Дмитрий Медведев отметил, что, по данным статистики, приостановилось падение по всем основным макроэкономическим показателям, а с июня текущего года наблюдается положительная динамика роста внутреннего валового продукта.
Президент подчеркнул, что на текущем этапе ещё рано говорить о начале устойчивого роста и основное внимание в 2010 году необходимо уделить модернизации экономики по всем направлениям. В связи с этим глава государства сообщил, что им подписан федеральный закон, касающийся бюджета 2010 года и на плановый период 2011–2012 годов, предусматривающий финансирование всех антикризисных мероприятий. Особое внимание в бюджете уделено вопросам пенсионного обеспечения.
Глава государства дал поручение Правительству в течение двух недель подготовить предложения по восстановлению Дорожного фонда для обеспечения устойчивого финансирования строительства, включая возможность финансирования фонда из конкретных источников, таких как акцизы на бензин и транспортный налог.
В ходе совещания обсуждалось подписание в Минске Договора о создании общего для России, Белоруссии и Казахстана таможенного кодекса, принятие решения о едином таможенно-тарифном регулировании, а также о создании общей системы нетарифного регулирования.
В этой связи глава Российского государства отметил, что повышение в этом году таможенных пошлин так и не принесло ожидаемого эффекта и вызвало массу нареканий. Президент попросил доложить о предварительных выводах и предложениях о порядке дальнейшей работы по данному вопросу, в том числе и о корректировке пошлин на конкретные товары уже в ближайшие месяцы.
В совещании приняли участие Руководитель Администрации Президента Сергей Нарышкин, Первый заместитель Председателя Правительства Игорь Шувалов, Заместитель Председателя Правительства – Министр финансов Алексей Кудрин, Заместитель Председателя Правительства – Руководитель Аппарата Правительства Сергей Собянин, помощник Президента Аркадий Дворкович, Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, Министр экономического развития Эльвира Набиуллина, Председатель Центрального банка России Сергей Игнатьев, президент – председатель правления Сбербанка Герман Греф.
Отрывок из выступления Дмитрия Медведева:
У нас заканчивается очень трудный год. Надеюсь, что в следующем году ситуация будет хоть чуточку легче, в том числе в результате наших с вами совместных действий.
Давайте обсудим и текущую экономическую ситуацию, и наши ближайшие перспективы.
Данные статистики, которые, конечно, тоже по-разному интерпретируются, всё-таки свидетельствуют о том, что падение приостановилось по всем основным показателям, в том числе и в реальном и финансовом секторе. Принятые антикризисные меры позволили поддержать отдельные отрасли, но не только отдельные отрасли, но и положительно сказались – и это самое главное – на социально-экономической ситуации в стране в целом. Я считаю, что в этом смысле работа была построена хорошо. С июня этого года наблюдается положительная динамика валового внутреннего продукта.
Похожие тенденции, как известно, существуют и в других странах, потому что кризис этот не российский, а мировой, и поэтому исправление ситуации происходит везде. Но между тем, и об этом мы говорим на международных форумах, в том числе на «двадцатке», во время других встреч, всё-таки говорить о начале устойчивого роста пока рано. И в этом все аналитики сходятся.
На этой неделе я подписал несколько важных законов, в том числе о федеральном бюджете на 10-й год и на плановый период 11-го и 12-го годов. Этот закон предусматривает финансирование всех необходимых антикризисных мероприятий. Особое внимание в силу известных причин, в силу тех сложных и ответственных решений, которые мы приняли, там уделено вопросам пенсионного обеспечения, а также другим важнейшим социальным мандатам.
Наша задача в области бюджетной политики – содействовать посткризисному развитию, но не только. В соответствии с тем, что я сказал в Послании [Федеральному Собранию], несмотря на то что следующий год у нас всё равно будет сложным, нам нужно заниматься модернизацией – модернизацией экономики по всем направлениям. В бюджете, кстати, для этого предусмотрены весьма значительные ассигнования на развитие инфраструктуры, в частности, и на модернизацию дорожного хозяйства в суммах, превышающих расходы текущего года по этой статье. Определённые ресурсы будут израсходованы на эти цели, конечно, и из региональных бюджетов. И мы определённые решения также принимаем по распределению источников доходов, в том числе одно из таких решений я недавно подписал – закон о налоге на движимое имущество, который возникает из налогообложения объектов единой газотранспортной системы.
Несколько вещей, которые я хотел бы ещё сегодня с вами отдельно обсудить. На недавнем заседании президиума Госсовета в Ульяновске я говорил об идее восстановления Дорожного фонда для обеспечения устойчивого финансирования строительства. К этой идее у нас было очень разное отношение: от абсолютно такого благоприятного до категорического отрицания. Я хотел, чтобы мы вернулись к этой идее и по-серьезному её продумали, включая и возможность привязки этой идеи к фондам конкретных источников финансирования, таким как акцизы на бензин и транспортный налог.
Кроме того, нужно, конечно, подумать о том, каким образом повысить прозрачность администрирования и управления в этой сфере, потому что основные вопросы, как правило, связывались именно с этим. Жду идеи от Правительства в течение ближайших двух недель на эту тему.
Далее. Бюджетные показатели, основанные на определённых предположениях относительно динамики ключевых макроэкономических индикаторов, включая рост валового внутреннего продукта, обменный курс, цены на нефть, естественно, инфляцию. Я хотел, чтобы мне сегодня был сделан короткий доклад о том, насколько реалистичны эти цели и есть ли риски, но они, конечно, есть, и как эти риски предполагается контролировать, как их предполагается снижать.
Обеспечение макроэкономической стабильности остаётся безусловным требованием к бюджету и денежно-кредитной политике. Я считаю, что резервов для проведения гибкой экономической политики у нас, в общем, достаточно, но пользоваться накопленными ресурсами нужно максимально аккуратно с учётом того, что мы и в этом году вынуждены были это сделать, и, видимо, будем делать в следующем.
Ещё одна тема, которая имеет прямое отношение к нашей с вами встрече – это принципиально новые подходы к экономической деятельности в связи с формированием таможенного союза – союза России, Белоруссии и Казахстана. Уже подписан Договор о создании общего для трёх стран таможенного кодекса, принято решение о едином таможенно-тарифном регулировании, а также о создании общей системы нетарифного регулирования. Для экономики нашей страны это чрезвычайно серьёзное решение, как, впрочем, и для экономик наших союзников, наших партнёров – Белоруссии и Казахстана.
Уже сейчас очевидно, что довольно серьёзно изменяется арсенал наших средств воздействия на темпы и пропорции экономического роста, уменьшается и, скажем так, возможность ручного регулирования, ручного управления этими процессами. Это в полной мере, во всяком случае, теперь будет касаться таможенных пошлин. Я надеюсь, что мы подумаем, каким образом этот механизм будет наиболее оптимально использован в следующем году.
Кстати сказать, по пошлинам. По большинству позиций – моё мнение об этом, что их повышение так и не принесло ожидаемого эффекта. Мы сделали это по определённым причинам, но существенного эффекта мы не достигли, а вызвали массу нареканий по известным вопросам. Поэтому я хотел, чтобы вы доложили мне предварительные выводы и предложения о порядке дальнейшей работы по этой проблеме, в том числе и о корректировке пошлин на конкретные товары уже в ближайшие месяцы. Я только что подписал поручение Правительству на эту тему.
Источник: Сайт Президента РФ