Кабиева Асем Темиргалиевна
Доктор PhD
Казахский агротехнический университет им. С.Сейфулина
г. Нур-Султан, Казахстан
E-mail: Asem_kt_1985@mail.ru
Transport and logistics infrastructure of Kazakhstan
Kabiyeva Assem Temirgalievna
Doctor PhD
S. Seifullin Kazakh agrotechnical University
Nur-Sultan, Kazakhstan
Данная статья посвящена рассмотрению вопросов развития транспортной логистики Казахстана. В ней изучены проблемы, тормозящие развитие транс-портной логистики, выявлены тенденции транзитного потенциала Республики Казахстан.
Ключевые слова: логистика, инфраструктура, транспортировка, потенциал, маршрут.
This article is devoted to the consideration of the development of transport lo-gistics in Kazakhstan. It examines the problems hampering the development of transport logistics, identifies trends in the transit potential of the Republic of Kazakhstan.
Key words: logistic, infrastructure, transportation, potential, route.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что предприятию при создании каналов распределения готовой продукции присходится решать комплекс вопросов связанных с выбором способа перевозки. А так как 50% всех затрат на логистику связаны именно с транспортными издержками, то соответственно от эффективности решения данных вопросов будет зависеть прибыль компании и её конкуретноспособность.
Вопросы транспортной логистики рассматриваются в работах таких уче-ных и специалистов, как Л.Б.Миротин [1, c.26-28; 2, c.211; 3, c.200], А.А.Арский [4, c.44-47], А.А.Смехов [5, c.197], Л.С.Федоров [6, c. 36-41], В.А.Шаров [7, c.19-22], В.С. Лукинский [8, c.280], Ю.Ф.Хегай [9, c.132], М.И.Гриф [10, c. 159], С.А.Панов [11, c.152]. Эти ученые считают, что без улучшения соответствующей инфраструктуры невозможно, как развитие транзита через территорию Казахстана, так и развитие транспортной логистики.
Я согласен с мнениями ученых, так как при улучшении транспортной ин-фраструктуры, транспортная логистика не будет стоять на месте и будет динамично развиваться.
В ходе написания данной статьи были использованы методы: анализа и син-теза.
В последние годы современные логистические концепции успешно применяются ведущими Казахстанскими компаниями в стратегическом и оперативном управлении основными сферами бизнеса. Внедрение современного логистического управления в практику бизнеса позволяет повысить организационно-экономическую устойчивость компании на рынке. Использование концепции логистики является одним из основных резервов снижения уровня общих затрат ресурсов компании.
Транспортная логистика - это перевозка требуемого количества товара в конкретную точку наилучшим маршрутом за необходимое время и с кратчай-шими издержками. Одной из самых известных концепций транспортной логистики является концепция «точно в срок». Почти все современные логисти-ческие системы, использующие эту систему, нацелены на краткие элементы логистических циклов, собственно что настоятельно просит резвой реакции звеньев логистической системы на перемена спроса и, в соответствии с этим, производственной программы. Результат использования транспортной логисти-ческой системы-большая вероятность выполнения шести правил логистики: нужный груз, в нужном месте, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества, с минимальными затратами. Правительства многих стран делают ставку на развитие логистики, которая является основным фактором для стимулирования экономического развития.
К задачам, решаемым транспортной логистикой, специалисты относят:
-совместное планирование транспортного процесса со складским и произ-водственным;
-определение рационального маршрута доставки груза;
-выбор типа и вида транспортного средства;
Казахстан, находясь на стыке международных коридоров, имеет все пред-посылки стать основным логистическим звеном, соединяющим Европу и Азию. Около 70% всех транспортных перевозок в Республике реализовывается по железной дороге. Транспортная логистика обеспечивает доставку грузов различными видами транспорта, чаще всего возникает использование не одним видом транспорт, а нескольких. Со временем, находятся пути к развитию, но с постоянно меняющимся спросом, необходимы новые технологии. Привлечение транзитных грузопотоков через территорию Казахстана требует формирования развитой транспортно-логистической инфраструктуры, ее интеграции в мировую систему. Для этого реализуются инвестиционные проекты по развитию и модернизации инфраструктуры транспортно-логистического комплекса. На сегодняшний день у Казахстана, в силу его географического положения, есть определенные логистические особенности и преимущества. По территории республики проходит около пяти международных транзитных путей и несколь-ко крупных трубопроводов. Дополнительной возможностью для развития рынка логистических услуг в Казахстане является создание Таможенного союза, в результате которого внутрисоюзные границы стали официально открытыми и сухопутная граница с Китаем теперь стала более доступна для Европы. В целом, современная логистика должна представлять собой интегрированный комплекс, призванный оказать необходимый объем количественных и качественных услуг, обеспечить безопасную перевозку в любые направления, на любые расстояния, для любых товаров и услуг. Кроме того, как и другие инфраструктурные системы, логистическая система должна вводить свою лепту в увеличении конкурентоспособности отечественной продукции, путем уменьшения времени доставки, снижением стоимости, изменение пунктов назначения и т.д. При этом, логистика должна остаться прибыльной, окупаемой с высоким уровнем вложения в собственное развитие. Основной задачей является увеличение качества транспортно-логистических услуг до мирового уровня, доступность глобальных путей сообщения для казахстанского экспорта, повышение транзита через территорию государства, уменьшение транспортной составляющей и повышение конкурентоспособности РК на глобальном рынке в целом. Главная выгода, которым обладают транзитные пути, проходящие через территорию Казахстана, заключается в существенном уменьшении расстояний.
При осуществлении сообщения между Европой и Китаем через Казахстан расстояние перевозок уменьшается в два раза по сравнению с морским путем и на тысячу километров по сравнению с транзитом по через Россию. Современные задачи логистики расширились и включают в себя полномасштабных комплекс мер по обеспечению оптимальных транспортных путей сообщения для любого вида перевозки и любого характера груза. Казахстан расположен между Европой и Азией, благодаря чему обладает значительным транзитным потенциалом, предоставляя азиатским странам наземную транспортную связь с Россией и Европой. Развитие транзитного потенциала Казахстана является важнейшим приоритетом экономической политики нашей страны. Географическое положение Казахстана в центре Евразийского континента, между крупнейшими экономически развитыми странами и емким потребляющим Центрально-Азиатским регионом, обуславливает транзитный потенциал республики и создает реальные предпосылки для участия транспортной сети Казахстана в формировании евроазиатских коридо-ров.
Основой развития транспортного комплекса считается высококачественная прогрессивная инфраструктура. В рамках транспортной стратегии реформа железнодорожного транспорта пошла по двум направлениям: с одной стороны, государство поэтапно создает полноценную конкурентную среду, с другой направляет масштабные инвестиции в обновление и модернизацию всей инфраструктуры. Основные проблемы: слабое качество предоставляемых услуг, неразвитость транспортной инфраструктуры, неразвитость складского хозяйства, низкий профессионализм логистических операторов, узкий ассортимент, предоставляемых услуг. В Казахстане реализуется много больших инфраструктурных планов, обеспечивающих короткие сухопутные маршруты из Европы в Китай и назад, а еще в государства Персидского залива. Как считают специалисты, развития Казахстана в качестве большого узлового центра транзитных потоков евразийского материка предполагает интеграцию в сфере транспорта и логистики с другими государствами, прежде всего с Россией, Китаем, Ираном, и республиками Центральной Азии. Тенденции же регионального и глобального развития выдвигают новые требования к Казахстану как транзитному государству, ставя на сегодняшний день более сложные вопросы, связанные не только с количественным ростом транзитного потенциала всех видов транспорта, так как в идеале совокупный транспортно-транзитный потенциал страны должен иметь максимальные возможности для обеспечения потребностей экономики и населения в условиях эффективного, комфортного и безопасного транспорта, следующего по столь же совершенным автомобильным, железнодорожным и другим линиям, в том числе по транзитным коридорам, выводящим на рынки третьих стран. Учитывая рост объема грузопотоков между крупным производителем Китаем и Значительным потребителем Европой в период преодоления последствий мирового кризиса, основной целью транспортной политики Казахстана остается дальнейшее создание евразийского трансконтинентального моста. Располагая комплексом сетей автомобильных и железных дорог воздуш-ными трассами, а также стратегически необходимым портом в г.Актау на Каспийском море, Казахстан способен реализовать имеющийся государственный транзитный ресурс для обеспечения бесперебойного евразийского транс-портного сообщения. В настоящее время в стране проводится функциональная работа по реформированию транспортного комплекса и созданию транспортно-логистической системы республики. Становление транспортной логистики необходимо для интернационального признания Казахстана в качестве эффек-тивного и безопасного маршрута через Центрально-Азиатский регион. В рамках реализации крупных инвестиционных проектов в железнодорожной сфере были построены пути, объединяющие Алматы с Жезказганом и далее, через Бейнеу с Туркменистаном. Конечной целью считается составление прогрессивной транспортной инфраструктуры Казахстана, обеспечение ее интеграции в крупную транспортную систему и осуществление транзитного потенциала государства. В Республике Казахстан проводится системная работа по улучшению качества транспортных услуг. Это прежде всего сокращение транспортного времени, снижение затрат на перевозки, оптимизация тарифов, сохранность грузов и, что немаловажно, подготовка качественного кадрового потенциала, который призван обеспечить нормальное функционирование всей логистической системы.
Развитие транспортной логистики в Казахстане увеличит объем транспор-тируемого товара, обеспечит сохранность груза при транспортировке и выведет экономику страны на международный уровень. Многие перевозки осуществляются по железной дороге и, поэтому, развитие железнодорожного транспорта является первостепенной задачей развития транспортной логистики. Необходимо решить еще большое количество задач, чтобы максимально задействовать транзитный потенциал Казахстана. Целесообразно, используя транзитные пути, проходящие по территории нашей страны, создать такие логистические коридоры, которые соединят Казахстан с Западной Европой и Японией и в итоге ускорится товародвижение, что доказывает справедливость выдвигаемой гипотезы.
Библиографический список:
1 Миротин Л.Б. Развитие транспортной логистики в Казахстане. //Логистика.–2013.-№2.-С.26-28.
2 Миротин Л.Б. Транспортная логистика Текст. // Л.Б. Миротин, Б.П. Безель, Т.О. Сулейманов и др. М.: МГАДИ (ТУ), 2014. - 211 С.
3 Миротин Л.Б., Сергеев В.И. Основы транспортной логистики. М.: ИН-ФРА.-2013.-200C.
4 Арский А.А. Проблема транспортной логистики // Логистика. – 2014. – №1. – С. 44-47.
5 Смехов A.A. Основы транспортной логистики Текст. // A.A. Смехов. -М.:Транспорт.-2013.-197С.
6 Федоров Л.С. Логистика и транспорт// Железнодорожный транс-порт.2015.-№6.-С.36-41
7 Шаров В.А. Логистические подходы к организации перевозки грузов железнодорожным транспортом// Бюллетень транспортной информа-ции. -2013.-№5.-C.19-22
8 Лукинский, B.C. Логистика автомобильного транспорта: концепция, ме-тоды, модели Текст. // B.C. Лукинский, В.И. Бережной, Е.В. Бережная. М.: Финансы и статистика, 2014.-280С
9 Хегай Ю.А. Системные модели управления деятельностью транспорт-ного комплекса // Интегрированная логистика. -2014.-№4.- С.132
10 Гриф М. И. Автотранспортные средства с грузоподъемными устрой-ствами. -М.: «Транспорт». –2015.- С.159
11 Панов С. А. Модели маршрутизации на автомобильном транспорте.-М.: Транспорт, 2013.-С.152
Материал
размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019