответственностью "ИНТЭКО"


·  Является самым востребованным в сфере перевозок скоропортящихся грузов

·  Железнодорожный транспорт дает возможность перевозить практически все типы скоропортящейся продукции

· Пути проложены через большое количество городов, что обеспечивает своевременные поставки скоропортящихся грузов в любую точку страны и за ее пределы.

·  Множество вагонов обеспечивает перевозку продукции разных групп товаров в отдельных камерах.

Морской транспорт

Приказ № 43 от 29.11.1996 «Об утверждении Правил морской перевозки продовольственных грузов, животных, птиц и сырья животного происхождения, растительных грузов»

Включает:

 Правила морской перевозки продовольственных грузов. Общие требования (РД 31.11.25.00-96);

Правила морской перевозки зерновых грузов (РД 31.11.25.25-96);

Правила морской перевозки плодоовощных грузов (РД 31.11.25.26-96);

Правила морской перевозки мяса, мясопродуктов и жиров (РД 31.11.25.27-96);

Правила морской перевозки рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов (РД 31.11.25.28-96);

Правила морской перевозки консервированной продукции (РД 31.11.25.29-96);

Правила морской перевозки сахара и соли (РД 31.11.25.30-96);

Правила морской перевозки животных, пищевых продуктов, сырья животного происхождения и кормов (РД 31.11.25.80-96);

Правила морской перевозки растительных грузов, подконтрольных карантину (РД 31.11.25.81-96)

 

·   Значительные объемы груза, что позволяет заметно снизить стоимость перевозки.

· Также это альтернатива в периоды, когда трассы и железные дороги забиты транспортом.

· Водный транспорт, как правило, нуждается в поддержке сухопутного транспорта для, например, погрузки и загрузки транспорта.

l Характерной чертой данного вида транспортировки является наличие риска механического повреждения скоропортящегося груза, вызванного сильной качкой.

Все рекомендации основываются на установленных условиях перевозки для автомобилей и лишь для каждого отдельного вида добавлено что-то, что обусловлено собственной спецификой - морской, воздушной, железнодорожной и т.д.

Транспортное средство, предназначенное для транспортировки скоропортящихся грузов, носит название «изотермический подвижной состав». Принято выделять две разновидности. Первая, универсальная, широко используется для самых распространенных типов скоропортящихся товаров — популярные продукты питания, массового производства: мясо, растительная пища и т.п. Вторая, специализированная, разновидность подстраивается под нужды одного конкретного груза, который требует каких-то специфических условий, обеспечивающих его сохранность в процессе транспортировки. Это актуально для перевозимых медикаментов, живых тканей, мальков, икры и других привередливых грузов.

Наиболее популярные виды транспорта - железнодорожные и автомобильные, менее распространены - водные средства передвижения, а вот воздушный транспорт, в силу своей дороговизны, применяется значительно реже.

Как уже упоминалось ранее, часто встречаются случаи, когда требуется сразу несколько видов транспорта для перевозки. И в сфере скоропортящихся продуктов, смешанное сообщение является наиболее популярным. Причины могут быть разные: начиная от экономических, заканчивая особенностями местности. Смешанное сообщение предполагает наличие складов, поддерживающих температурных режим для продуктов, находящихся в ожидании транспорта.

Перевозка скоропортящихся грузов в смешанном сообщении - это достаточно ответственный процесс, который нуждается в тщательном контроле каждого этапа, ответственном составлении сопроводительных документов, отслеживании времени каждого этапа и своевременное решение непредвиденных обстоятельств. В условиях перехода к цифровой экономике при перевозке скоропортящейся продукции возможно использовать подходы к управлению межкорпоративными логистическими системами[4].

За рубежом распространён подход, при котором смешанные перевозки обеспечиваются именно фирмой-перевозчиком[1]. Как правило, это какая-нибудь транспортная компания, глубоко знающая данную сферу деятельности. Наличие связей и средств позволяет ей урегулировать вопросы с организациями, осуществляющими транспортировочную деятельность за пределами возможностей посредника. Все договоры также берутся фирмой на себя, равно как и ответственность перед грузовладельцем. В случае если договором не предусмотрены другие варианты, именно посредник обязуется возместить ущерб, который может быть нанесён при перевозке груза. Впоследствии уже сама фирма будет разбираться с перевозчиками, допустившими оплошность, чтобы покрыть за его счёт данные расходы.

Этот подход выбран как основной Женевской конвенцией ООН. Впоследствии именно она фундаментально влияла на развитие данной сферы взаимоотношений клиентов, посредников и перевозчиков.

 Одной из типичных компаний, оказывающих логистические услуги по перевозке скоропортящейся продукции является компания ООО «ГК «Балтика-Транс». С 2000 года компания специализируется на оказании комплексных логистических решений, обеспечивая доставку грузов любыми видами транспорта по оптимальному маршруту и с минимальными издержками, предоставляя весь спектр услуг, связанных с хранением и сопровождением грузов, оказывает таможенные услуги, обеспечивает страхование и безопасность груза. Является поставщиком крупных розничных сетей (“Магнит”, Х5, “О-Кей”), мировых брендов и отечественных производителей.

Располагая собственным подвижным составом, насчитывающим 85 современных автопоездов с контейнерными площадками, и парком из 770 танк-контейнеров для перевозки наливных грузов, компания ежемесячно перевозить около 900 000 т различных грузов.  

Компания оказывает услуги по транспортировке мяса, фруктов и овощей, которые относятся к категории скоропортящихся продуктов. Компания выделяет основную задачу для перевозки скоропортящихся грузов: обеспечение его сохранности на этапах складирования, транспортировки и доставки грузополучателям. В настоящее время актуальными направлениями поставки мясной и рыбной продукции для российских предприятий, в том числе и для компании «Балтика-Транс» являются страны Латинской Америки и Азии, а для поставки овощей и фруктов – Азия, Южная Америка, Северная Америка и ближнее зарубежье[3].

По данным компании [5] за 2018 год, наибольшая доля от общего объема импорта фруктов и овощей по странам принадлежит Турции и Эквадору, на последнем месте находится Марокко, оно уступает лидирующей позиции на 15,7% (рис. 3). Анализируя наиболее востребованные фрукты и овощи, которые импортируются из данных стран, можно заметить, что наибольшую популярность забирают бананы, их доля составляет почти 18% от общего ассортимента импортируемых продуктов. В гистограмме выделены основные категории фруктов и овоще и отдельно выделена группа «прочие фрукты и овощи» (рис. 4).

На основании практического опыта работы исследуемой компании возможно рекомендовать компаниям, занимающимся предоставлением логистических услуг в области перевозки скоропортящихся продуктов, уделять особое внимание:

·     логистической межфункциональной и межорганизационной координации[2];

·    корректности заполнения всех отгрузочных документов;

·  корректности нанесения маркировки на коробки и правильности заполнения стикеров;

·    выбору оптимального маршрута (тара/срок доставки);

·    наличию квот;

·  для подтверждения цен при таможенном оформлении полному комплекту подтверждающих документов: экспортная декларация, оприходование по предыдущим поставкам и т.д.
c74d97b01eae257e44aa9d5bade97baf.jpg

Рисунок 3 – Доля от общего объема импорта фруктов и овощей за 2018г. по странам
70efdf2ec9b086079795c442636b55fb.jpg

Рисунок 4 – Доля от общего объема импорта овощей и фруктов за 2018г. по продуктам

·  Библиографический список:

1.                  Воронов В. И., Воронов А. В. Международные товаропроводящие сети. Маркетинг. 2013. № 6 (133). С. 20–28.

2.                  Гвилия Н.А. Логистическая координация в корпорациях и кластерах/Н.А.Гвилия. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. – 103 с.

3.            Гвилия Н.А. Логистический функционал государственных корпораций в развитии евразийского экономического пространства/Современный менеджмент: проблемы и перспективы: сборник статей в двух частях. Часть 2/ред.кол.:А.Е.Карлик (отв.ред.) и др.. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. – 555 с., с.450-455

4.            Гвилия Н.А., Парфёнов А.В., Шульженко Т.Г. Управление интегрированными межкорпоративными логистическими системами в условиях цифровой экономики // Управленец. 2019. Т. 10. №1. С. 40–51

5.           https://baltica-trans.ru

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 1701
05.06.2019 05:40 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации: