Башмаков Игорь Александрович
к.т.н., доцент кафедры «Менеджмент»
Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет (МАДИ)
г. Москва, Россия
E-mail: bashmakov-igor@rambler.ru
Трегубов Павел Геннадьевич
к.т.н., доцент кафедры «Менеджмент»
Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет (МАДИ)
г. Москва, Россия
E-mail: tpashok@mail.ru
Кузмичева Екатерина Олеговна
ассистент кафедры «Менеджмент»
Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет (МАДИ)
г. Москва, Россия
E-mail: katosha1989@mail.ru
Concerning the digital transformation of enterprise
Bashmakov Igor Aleksandrovich
Technical, Assistant professor,
Moscow Automobile and Road State
Technical University (MADI),
Moscow, Russia
Tregubov Pavel Gennadievich
Technical, Assistant professor,
Moscow Automobile and Road State
Technical University (MADI),
Moscow, Russia
Kuzmicheva Ekaterina Olegovna
Assistant,
Moscow Automobile and Road State
Technical University (MADI),
Moscow, Russia
Цифровая трансформация (цифровизация) – это неотъемлемая часть грядущих изменений не только в области транспортной деятельности, но и в области всего народного хозяйства России. Сегодня, нашей стране очень важно не отставать от мировых трендов в сфере высоких технологий, к которой относится цифровая трансформация. Без цифровизации транспортные предприятия страны безнадёжно отстанут в собственном развитии и не будут конкурентоспособными ввиду использования устаревших и малоэффективных технологий.
Только идя в ногу со временем, при этом не подменяя смысла понятия «цифровая трансформация» (процесс интеграции в имеющиеся бизнес-процессы новых и новейших цифровых технологий, а также построение принципиально-новых бизнес-процессов) на более простой – «оцифровывание» (перевод части имеющихся бизнес-процессов в электронный вид). Только полное понимание сути цифровой трансформации в рамках перевозки грузов автомобильным транспортом поможет определить их верное направление развития.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, организация перевозок, цифровизация, цифровая трансформация, развитие транспортных технологий, современные бизнес-процессы, процессы транспортировки.
This article contains key provisions relating to the current views on the digital transformation of the process of transporting goods by road. Since digitalization is one of the strategic directions for the development of a country defined by the President of the Russian Federation, it is necessary to consider all significant transport processes within the framework of the possibility of their digital transformation.
Key words: automobile transport, organization of transportation, digitalization, digital transformation, development of transport technologies, modern business processes, transportation processes.
На автомобильном транспорте, цифровая трансформация перевозки грузов назревала достаточно давно. Транспортные предприятия, к настоящему моменту осознали все возможности, которые предоставляют оцифрованные данные, они стали приступать к разработке процессов для полного использования всего потенциала таких данных. Разрабатываемые процессы учитывают много направлений: модуляция транспортных потоков, совмещение логистики у перевозчиков разных стран, система «умные дороги», единая система безопасности на транспорте, беспилотные транспортные средства и д.р.
Преимуществ у цифровой трансформации на транспорте несколько. Во-первых – это оптимизация бизнес-процессов, позволяющая автоматизировать простые процессы (приём заявок на оказание услуг по перевозке), а также устранять промежуточные этапы в структуре сложных и объёмных процессов (автоматическое первичное построение маршрута движения ТС по точкам погрузки/выгрузки). Это делает принятие решений более эффективным, работу компаний более гибкой, а работу сотрудников более упрощенной и регламентированной [1].
Во-вторых – это нахождение новых потоков доходов, ведь при появлении новых технологий, определяются и новые способы получения дохода, которые раннее небыли доступны (оперативный поиск заказов на перевозку грузов по принципам «BlaBlaCar»).
В-третьих – это создание персонализированной и привлекательной инфраструктуры обслуживания для своих заказчиков. Сегодня, заказчики хотят видеть своими партнёрами предприятия, которые прислушиваются к их мнению и могут полностью удовлетворить их особенные требования (доставка товара в особых условиях, точно в срок, с услугой «бережная доставка»).
Не взирая, на то, что процессы цифровой трансформации различны у каждого, отдельно взятого транспортного предприятия (занимающегося доставкой грузов), имеется ряд общих (ключевых) этапов [5]:
1. определение плана (с учётом всех важнейших бизнес-потребностей конкретного транспортного предприятия);
2. обучение сотрудников (работе с новейшими технологиями и их поддержке);
3. отказ (от старых подходов и технологий).
При определении плана цифровой трансформации транспортного предприятия крайне важно обозначить векторы развития и набор технологий, позволяющих сделать рывок в развитии. Предприятию необходимо провести процедуру инвентаризации собственных ресурсов и вычленить из них те, что нуждаются в модернизации. Здесь, вероятнее всего, потребуется пересмотр текущих приоритетов в связи с учётом новых потребностей, разумеется, грядёт и работа над выявлением недостатков, строящих препятствия на пути предприятия в цифровое будущее [2].
Обучение сотрудников также может вызвать обилие трудностей и проблем. При классических (традиционных) моделях бизнеса, работники знают только определённые системы, по которым работали ранее. В условиях цифровой трансформации, работники должны быть готовы на любые изменения всевозможных процессов в их работе, ведь они будут необходимы для повышения эффективности деятельности предприятия. И готовность работников здесь означает умение творчески осмысливать актуальные проблемы, наличие знаний (в общих чертах) о потенциале внедряемых технологий, умение пользоваться современными технологиями с эффективностью, приближенной к максимуму (речь о базовой цифровой грамотности работников).
Отказ от старых подходов и технологий построен на осознании руководством транспортного предприятия того факта, что серьёзные траты денежных средств на поддержку и обслуживание используемых устаревших технологий не оправдывают себя и не поддерживают развитие предприятия. В большинстве случаев, транспортному предприятию проще, дешевле и перспективнее отказаться от «старого» в пользу «нового», чем модернизировать это «старое». Зачастую, новые технологии (при их грамотном и полном освоении) проще в использовании, обеспечивают более качественное обслуживание потребителей, а также ускоряют работу с информацией.
Транспортным компаниям, стремящимся влиться в мир всеобщей цифровизации можно дать следующие рекомендации, относительно необходимых для этого действий (рис.) [4].
Рис. Основы цифровой трансформации на транспорте.
Трансформация опыта клиентов на благо предприятия заключается в триаде:
- понимании клиентов – использование социальных сетей для работы с клиентами и выяснения того, что сделает клиента довольным, использование сообществ в соц. сетях для связи с клиентами, исследование в сети Интернет предлагаемых конкурентами портфелей продуктов/услуг и ценообразования на них;
- росте выручки – хорошо понимая рынок, транспортные компании могут переработать опыт реализации своих услуг. Возможно накопление информации о заказах клиента, для того, чтобы реализовать более точные продажи и персонализировать обслуживание, предложить индивидуальный набор услуг, например, облегчить клиенту обращение к своим сервисам за счёт использования некоторых плагинов (дополняющих цифровых решений);
- точки контакта с клиентом – качество обслуживания клиентов может быть серьёзно повышено за счёт применения цифровых технологий. Пример: регистрация аккаунта в соц. сети для приёма жалоб от клиентов.
Следующая триада, отвечающая за преобразование операционных процессов предприятия, включает в себя:
- внедрение процессов автоматизации – позволят переориентировать персонал предприятия на решение стратегических задач;
- реализация возможностей работника – в условиях цифровизации предприятия предполагает виртуализацию рабочего места сотрудника, создание корпоративных (сетевых) инструментов совместной и удалённой работы, что ведёт к дальнейшей глобализации предприятия;
- управление производительностью – новые цифровые системы дают руководителям транспортных предприятий возможность более углубленно понимать услуги, предоставляемые клиентам, учитывать региональные особенности перевозок и потребностей клиентов.
Третья триада опирается на преобразование бизнес-моделей и несёт в себе такие компоненты:
- цифровая модификация компании - речь здесь идёт не столько о преобразовании функциональной работы, сколько о переосмыслении взаимодействия её функциональных блоков. Примером здесь может выступить создание сервисных или цифровых надстроек к уже имеющимся у компании продуктам/услугам (это позволит создавать новые точки роста);
- создание новой цифровой компании на базе существующей – подразумевает дополнение существующих систем предприятия новыми цифровыми продуктами/услугами для изменения (расширения) границ своей бизнес-модели, с последующим развитием нового в самостоятельную систему (предоставление транспортным предприятием мультиканальных услуг);
- участие в цифровой глобализации – сочетание интегрированной информации и цифровых технологий позволяет транспортным предприятиям получать глобальный синергетический эффект, сохраняя возможность чутко реагировать на изменения, происходящие на локальном уровне. Выгода рождается из центров коллективного обслуживания, которые повышаю эффективность функционирования, снижают риски и способствуют на глобальном уровне достижению гибкости (например, на несколько дней, в связи с острой необходимостью и большим спросом сменить направление оказания транспортных услуг, или изменить их качественный уровень).
Цифровая трансформация требует очень серьёзного подхода к организации деятельности и руководству транспортным предприятием. Только сильное руководство способно быть проводником грядущих серьёзных и необходимых изменений. От руководства требуется чёткое понимание цифровых преобразований (какая именно часть предприятия будет преобразована).
Библиографический список
1. Некрасов А.Г. Трансформация транспортно-логистической системы (предприятия) в цифровую экономику / А.Г. Некрасов, М.М. Стыскин // Логистика: Современные тенденции развития: материалы XVII Международной научно-практической конференции. – Спб.: Изд-во ГУМРФ, 2018. – С. 330-333.
2. Покровский А.К. Логистика структуризации систем транспортного производства / А.К. Покровский, И.А. Башмаков. // Интегрированная логистика. – 2016. – № 1. – С. 4-6.
3. Modeling Principles of the Digital Infrastructure of it Services in Sustainable Low Carbon Transport Systems / Y.V. Trofimenko, A.G. Nekrasov, K.I. Atyev, A.S. Sinitsyna // International Journal of Engineering and Technology (UAE). – 2018. – Vol. 7. – Issue 2. – P. 386-389.
4. Девять основ цифровой трансформации: адаптированная версия отчета «Цифровая трансформация: дорожная карта для организаций с миллиардными оборотами» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tops.ru/blog/9_osnov_digital_transformacii/ (дата обращения 10.02.2019).
5. Цифровая трансформация при поддержке Hewlett Packard Enterprise [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hpe.com/ru/ru/what-is/digital-transformation.html/ (дата обращения 10.02.2019).
Материал размещен кафедрой «Логистика и
маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической
конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019