Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 9:47:46
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Метод АВС в оценке рисков в области логистики международных автомобильных перевозок

Винокур Леонид Борисович

профессор кафедры менеджмента и логистики

Морской государственный университет

 им. адм. Г.И. Невельского,

г. Владивосток, Россия

E-mail: L_vinokur@mail.ru

 

ABC method in logistics risk assessment international road transportation

Vinokur Leonid Borisovich

Professor of management and logistics Department

G.I. Nevelskoi Maritime State University

Vladivostok, Russia

 

В статье рассматривается применение известного в логистике метода 80/20 для выявления автотранспортных предприятий, осуществляющих международные перевозки и имеющих предпосылки к нарушению рыночных отношений. Приведены результаты обследования деятельности АТП в Приморском крае.

Ключевые слова: метод АВС, международные перевозки, автомобильный транспорт, Приморский край

 

The article discusses the use of the well-known method in logistics 80/20 to identify road transport companies engaged in international transport and having the prerequisites for the violation of market relations. The results of the survey of ATP activity in Primorsky Krai are presented.

Key words: ABC method, international transportation, road transport, Primorsky Krai.

 

Проблемы экономической безопасности имеют большое значение для рынка международных автомобильных перевозок и интеграции транспортных систем стран АТР. Эти проблемы связаны с активным проникновением зарубежных фирм на российский внутренний рынок транспортных услуг. Формы этого проникновения различны. Здесь могут быть скрытые иностранные инвестиции в транспортный бизнес, подставные фирмы, приобретение ценных бумаг и т. п. В любом случае такие формы экспансии влекут за собой потерю грузовой базы и экономической независимости российских автотранспортных предприятий.

Транспортный рынок международных автомобильных перевозок в Приморском крае является достаточно активным и динамически развивающимся. Перевозки грузов российской внешней торговли, как и перевозки пассажиров и туристов, имеют общую тенденцию к росту. Постоянно увеличивается число выданных разрешений на международные перевозки. Возрастает число международных автомобильных перевозчиков, увеличивается количество выданных лицензий на осуществление международных перевозок грузов и пассажиров. На международных автомобильных пограничных пунктах пропуска наблюдается рост объемов транспортной и контрольно-осмотровой работы. Автомобильный парк АТП Приморского края постоянно пополняется более совершенными транспортными средствами, увеличивается общая грузоподъемность и пассажировместимость автомобилей, растут средние показатели грузоподъемности, сокращается средний возраст автомобильного парка.

В тоже время в автомобильном бизнесе появляется ряд негативных тенденций, что, прежде всего, связано с проникновением иностранного капитала в международные автомобильные перевозки и, главным образом, теми последствиями, которые при этом возникают. Иностранные предприниматели преследуют свои национальные и экономические цели и намереваются получить определенные дивиденды и отдачу от вложения своих капиталов. Такие российские автотранспортные предприятия попадают под экономическое давление со стороны иностранных инвесторов и теряют свою независимость на рынке международных транспортных услуг. Возникают предпосылки для экспансии иностранного капитала в международном автомобильном бизнесе.

Последствия экспансии иностранного капитала на рынке международных автомобильных услуг Приморского края носят, как правило, негативных характер. С одной стороны, инвестиции в развитие экономики Приморского края необходимы. Автотранспортные предприятия на эти средства пополняют парк автомобилей, увеличивают число рабочих мест, развивают перевозки и свой бизнес. Предполагается, что при этом должны расти доходы и налоговые отчисления в бюджеты. Все эти факторы позитивно должны влиять на развитие экономики, торговли и туризма. То, что инвестиции носят скрытый характер, в принципе, не противоречит действующему российскому законодательству. С российских позиций инвестиции в развитие отечественной экономики следует поощрять. Это дело иностранной стороны препятствовать оттоку финансовых средств из своей страны или, во всяком случае, контролировать и регулировать этот процесс.

С другой стороны, скрытые иностранные инвестиции в автомобильный бизнес порождают ряд негативных факторов, которые могут представлять опасность для российской экономики. Задача состоит в оценке транспортных предприятий с целью установления вероятного риска возникновения предпосылок для скрытых иностранных инвестиций. Для решения поставленной задачи была разработана специальная методика, основанная на методах решения многокритериальных задач.

Для анализа состояния рынка международных автомобильных перевозок были использованы базы данных государственных контролирующих органов, выдающих лицензии на внутренние и международные перевозки, материалы Приморскстата, таможенные базы данных и информация АСМАП.

Разработанная методика основана на известном логистическом методе АВС – ранжирования материальных запасов по их доле участия в общем товарообороте фирмы. Данный метод был трансформирован для ранжирования автотранспортных предприятий. Своеобразными фильтрами в данной методике являются показатели эксплуатационной деятельности АТП и характеристики автомобильного парка.

Система показателей должна отвечать следующим задачам: обобщенные показатели должны установить степень вероятного риска возникновения негативных условий; методика должна предполагать использование общедоступных показателей автотранспортных предприятий; показатели состояния АТП должны включать те характеристики деятельности предприятий, без максимизации которых АТП не может активно заниматься международными автомобильными перевозками; система показателей должна отражать характеристики, которые могут интересовать иностранных инвесторов.

Для оценки автотранспортных предприятий принята следующая система показателей:

1.                Средняя грузоподъемность автотранспортных средств. Сам по себе этот показатель отражает положительную оценку автопарка АТП. Однако при малой средней грузоподъемности автопарка маловероятно, что АТП будет интересовать иностранных инвесторов. АТП с малотоннажными автотранспортными средствами не попадают в сферу их интересов. Поэтому этот показатель может служить только своеобразным фильтром.

2.                Доля лицензий на международные перевозки в общем количестве автопарка. Если АТП имеет очень малое число лицензий на международные перевозки относительно числа транспортных средств, оно не в состоянии осуществлять международные автомобильные перевозки в достаточных объемах и это означает, что данное АТП не представляет интерес для иностранных инвесторов.

3.                Доля автомобилей иностранного производства. Наличие в автопарке предприятий большого числа автомобилей иностранного производства с малым значением их возраста говорит о значительных капитальных затратах АТП на приобретение современной транспортной техники.

4.                Соотношение числа автомобилей по различным информационным базам данных. Различие в численности транспортных средств по информационным базам наводит на повышенное внимание к данному АТП.

5.                Процент арендованных автомобилей. Большая доля арендованных автомобилей также является предпосылкой для повышения риска. При этом встает вопрос об установлении истинных собственников данных транспортных средств.

6.                Число международных ездок, приходящихся на одно разрешение. Этот показатель характеризует активность АТП на рынке международных автотранспортных услуг, которая также является привлекательной стороной иностранных инвесторов. Малодеятельное автотранспортное предприятие не может представлять интерес иностранных владельцев грузовой базы.

7.                Коэффициент использования разрешений на пересечение государственной границы, как отношение количества ездок к числу выданных разрешений. Рациональное использование разрешений – показатель, положительно характеризующий АТП. Но иногда количество ездок превышает число выданных разрешений. Это указывает на высокую степень риска данного АТП.

8.                Экспертная оценка деятельности автотранспортного предприятия. Достаточное число высококвалифицированных экспертов в области международных автомобильных перевозок может дать достоверные результаты.

Каждый представленный показатель в отдельности не является критерием, прямо указывающим на высокую степень риска АТП, однако эти показатели являются специфическими фильтрами для ранжирования автотранспортных предприятий. Их совокупность (система показателей) вместе с комбинацией весовых коэффициентов указывает на наличие явных предпосылок для повышенной степени риска. Автотранспортное предприятие не представляет интереса у иностранного инвестора, если общий интегральный критерий, включающий всю совокупность показателей, не достигает определенной величины.

Механизм ранжирования АТП по степени риска основан на приведении относительных показателей к единице и дополнен методом экспертных оценок деятельности АТП на рынке международных автомобильных услуг.

Для сравнения разномерных величин применим метод весовых коэффициентов, который позволяет более или менее объективно оценить целевую функцию. В настоящем исследовании целевой функцией является:

F = f (Fi Ai),   где  i = (i = 1, 2, … n).

Общий интегрированный показатель представлен формулой:
d3d9446802a44259755d38e6d163e820.jpg

где Fij – частный критерий, представляющий определенный показатель, приведенный к единице;

Ai – весовой коэффициент для данного показателя.

Величина суммы, входящей в формулу интегрированного показателя определяется:
6512bd43d9caa6e02c990b0a82652dca.jpg

В результате исследований работы большого число АТП были разработаны весовые коэффициенты по каждому показателю.

На основании разработанной методики была произведена оценка деятельности автотранспортных предприятий Приморского края.

В первую группу «А» вошли АТП, у которых коэффициент степени риска превышает 0,7 (70%). Во вторую группу «В» вошли АТП со значением коэффициента риска от 0,4 до 0,7. И в третью группу «С» отнесены предприятия, у которых данный коэффициент менее 0,4. Данные границы характерны для многих логистических исследований.

Характеристика групп представлена в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 – Доля групп в показателях риска, %

Группы АТП

Парк авто

Грузопо-дъемность

Ездки

Инома-рки

Между-народные разрешения

Аренда автомо-билей

Тамож. перевозчики

А

17,3

19,1

74,5

55,4

45,2

49,8

24,7

В

18,8

19,6

14,8

27,5

35,9

36,6

25,0

С

63,9

61,3

10,7

17,1

18,9

13,6

50,3

Таблица 2 – Распределение перевозок по группам АТП и пунктам пропуска, %

Группы АТП

Пограничный

Полтавка

Турий рог

Краскино

Марково

А

25,2

48,2

18,4

13,9

13,6

В

25,0

37,5

36,0

7,6

4,7

С

49,8

14,3

45,6

78,5

81,7

Анализируя группы АТП, следует отметить, что по выбранным показателям все группы достаточно различимы.

По всем показателям лидирующее положение занимает первая группа АТП. В этой группе наивысшие значения средней грузоподъемности транспортных средств (в среднем по группе 14,7 т); наибольшая доля автомобилей иностранного производства (в среднем по группе - 41,0%); максимальная доля лицензий на международные перевозки – 91,9% и максимальное значение арендованных автомобилей 95,9%. Эти АТП являются наиболее активными – у них на каждую автомашину приходится более, чем по 15 рейсов, в то время как во второй группе – 8,5 рейсов.

Группа «А» по численности автомобильного парка занимает 12,3%, по общей грузоподъемности транспортных средств – 14,1%. На эти АТП приходится около 22% лицензий на международные перевозки грузов и почти 29% пересечений госграницы. Практически половина арендованных автомобилей приходится на АТП группы «А». На эту группу приходится 26% всех таможенных перевозчиков. То есть, по величине транспортной работы на группу АТП приходится около трети всех объемов перевозок.

Исследованиями установлено, что АТП, входящие в 1-ю группу «А», в большей степени осуществляют перевозки через АПП «Полтавка» – 48,2% (таблица 4.), в то время как АТП из 3-й группы, наоборот, через Полтавку выполняют самое минимальное число ездок – 14,3% и предпочитают АПП «Пограничный».

В заключение следует отметить, что об экспансии китайских фирм на автомобильном рынке Приморского края говорить пока может быть преждевременно, однако, если эти тенденция усилится, то экономическая безопасность рынка автомобильных международных перевозок может быть под угрозой.

Выводы, сделанные на основании разработанных подходов и методики ранжирования АТП, совпадают со многими косвенными источниками. Поэтому можно считать, что результаты проведенных исследований достаточно достоверны и имеют высокую степень объективности.

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 1767
05.06.2019 05:25 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации: