Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 10:32:11
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Логистическая координация в сетях поставок строительных товаров

Броварник Иван Александрович

соискатель ученой степени кандидата экономических наук

каф. логистики и управления цепями поставок

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: vvt@unecon.ru

 

Logistical coordination in the supply chains of construction goods

Brovarnik Ivan Aleksandrovich

department of logistics and supply chain management

Saint-Petersburg state university of economics,

Saint-Petersburg, Russia

 

В статье обосновывается необходимость усиления внимания к логистической координации поставок строительных товаров в торговых сетях. Аргументируются приоритеты такой координации. Обосновывается необходимость конкретизации функциональных зон физического распределения в сетях розничной торговли строительными товарами

Ключевые слова: координация; логистика; розничная торговля; строительные товары; торговые сети

 

The article substantiates the need for greater attention to the logistical coordination of the supply of construction goods in retail chains. The priorities of such coordination are articulated. The necessity of specifying the functional areas of physical distribution in the retail trade of building products is justified.

Key words: coordination; logistics; retail; construction goods; trade networks

 

Экономическая рецессия, окончание которой в условиях непростой геополитической обстановки достаточно трудно прогнозировать, отрицательно отражается на развитии отечественной розничной торговли. Эта ситуация объясняется рядом причин. Во-первых, российские домохозяйства приспосабливаются к дефициту финансовых ресурсов, используя различные способы: 1) сокращение объемов потребления товаров; 2) замещение их продукцией, имеющей невысокую стоимость; 3) пересмотр перечня закупаемых товаров в пользу более доступного ассортимента; 4) отсрочка приобретения товаров длительного пользования. Уместно заметить, что трансформация структуры спроса происходит в направлении роста востребованности тех товаров, которые удовлетворяют жизненно необходимым потребностям домохозяйств, т.е. тех, которые составляют первый (нижний) уровень матрицы потребностей А. Маслоу. Одним из подтверждений этого вывода служит констатация факта устойчивого спроса на строительные товары, который несмотря на отрицательные тенденции в экономике страны, постоянно сохраняется (рис.1). Во-вторых, ценовая конкуренция между предприятиями розничной торговли приобрела очень острый характер, вследствие которого демографическая ситуация в области ухудшилась. Целесообразно напомнить, что, хотя рентабельность розничных продаж различается в зависимости от группы товара, в среднем эта величина для рассматриваемой отрасли в РФ находится в пределах 5%. Это значение намного ниже величины аналогичного показателя для промышленности, что и определяет менее устойчивые позиции на рынке торговых предприятий. В последнем контексте следует отметить, что большим запасом экономической безопасности обладают сети предприятий розничной торговли. Однако они сегодня тоже находятся в состоянии ожидания трансформации, которая, по нашему мнению, будет заключаться не только в череде слияний и поглощений, но и адаптации их логистических систем к современных экономическим реалиям. Понимание предпосылок таких изменений имеет особое значение для приоритетов логистической реорганизации их хозяйственной деятельности [1-3, 12, 13]. Рассмотрим поэтому их более детально.
8f14e45fceea167a5a36dedd4bea2543.jpg

Рисунок 1 – Динамика изменения удельного веса оборота розничной торговли строительными материалами в общем обороте розничной торговли в РФ[1]

 

Существует целый ряд оснований полагать, что в будущем конкуренция между торговыми сетями в РФ усилиться, причем она приобретет, в том числе, логистический характер. Во-первых, в последние годы многие сети предприятий розничной торговли начинают предоставлять ассортиментный минимум товаров. Это означает, что достижение ими устойчивого конкурентного преимущества все больше зависит от уровня логистического обслуживания потребителей, т.е. от соответствия логистического сервиса критериям надежности поставок (отсутствия пустых полок), степени покрытия спроса (полноты выполнения заявок потребителей), доступности товаров (возможности их приобрести) и др. [6, 9,10]. Корпоративные системы поставок в таких сетях поэтому должны быть модернизированы. Во-вторых, все указывает на то, что становление сетевой розничной торговли в РФ достигло предела. Официальная статистика свидетельствует о том, что вклад розничных торговых сетей в развитие розничной торговли постоянно возрастает (рис.2). Однако темпы такого роста не отвечают национальной стратегии развития рассматриваемой отрасли. В частности, задача приближения в РФ доли таких сетей в общем отраслевом обороте к 55% выполнена только в Санкт-Петербурге (почти 60%) (рис.3). Дальнейшие перспективы рассматриваемых торговых сетей, таким образом, не совсем ясны. Однако, безусловно, очевидно, что экспансия этих структур за пределы европейской части России во многом сдерживается из-за отсутствия эффективной национальной логистической инфраструктуры (общего пользования) и неопределенности в вопросе окупаемости инвестиций в развитие логистических систем торговых сетей на новых территориях. В-третьих, ожидается, что законодательно будет снижен разрешенный государством предел объемов реализации торговыми сетями продовольственных товаров. Это, в частности, означает, что таким структурам будет очень важно наладить мониторинг поставок в сетевые предприятия розничной торговли, чтобы избежать выхода за разрешенные границы продаж, т.е. санкций ФАС РФ. В-третьих, тенденция импортозамещения (в том числе, переориентации на поставки из КНР), которая имеет место в РФ, затронула в равной мере сетевую розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами. Однако в большей степени ущерб был нанесен тем сетям, которые априори ориентировались на поставки непродовольственных товаров из-за рубежа, не учитывая возможности местных производителей и китайских поставщиков. Это утверждение распространяется и на сети предприятий розничной торговли строительными материалами. Уместно заметить, что острота конкуренции на рынке таких ресурсов определяется, в том числе, не лучшей ситуацией на рынке жилищного строительства. Причем вход на рынок строительных материалов вследствие необходимости масштабных инвестиций в подержание многономенклатурных запасов материальных ресурсов ограничен. Это обстоятельство служит дополнительным аргументом в пользу актуализации оптимизации сетей поставок строительных материалов в рассматриваемых торговых сетях.
c9f0f895fb98ab9159f51fd0297e236d.jpg

Рисунок 2 – Динамика изменения удельного веса сетевой розничной торговли в общем обороте розничной торговли в РФ[2]
45c48cce2e2d7fbdea1afc51c7c6ad26.jpg

Рисунок 3 – Распределение долей торговых сетей в формировании оборота розничной торговли по федеральным округам РВ в 2017 году[3]

 

Выполненные нами исследования свидетельствуют о том, что наряду с такой оптимизацией особое значение приобретает выработка концептуального представления о логистической координации в системе поставок строительных материалов в сетевые предприятия розничной торговли [7, 8]. В пользу этого вывода свидетельствуют следующие факторы:

- высокая волатильность отечественной денежной единицы существенно затрудняет согласование логистических операций в цепях поставок (особенно в международного типа);

-  отечественные производители наряду с зарубежными ужесточают политику поставок потребителям, чтобы избежать неизбежных в условиях экономической рецессии рисков, в том числе, заключающихся в высокой вероятности задержки оплаты дебиторской задолженности и сложности решения этой проблемы в арбитражных судах;

- отсутствие перспектив резкого возрастания спроса вынуждает сетевую розничную торговлю непродовольственными товарами уменьшать размеры закупаемых товарных партий (проблема координации поставок в этом случае становится более острой);

- дефицит финансовых ресурсов у розничных торговых сетей объективно обусловливает более строгий контроль за поставками товарами для их нужд и, соответственно, более быстрое реагирование на сбои в их организации и выполнении);

- неопределенность развития тенденций в области ценообразования на рынке строительных материалов требует более обоснованного согласования параметров поставок;

- высокая вероятность логистических конфликтов в условиях неопределенности общей экономической ситуации и наличие у российских предприятий жестких бюджетных ограничений существенно затрудняет превентивное урегулирование межфирменных отношений в цепях поставок;

- степень доверия участников цепей поставок к друг друга мала.

В рамках обоснования способов логистической координации в сетях поставок строительных товаров, по нашему мнению, актуализируются следующие задачи:

- поддержание экономико-финансового равновесия в торговой сети (в том числе за счет обеспечения гибкости операционной логистической деятельности);

- проработка приоритетов построения корпоративной логистической информационной системы (с учетом альтернативных вариантов доступных программных средств, включающих блоки управления логистикой и цепями поставок и, в том числе, позволяющие осуществлять контроллинг основных KPI);

- формирование строгого алгоритма преобразования результатов

прогнозирования продаж в сетевых магазинах (с учетом их дислокации на территории города) в требования к пополнению товарных запасов в торговой сети;

- выявление и оптимизация пространственно-временных зависимостей в логистической системе торговой розничной сети;

- проектирование конфигурации опорной складской сети, учитывая потенциал местных складов общего пользования;

- обоснование особенностей координации в цепях поставок для нужд сетевой розничной торговли на основе контрактной стратегии ([4, 5, 11, 14]).

 

Библиографический список:

1. Григорьев, М.Н. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник для академического бакалавриата / М.Н. Григорьев, В.В. Ткач, С.А. Уваров. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. — 507 с.

2. Основы логистики: Учебник для вузов / Под ред. В. Щербакова. - СПб.: Питер, 2009. - 432 с.

3. Ткач, В.В. Логистические приоритеты управления торговым ассортиментом в сетях предприятий розничной торговли/ В.В. Ткач// Логистика – евразийский мост: материалы 11-й Международ. науч.-практ. конф. (28-30 апреля 2016 г., Красноярск). – Ч.2. – Красноярск: КГАУ, 2016. – 362 с. - С.220-225.

4. Ткач В.В. Контрактная стратегия управления цепями поставок // Журнал правовых и экономических исследований. – 2017. - №3. – С.142-145.

5. Ткач В.В. Логистическая контрактация как системообразующий фактор построения цепей поставок// Аудит и финансовый анализ. - 2013. - №3. – С.156-160.

6. Ткач В.В. Общие условия устойчивости цепей поставок// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Экономика и менеджмент». – 2011. Вып.17. - №8(225). – С.173-177.

7. Ткач В.В. Проблемы моделирования цепей поставок// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Экономика и менеджмент». – 2010. Вып.16. - №39(215). – С.106-110.

8. Ткач В.В. Проблемы обеспечения надежности плана поставок// Экономика и управление (г. Санкт-Петербург). – 2012. - №1 (75). – С.73-77.

9. Ткач В.В. Сервисные приоритеты управления логистическими цепями// Журнал правовых и экономических исследований. – 2013. - №3. – С.110-113.

10. Ткач В.В. Учет фактора лояльности потребителя и поставщика в планировании поставок в логистических цепях// РИСК. – 2012. - №2. – С.77-80.

11. Ткач В.В. Элементы контрактной стратегии управления цепями поставок// Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. – 2012. - №5(156). – С.147-151.

12. Ткач В.В., Воробьева О.А. Трансакционные ограничения интегрированного планирования поставок // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия.  - 2017. - №3. – С.40-46.

13. Ткач В.В., Клунко А.Н. // Логистические приоритеты управления снабженческо-сбытовой деятельностью// Аудит и финансовый анализ. – 2016. - №6. – С.295-298.

14. Kubasova, T., Tkach, V., Tsvigun, I. Priorities of the logistics risks management in the resource support of construction projects. MATEC Web of Conferences 212, 08010 (2018).

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 1824
05.06.2019 05:19 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации: