Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 10:32:47
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Логистическая система агробизнеса в Енисейской Сибири

Лукиных Валерий Федорович

 д.э.н.,зав. кафедрой Логистика и маркетинг в АПК

Красноярский государственный аграрный университет,

г. Красноярск, Россия

E-mail: somcl@mail.ru

 

Logistical system of agricultural business in Yenisey Siberia

Lukinikh Valery Fedorovich

Doctor of Economics,

Head of “Logistics and Marketing in AIC department”

Krasnoyarsk state agrarian university,

Krasnoyarsk, Russia

 

Региональная логистическая система и ее инфраструктура выступают как фактор повышения конкурентоспособности региона. Цель развития логистической инфраструктуры регионов «Енисейской Сибири» – содействие гармоничной структуризации товарных и сопутствующих потоков трех регионов – Красноярского края, республик Хакасия и Тыва. Непременным условием создания эффективной логистической инфраструктуры является наличие реалистичного сценария развития экономики на длительный период или системы сценарных условий, позволяющих моделировать ее наиболее вероятную траекторию. Это обусловлено тем, что инфраструктурные проекты имеют длительный инвестиционный цикл.

Ключевые слова: логистика, инфраструктура, система,  регион,  агропромышленный комплекс (АПК)

 

Regional logistics system and her infrastructure acts as a factor of increasing the competitiveness of the region. The purpose of the development of the regions` logistics infrastructure "Yenisei Siberia" is to promote the harmonious structuring of commodity and related flows of the three regions – Krasnoyarsk territory, the republics of Khakassia and Tyva. A prerequisite for the creation of an effective logistics infrastructure is a realistic scenario for the development of the economy for a long period or a system of scenario conditions that allow modeling its most likely trajectory. This is due to the fact that infrastructure projects have a long investment cycle.

Key words: logistics, infrastructure, system, region, agro-industrial complex.

 

Среди стратегических задач  регионального развития в сфере АПК (агропромышленного комплекса) в настоящее время можно выделить  развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных логистических систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики;

По мнению экспертов, основным препятствием, сдерживающим сегодня процесс развития  региональных логистических рынков, является отсутствие в регионах (за редким исключением) качественной логистической инфраструктуры [7], позволяющей предоставлять комплексное транспортно-распределительное обслуживание компаниям-клиентам, включая таможенное оформление, перевалку грузов с использованием различных видов транспорта, складирование и дистрибьюцию. Это усиливает несбалансированность грузопотоков, что сказывается на себестоимости логистических услуг [1,2,3].

Предпосылками работы по формированию логистической сети  АПК   Енисейской Сибири послужили следующие сложившиеся на продовольственном рынке тенденции:

·          доминирование крупных розничных сетей,  

·          большой уровень импорта продуктов питания, 

·          высокий уровень потерь первичной сельхозпродукции,

·          существующая товаропроводящая инфраструктура в большей степени не соответствует задачам   развития сельского хозяйства  регионов,

·          сложившийся  на рынке региона дисбаланс между возможностями сельхозтоваропроизводителей и существующим спросом на их  продукцию не отражает реальный потенциал АПК региона и демонстрирует необходимость модернизации управленческих технологий в сторону внедрения  современных   интеграционных алгоритмов.

Следует выделить важнейшие проблемы существующей региональной логистической системы на продовольственном рынке:

·                    недостаточное развитие интегративных отношений в сфере АПК для  обеспечения заготовки, переработки сельскохозяйственной продукции и доведения ее до потребителя;

·                    недостаточно разработан и апробирован на практике комплекс вопросов, охватывающий регулирование АПК, включающий взаимоотношения государства с субъектами аграрного рынка,   бюджетное финансирование сельского хозяйства, государственную поддержку производителей сельскохозяйственной продукции, меры ценового, налогового и финансового регулирования агропромышленного производства, оптимального соотношения государственного и негосударственного регулирования аграрных рынков, формирование финансовых механизмов и инструментов продовольственных рынков, информационное обеспечение продовольственного рынка и рынка  ресурсов в АПК.

Цели первого уровня развития  логистической системы АПК Енисейской Сибири.

·                    повышение эффективности АПК, обеспечение поставок на рынок качественного  конкурентоспособного продовольствия на основе координации деятельности субъектов АПК и торговых организаций,

·                    совершенствование структур элементов АПК региона для обеспечения  гармонизированного состояния  сфер потребления и производства собственной продовольственной продукции в регионе.

Цели второго уровня:

·          совершенствование механизма закупок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд, в том числе для оказания внутренней продовольственной помощи населению,

·          реконструкция, модернизация и структурирование  сети логистических распределительных и  производственных   центров для сбыта сельскохозяйственной продукции;

·          увеличение эффективности  закупок сельскохозяйственного сырья для переработки предприятиями АПК;

·          развитие биржевой и электронной торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием;

Принципы организации логистической системы АПК:

·                    комплексный подход (учет стратегии развития регионов, определение глубины переработки сельскохозяйственного сырья, ориентир на основные тенденции рынка);

·      учет местной специфики (объемы и ритмичность товарных потоков между регионами- Красноярским краем, республиками Хакасия и Тыва, экономически обоснованное транспортное плечо конкуренция с федеральными торговыми сетями);

·      государственно-частное партнерство,

·      повышение продовольственной безопасности   и увеличение доли рынка местных сельхозпроизводителей. 

 Кооперация местных сельхозтоваропроизводителей поможет  наладить эффективное сотрудничество с небольшими хозяйствами, осуществлять закупки сельхозпродукции на реализацию и  хранение с определенными товарными характеристиками по заранее оговоренной цене и в заранее оговоренных объемах. Эффект от снижения издержек за счет увеличения масштаба, круглогодичных стабильных поставок в торговые сети (в т.ч. зарубежные) распространится на всех участников цепей поставок  планируемой к созданию товаропроводящей сети [4,5,6].

Руководящая идея проекта: процесс интеграции предприятий АПК регионов в логистические цепи поставок  предусматривает организацию взаимоотношений между участниками производства сельскохозяйственной продукции на основе использования взаимодополняемых факторов их деятельности  и может дать возможность получения положительного синергетического эффекта на базе скоординированной деятельности участников кооперационных формирований.

  При применении логистического подхода к интеграции предприятий АПК необходимо учитывать возможные формы экономической интеграции предприятий АПК: на договорной основе, без объединения финансовых, материальных и других ресурсов; объединение части финансовых, материальных, а иногда трудовых ресурсов организаций - участниц интеграции для создания кооперационных предприятий, при этом, отношения осуществляются на долгосрочной договорной основе; координация   трудовых, материальных и финансовых ресурсов хозяйств - участников интеграции в общих цепях поставок. В условиях рыночной экономики должны получить дальнейшее укрепление договорные отношения на основе создания стабильной контрактной основы, базирующейся на взаимном интересе участников логистической системы 

Все задачи  проекта  логистической системы   АПК регионов разбиваются на четыре эволюционных шага. При этом процессы решения задач системно «вшиты»  друг в друга.

1 этап –  логистика внутри хозяйств, предприятий и организаций АПК.

 2 этап –формирование логистических цепей поставок между  участниками АПК регионов. 

3 этап – логистическая инфраструктура АПК регионов. 

4 этап – управление логистической системой АПК регионов.

 Базовой организационно-функциональной структурой является многоуровневая система логистических центров на территории Красноярского края, республик Хакасия и Тыва.  Концепция трехуровневой системы логистических центров по сбору, переработке и сбыту продовольственной продукции в регионах имеет следующую структуру:

1. Первый уровень системы – уровень хозяйств – районный.

2. Второй уровень системы – уровень цепей поставок – межрайонный. 

 3. Третий уровень системы  - межрегиональный.

Важнейшим инфраструктурным объектом механизма  логистической сети АПК является Электронная торговая площадка (ЭТП).Последовательность создания логистической системы агропромышленного комплекса (ЛСАПК) может быть представлена следующим образом.

1.                 Постановка логистических задач  по развитию рынка  сельскохозяйственной продукции.

2.                 Оценка возможностей кооперации  со всеми участниками агропромышленного комплекса.

3.                 Оценка влияния факторов инфраструктуры на эффективность сельскохозяйственного производства.

4.                 Синтез организационной структуры.

5.                 Синтез алгоритмов оптимального управления экономическими потоками.

6.                 Оптимизация логистических издержек.

7.                 Разработка нормативной базы государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции.

Влияние подсистемы логистической инфраструктуры регионов Енисейской Сибири на экономическое состояние регионов многомерно. 

Предложенная постановка вопроса решения проблем выявляет   наличие двойственного вклада региональной логистической системы в валовый региональный продукт: во-первых, непосредственного вклада  сервисной составляющей в   валовый региональный продукт и, во-вторых,   косвенного (подталкивающего) вклада в развитие его производственной составляющей в виде комплекса транспортно-складских услуг в сети товародвижения,  что также позволяет определить статус региональной логистической инфраструктуры как платформы  роста в   экономике региона.

 

Библиографический список:

1. Федеральный закон № 264 от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=175752=QSP_GENERAL

2. Жунусов К.М., Байгужина М. Развитие логистических систем в АПК. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/10_DN_2013/Informatica/3_132869.doc.htm.

3. Постановление Правительства РФ от 28.12.2012 N 1460 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах». Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/22029..htm

4.Бауэрсокс, Д.Дж., Клосс, Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. / Пер. с англ. [Текст] / Д.Дж. Бауэрсокс, Д.Дж. Клосс. – М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 640 с.

5.Колесников А.М., Хазалия Н.А. Анализ эволюции понятия «кластер». Подходы к классификации [Текст] / А.М. Колесников, Н.А. Хазалия // Санкт-Петербургский государственный экономический университет, научный журнал НИУ ИТМО, серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2016. – № 4. С. 19-25.

6.Лукиных В.Ф., Мишагин Р.А., Тод Н.А. Кластерные метаморфозы в цепях поставок АПК [Текст] / В.Ф. Лукиных, Р.А. Мишагин, Н.А. Тод // Логистика: современные тенденции развития: материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. 6, 7 апреля 2017 г.: ч. 1. – СПб. : Изд-во ГУМРФ им. Адм. С.О. Макарова, 2017. – С. 246-250.

7. Швалов П.Г. Роль логистической инфраструктуры в обеспечении процессов импортозамещения продукции сельского хозяйства / П.Г. Швалов / Инновационные разработки молодых ученых в сфере АПК. Материалы Всероссийской конференции молодых ученых, посвященной 85-летию ФГБОУ ВО Нижегородская ГСХА. Издательство: ФГБОУ ВПО НГАУ. 2016. – 188 с.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 1647
04.06.2019 06:09 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации: