Уточнение терминов и понятий в сфере распределения товаров и услуг
Левкин Григорий Григорьевич
к. вет. н., доцент
Омский государственный университет путей сообщения,
г. Омск, Россия
E-mail: lewkin_gr@mail.ru
Refinement of terms and concepts in the sphere of distribution of goods and services
Levkin Grigory Grigorevich
PHd., Associate Professor
Omsk State Transport University,
Omsk, Russia
В статье уточняются основные термины в системах распределения, а также проводится анализ разночтения специальной терминологии при управлении прямыми материальными потоками. Благодаря использованию метода аналогий подробно описаны основные понятия логистики с целью формирования логистического тезауруса.
Ключевые слова: материальный поток, логистика, система распределения.
The article clarifies the basic terms in the distribution systems, as well as analyzes the different interpretations of special terminology in the management of direct material flows. Through the use of the analogy method, the basic concepts of logistics are described in detail with the aim of forming a logistical thesaurus.
Key words: material flow, logistics, distribution system.
Подготовка логистов с высшим образованием началась относительно недавно и до настоящего времени в отечественной учебной и научной литературе не сформировалась окончательно специальная терминология, так как можно встретить неточности и разночтения терминов, что приводит к пробелам в образовании студентов и недостаточной детализации логистических процессов в микро- и макрологистических системах.
Составление словаря однозначно трактуемых терминов (тезауруса) – является исключительно важным направлением деятельности в теории и практике логистического менеджмента, так как позволяет говорить на одном языке участникам логистического процесса при обсуждении вариантов логистических стратегий и формировании цепей поставок. При участии в научных конференциях также важно взаимопонимание членов научного сообщества.
Анализ доступных литературных источников показывает, что при составлении учебных пособий авторами используются избыточные синонимичные ряды, когда после четкого определения термина далее следует неоправданное варьирование терминов или использование тавтологии [1, 2].
Например, И.А. Рачковская [3] в учебном пособии, изданном в 2018 году, отмечает, что в логистике принято выделять материальные, финансовые, информационные и потоки услуг (стр. 24), что соответствует установившейся терминологии в большинстве литературных источников. Но затем, далее по тексту, необъяснимым образом (стр. 25) материальный поток преобразуется в товарный, а затем и логистический поток. Подобная вольная трактовка терминов в учебной литературе вносит сумятицу в голову читателей и студентов и не несет в себе смысловой нагрузки.
Кроме того, в качестве примера тавтологии можно привести использование термина «сервисное обслуживание», так как сервис как вид деятельности включает в себя обслуживание, поэтому неоправданно дублирование родственных терминов в одном словосочетании.
Приведенный автор не является пионером в отношении приведенных терминов, так как в ряде учебников и учебных пособий отмечается неоднозначная трактовка специальных терминов с точки зрения соответствия термина реальным физическим объектам управления или элементам логистической инфраструктуры. В результате нарушается иерархическое соподчинение элементов логистических систем, что искажает мысленное восприятие логистических систем.
Например, часто можно встретить взаимное отождествление и смешение понятий функциональная область логистики, логистическая функция и логистическая операция, которые имеют между собой иерархическое соподчинение как часть и целое. Например, складирование – это логистическая функция, которая содержит в себе логистические операции (комплектация, хранение, комиссионирование и т.д.), а складирование является частью системы более высокого порядка – функциональной области логистики (логистики снабжения, логистики производства, логистики сбыта).
Сфера распределения готовой продукции промышленных предприятий характеризуется сложностью взаимодействия коммерческих и логистических посредников как между собой, и с поставщиками товарных партий.
Выбор логистического канала производственным предприятием зависит от ряда условий, в частности, развитости рынка посредников и транспортно-логистической инфраструктуры, рыночной конъюнктуры и платежеспособности конечных потребителей.
В общей теории логистики принято различать термины: «логистический канал» и «логистическая цепь».
Логистический канал – это виртуальная структура, создаваемая в форме образа последовательности перемещения материальных потоков на пути от производителя к розничной торговой сети или к конечным потребителям. Это линейная структура, рациональный путь перемещения материального потока с точки зрения экономии времени, финансовых ресурсов и оптимального уровня логистического сервиса для промежуточных и конечных потребителей материального потока.
А.М. Гаджинский [4] отмечает, что логистический канал – это частично упорядоченное множество различных посредников, организующих перемещение материального потока от производителя до его потребителей. Под частичной упорядоченностью следует понимать то, что в логистическом канале нет точной привязки к конкретному посреднику, то есть определяется тип посредника (дилер, дистрибьютор, комиссионер), но нет договора с коммерческой организацией. Поэтому преобразование логистического канала в логистическую цепь происходит путем поиска, подбора посредников, перевозчиков, логистических операторов и организация с ними хозяйственных связей.
В теории логистики и управления цепями поставок четко разграничиваются понятия «логистическая цепь» и «логистическая сеть».
Логистическая цепь – это формально определенная структура с установившейся вертикальной иерархией взаимоотношений между участниками логистического процесса, следовательно, в логистической цепи обязательно присутствует центр управления или фокусная компания, в роли которой может выступать производственное предприятие (начальный пункт движения прямого материального потока), крупный оптовый посредник (промежуточный пункт) или крупная розничная торговая сеть с собственным распределительным центром, координирующим большие объемы поставок для потребителей материального потока – розничных торговых точек.
Следовательно, в логистической цепи преобладает вертикальная интеграция и координация участников логистического процесса на пути движения совокупного материального потока, которые связаны между собой договорными отношениями. Синонимом термина «логистическая цепь» можно считать термин «цепь поставок».
С точки зрения физической аналогии логистическая цепь – это движение воды в русле реки без учета дополнительных притоков и соединительных каналов бассейнами других рек.
Логистическая сеть представляет собой горизонтально интегрированную нелинейную структуру, участники которой могут быть связаны между собой опосредованно или неформальными отношениями, а также в форме объединений в союзы и ассоциации.
В логистической сети в рамках региональной макрологистической системы присутствуют устойчивые цепи поставок (линейные структуры), которые конкурируют между собой в том случае, если торгуют аналогичными товарами.
Кроме слабоструктурированной логистической сети в региональной экономике могут формировать системы распределения, как совокупность каналов распределения отдельных производителей. Отдельные системы распределения могут выходить за границы субъекта Российской Федерации или при выходе предприятия на международный рынок, поэтому уточнение терминов в логистике распределения имеет теоретические и практическое значение.
Таким образом, в современной учебной литературе по дисциплине «Логистика» можно встретить множество неточностей специальных определений и терминов, что опосредованно приводит к сдерживанию развития отечественной теории и практики логистики. Для приведения в соответствие научной терминологии необходимо согласованное участие представителей академического сообщества и других заинтересованных лиц, включая бизнес-сообщество.
Библиографический список:
1. Куренков П.В. Логистические термины и их употребление / П.В. Куренков, А.В. Астафьев, Д.А. Преображенский, А.А. Сафронова, Д.Г. Кахриманова // Логистика. – 2018. – № 11 (144). – С. 46-50.
2. Левкин Г.Г. О некоторых терминологических неточностях / Г.Г. Левкин // Логистика. – 2010. – №1 (10). – С. 16-17.
3. Рачковская И.А. Логистика: учебное пособие / И.А. Рачковская. – М.: Проспект, 2018. – 224 с.
4. Гаджинский А.М. Основы логистики: учебное пособие / А.М. Гаджинский. – М.: «Дашков и К°, 2016. – 419 с.
Материал
размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019