Куренков Петр Владимирович
д. э. н., профессор
заместитель директора Института управления и информационных технологий (РУТ – МИИТ)
г. Москва, Россия
E-mail: petrkurenkov@mail.ru
Кахриманова Диана Габибулаевна
к. э. н., доцент кафедры международный транспортный менеджмент и управление цепями поставок
Российский университет транспорта (РУТ МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: d.kahrimanova@yandex.ru
Магомедова Наида Габибулаевна
ассистент кафедры международных отношений и геополитики транспорта
Российский университет транспорта (РУТ МИИТ),
г. Москва, Россия
Е-mail: ida_m@bk.ru
Pilotless motor transport in Russia and abroad
Kurenkov Pyotr Vladimirovich
Dr. Econ. Sci., professor
deputy director of Institute of management and information technologies
(RUES – MIIT)
Russia, Moscow
E-mail: petrkurenkov@mail.ru
Kakhrimanova Diana Gabibulayevna
PhD Econ., associate professor international
transport management and management of chains of deliveries
Russian university of transport (RUES - MIIT),
Russia, Moscow
E-mail: d.kahrimanova@yandex.ru
Magomedova Naida Gabibulayevna
assistant to department of international relations and geopolitics of transport
Russian university of transport (RUES - MIIT),
Russia, Moscow
Е-mail: ida_m@bk.ru
В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с перспективами и проблемами создания и применения безэкипажных / беспилотных транспортных средств. Исследуются вопросы, касательно разработки и внедрения беспилотных автотранспортных средств (БАС), анализируются основные характеристики и принципы работы БАС, а также ситуация в области БАС у нас в стране и за рубежом, и некоторые другие.
Ключевые слова: беспилотный транспорт, инновации, инфраструктура, искусственный интеллект, IT-гиганты: Google, Apple.
The basic questions related to the prospects and problems of creation and application of pilotless transport vehicles are examined in the article. Questions are investigated, concerning development and introduction of pilotless vehicles (BASS), basic descriptions and principles of work are analysed BASS, and also situation in area of BASS for us in a country and abroad, and some other.
Key words: pilotless transport, innovations, infrastructure, artificial intelligence, IT- giants: Google, Apple.
Современный мир сложно представить без инновационных технологий, которые прочно вошли в жизнь людей, сделав ее более удобной, яркой и интересной [1]. Физические способности, навыки и умения человека уступают место стремительно развивающемуся искусственному интеллекту и роботизации. В настоящий момент большое количество автопроизводителей по всему миру и ряд ведущих IT-компаний стали делать серьезную ставку на беспилотные автомобили. Рассматривая развитие беспилотного автомобильного транспорта, стоит отметить, что в настоящее время на территории инновационного центра «Сколково» планируется запуск первого беспилотного автобусного маршрута [3], а к 2025 г. беспилотные автомобили должны быть интегрированы в городское движение, став для всех привычным явлением.
В век развития технологий многие идеи человечества могут воплотиться в реальность. Одной из таких явлений можно назвать беспилотный автомобиль [2]. Технология беспилотного управления показывает свою высокую перспективу развития и продолжает развиваться.
По-настоящему серьёзные научные исследования автономного управления транспортными средствами с привлечением многомиллионных инвестиций начались только в 1980-х годах. Проблема создания беспилотного автомобиля многогранна и не ограничивается техническими аспектами.
Рассматриваемая проблема включает целый ряд серьёзных вопросов: законодательные требования и нормы в области беспилотных транспортных средств; инфраструктура для беспилотных транспортных средств; экономические и социальные вопросы беспилотных транспортных средств (государственная поддержка и участие бизнеса) и др.
Ещё недавно БАС (беспилотное автотранспортное средство) можно было увидеть только в научно-фантастических фильмах и иногда в репортажах новостей о тестировании отдельных систем БАС. Но всё меняется, и уже два города – Сингапур и Питтсбург могут похвастаться наличием беспилотного такси, то, чем сможет воспользоваться обычный человек.
Беспилотное автотранспортное средство – это обычный автомобиль, оснащенный многочисленными и разнообразными электронными устройствами. Общие принципы работы у всех беспилотных автомобилей примерно одинаковы. С ними можно ознакомиться на примере автомобиля ToyotaPrius в версии Google («Принцип работы беспилотного автомобиля Toyota Prius в версии Google». Источник: secret-seo.ru).
Ученые полагают, что будущее производства беспилотных машин – в комбинации новой суперсовременной картографии и уточняющих данных датчиков. В этом случае будет баланс и по цене и по производительности [4].
В секторе грузовых беспилотников впечатляющих успехов добилась компания Mercedes. Она не только смогла вывести беспилотный грузовик на дороги общего пользования, но и создать автоколонну из трёх грузовиков. Это стало возможным благодаря технологии «Highway Pilot Connect», с помощью которой синхронизация происходит посредством сети Wi-Fi, объединяя данные с датчиков трёх грузовиков. Это позволило машинам двигаться на расстоянии 15–20 метров друг от друга и совершенно обойтись без помощи водителя, повышая тем самым уровень безопасности движения. Главным плюсом беспилотной автоколонны в компании называют меньшее занимаемое пространство на дороге и снижение вредных выбросов в атмосферу.
В сельском хозяйстве потребность в беспилотных машинах не меньше, чем других отраслях. В данном случае беспилотными хотят сделать комбайны, и это не случайно. Ежегодно отдельные направления сельского хозяйства в США теряют до 30 процентов своего урожая из-за того, что людям физически не хватает времени на его уборку, и чтобы успеть собрать все, людям надо работать по 24 часа в сутки. От утомительного труда в перспективе могут спасти беспилотные комбайны (БК).
Правительство РФ понимает всю перспективность беспилотного транспорта. Согласован на 20 лет план развития в нашей стране рынка аппаратно-программных решений для беспилотных автомобилей. Для этого была создана специальная дорожная карта «Автонет». Согласно плану, в настоящий момент нашей стране необходимо сосредоточиться на развитии двух основных направлений: создании автономного специализированного интеллектуального автомобиля; создании системы, позволяющей контролировать транспортные потоки.
По озвученным прогнозам, ожидается, что к 2020 году рынок каждого из этих направлений достигнет отметок в $ 600 млрд., и $ 300 млрд. соответственно.
Согласно концепции «Автонет», в ближайший год в России планируется создать специально оборудованный полигон, позволяющий тестировать и сертифицировать создаваемые решение, а также наладить серийное производство систем помощи водителю. К 2020 году будет создана аппаратно-программная платформа для разрабатываемых решений, а еще через 10 лет будет создано ПО, позволяющее управлять транспортными средствами дистанционно. К 2035 году для создаваемых решений появятся высокоскоростные автотранспортные коридоры и системы, обеспечивающие использование генерируемой транспортной информации. В течение последних десятилетий российские ученые активно работают над проблемами разработки и внедрения беспилотных транспортных средств (БПТС) [5]. Уже существуют новые разработки, например, дистанционно управляемый автомобиль (разработка специалистов Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)); электромобиль на базе лёгкого коммерческого автомобиля «ГАЗель NEXT» (совместная разработка ООО «Объединённый инженерный центр» «Группы ГАЗ» и лаборатории «СпецАвтоИнжиниринг») и некоторые другие.
Беспилотный легковой автомобиль МАДИ — результат реализации научного проекта, выполняемого кафедрой автомобилей московского университета при поддержке Центра студенческих инженерных проектов (ЦСИП). Транспортное средство, построенное на базе легкового автомобиля ChevroletOrlando, управляется дистанционно с помощью планшета и специально разработанного мобильного приложения. Исполнительные устройства, установленные на автомобиле, обеспечивают заданную пользователем подачу топлива, воздействие на тормозную систему, а также на рулевое управление.
По словам создателей, данный автомобиль является прекрасной базой для отработки технологий автономных колёсных транспортных средств, проведения научно-исследовательских работ и организации образовательного процесса на высоком современном уровне.
Электромобиль «ГАЗель NEXT Electro» — первый российский серийный коммерческий электромобиль, предназначенный для транспортировки специального оборудования и обслуживающего персонала в черте города и в пригороде.
Интересна модификация автомобиля с цельнометаллическим кузовом и семиместной двухрядной кабиной, полной массой 4 200 кг и снаряжённой массой 3 060 кг. Заявленная максимальная скорость автомобиля составляет 90 км/ч, а запас хода на одной полной зарядке достигает 120 км. Оба автомобиля вызывают большой интерес у отечественных и зарубежных специалистов.
Имеются и совместные разработки российских и зарубежных коллективов. В России развитием системы автономного вождения наиболее активно занимается компания «Cognitive Technologies», которая совестно с автоконцерном «КамАЗ» с 2015 года разрабатывает беспилотный самосвал одноименной марки. В конце 2018 года проходят пробные тесты беспилотных автомобилей марки «КамАЗ» на общедоступных дорогах России. Также, работу по созданию системы автономного вождения ведут другие автоконцерны: «ГАЗ», «АвтоВАЗ», «УАЗ».
Достаточно большой интерес к беспилотным автомобилям в последнее время стала проявлять компания Яндекс. Еще летом 2016 года российский IT-гигант даже объявил о своем участии в проекте «Беспилотный КамаАЗ», предполагая дополнить грузовик своими наработками в области искусственного интеллекта, в частности системой голосового управления автомобилем. Помимо этого, Яндекс планирует на основе своего сервиса «Яндекс. Такси» запустить в Москве услугу «Беспилотное такси». Сейчас компания ведет активный поиск автопроизводителей для тестирования своей системы полуавтоматического управления автомобилем. Несмотря на то, что полностью автоматизированных беспилотных автомобилей еще нет в свободной продаже, в настоящий момент, они уже активно тестируются в реальных условиях [6]. Так, в Дубае местные власти в сентябре прошлого года запустили по городским улицам первый беспилотный автобус, длина маршрута которого составила около 700 метров.
По последним данным, через 15 лет в Дубае планируется перевести на автоматизированное управление ј часть всего транспорта города. В Сингапуре полгода назад запустилась служба беспилотного такси. Она состоит из нескольких электрокаров, которые перевозят людей по небольшой территории в одном из деловых районов города. Ожидается, что уже через два года все службы такси Сингапура также подвергнутся полной автоматизации.
Ученые полагают, что в ближайшие двадцать лет с автомобилем произойдёт гораздо больше изменений, чем за последние сто лет. В первую очередь это будет связано с развитием БПТС и передачей функций управления автомобилем от водителя к искусственному интеллекту, что требует уже сейчас определенных усилий по организации демонстрации возможностей эксплуатации БПТС.
Несмотря на то, что рынок беспилотных автомобилей только начинает зарождаться, многие эксперты предполагают, что уже совсем скоро ситуация изменится кардинально. По последним прогнозам «Boston Consulting Group» (BCG), всего через 10 лет общий объем рынка беспилотных машин может составить около $42 млрд. Ожидается, что доля беспилотных автомобилей в общей структуре мировых продаж достигнет отметки в 12-13 %. Иными словами, на рынок будет выпущено около 14 млн. беспилотных автомобилей, 500 тыс. из них будут полностью автономными. «McKinsey Global Institute» еще более оптимистичен в своих прогнозах, полагая, что общая доля беспилотных машин (как полностью автономных, так и полуавтономных) к 2025 году достигнет 15-20 %.
Разработка электрического аэротакси CityAirbus ведется с 2015 года. Проект предполагает создание пассажирского аппарата по схеме квадрокоптера, способного перевозить от двух до четырех человек на расстояние до 60 километров. Крейсерская скорость аэротакси составит 120 километров в час.
Испытания отдельных узлов и агрегатов перспективного летательного аппарата проводятся с 2017 года. Изначально первый полет машины планировался на 2018 год, однако затем этот срок перенесли. Разработчики решили замедлить темпы разработки CityAirbus ради более тщательного тестирования всех систем аэротакси. Наземные испытания аэротакси проводятся с середины февраля текущего года. Во время этих проверок винты аэротакси раскручивались до 750 оборотов в минуту. Во взлетном режиме частота вращения винтов CityAirbus составляет одну тысячу оборотов. Во время первого этапа летных испытаний, которые планируется начать в ближайшие несколько недель, CityAirbus будет выполнять полеты под управлением оператора на земле. Затем машина будет испытываться в полностью автономном режиме. Ранее стало известно, что американское подразделение A3 авиастроительного концерна Airbus испытало свое перспективное беспилотное аэротакси проекта Vahana полетом в переходном режиме. Испытания проводились на скорости полета в 50 узлов (около 93 километров в час) и были признаны полностью успешными.
Как показывают предварительные расчёты, городской беспилотный аэротранспорт энергетически, экологически и экономически эффективнее городского наземного автомобильного и железнодорожного транспорта, преимущества и недостатки которых изложены в работах [7-14].
Библиографический список:
1. Ролинсон П., Ариевич Е.А., Ермолина Д.Е. Объекты интеллектуальной собственности, создаваемые с помощью искусственного интеллекта: особенности правового режима в России и за рубежом // Закон.- 2018.- № 5.- С.63-71.
2. Комбарова М.В., Севостьянов М.А. Статья Беспилотные автомобили и повышение качества автомобильного транспорта // Символ науки.- 2017.
3. Мэри М. Беспилотные автобусы открывают новые бизнес-модели [Электронный ресурс] // Режим доступа. URL: https://www.kommersant.ru/doc/330526 (дата обращения 01.11.2018).
4. Мир новых открытий [Электронный ресурс] ; Режим доступа. URL: http://mirnovogo.ru/avtopilot (дата обращения 13.11.2018).
5. История беспилотных автомобилей [Электронный ресурс] ; Режим доступа. URL: https://bespilot.com/info/istoriya (дата обращения 12.11.2018).
6. Принцип работы автопилота [Электронный ресурс] ; Режим доступа.
URL:
https://trashbox.ru/topics/94912/chto-takoe-bespilotnye-avtomobili-istoriya-principy-raboty-buduschee (дата обращения 13.11.2018)
7. Вакуленко С.П., Дранченко Ю.Н., Куренков П.В. Обзор и анализ
научных исследований пассажирских перевозок в мегаполисной системе
«город-пригород» // Вестник транспорта.- 2016.- № 9.- С.37-42 (начало);
2016.- № 10.- С.37-44 (окончание).
8. Куренков П.В., Андреев А.В. Повышение эффективности работы
пригородного комплекса железнодорожного транспорта // Вестник транспорта.-
2008.- № 12.- С.31-35
9. Мохонько В.П., Исаков В.С., Куренков П.В. Проблемы создания
ситуационно-аналитической системы управления перевозочным процессом на
железнодорожном транспорте // Бюллетень транспортной информации.- 2004.- №
9.- С.22-27
10. Мохонько В.П., Исаков В.С., Куренков П.В. Система поддержки
принятия экономически обоснованных решений // Экономика железных дорог.-
2005.- № 1.- С.18-26
11. Мохонько В.П., Исаков В.С., Куренков П.В. Ситуационное управление
перевозочным процессом // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ /
ВИНИТИ.- 2004.- № 11.- С.14-16.
12. Персианов В.А., Фёдоров Л.С., Куренков П.В., Дранченко Ю.Н. и др.
Проект «Городские железные дороги России» // Вестник транспорта.- 2014.- №
5.- С.5-10 (начало); 2014.- № 6.- С.6-11 (окончание).
13. Полянский Ю.А., Куренков П.В. Дорожный центр ситуационного
управления. Проблема создания и функционирования // Экономика железных
дорог.- 2003.- № 1.- С.51-66.
14. Полянский, Ю.А. Топологическое моделирование взаимодействия
хозяйств железной дороги / Ю.А. Полянский, П.В. Куренков // Транспорт: наука, техника, управление: сб. ОИ / ВИНИТИ РАН.- 2003.- № 7.-
С.8-18.
Материал
размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019