Для архитектуры это немыслимо. Начиная свое дело — в надежде проявить себя — архитектор берется за любой заказ. И только через несколько лет становится понятно, чем именно занимается молодое бюро. Например, когда мы начинали «Ле Бюро» (превратившееся потом в «Ле Ателье»), мы прошли последовательно стадии увлечения энергоэффективностью и зелеными технологиями (ненужными в России никому, кроме поставщиков утеплителя), участием в конкурсах на небольшие поэтические объекты (вроде павильона для «Гаража» или «Бельведера» для «Архстояния») интерьерами квартир. И в итоге бюро сосредоточилось на частных жилых домах для среднего класса.
Успешный стартап привлекает деньги инвесторов, а в архитектурный бизнес войти после его создания почти невозможно. Как правило, большинство стартапов после того, как найдена успешная бизнес-модель, продаются (а основатели могут продолжить работать в будущей корпорации или заняться чем-то новым). Архитектурное же бюро фактически нереально ни продать, ни унаследовать, ни разделить — так как репутация, являющаяся основной составляющей капитала, неразрывно связана с личностью основателей.
Еще одно важное обстоятельство: любой нормальный бизнес может сформулировать свое главное отличие словами. В случае с архитектурной мастерской это зачастую недостижимо. Когда я познакомилась с Лоренсом Райтом (основателем Стартап-академии в Московской школе управления Сколково), он все меня спрашивал: а в чем ваша «фишка»? Минут десять я что-то путано пыталась объяснить, пока не догадалась достать айпад и показать картинки. А, ну вот теперь вижу, в чем, — сказал стартап-гуру. Но ведь и он не сформулировал — потому что дизайн и архитектура в большой степени находятся за пределами слов.
При этом мы на своем опыте обнаружили с обычным стартапом и определенные сходства. Например, инвестиции — это хорошо. Они не необходимы, и это не всегда деньги в чистом виде, но хорошо, если такая поддержка есть. Вообще для того, чтобы начать, требуются ресурсы, но в архитектуре это не деньги, а репутация основателя, связи с разными людьми. Умение классно работать — придет, портфолио — наработается, умение общаться с клиентом — это вообще искусство длиною в жизнь.
Как и нормальному стартапу, архитектурному бизнесу нужна стратегия — хотя бы на ближайший год. Что делать, чего не делать, с какими клиентами работать, с какими — нет. Например, для нас в свое время оказалась открытием идея того, что некоторым клиентам можно и нужно отказывать — если сразу чувствуешь, что работа не сладится.
Очень полезной для нас оказалась практика оценивать все свои действия с позиции инвестора. В архитектуре мы инвестируем время и усилия, и очень велик риск потратить их не на то. Надо отделять важные вещи от неважных и сосредотачивать усилия на первых. Для нас этот выбор стоял так: либо конкурсы, либо реализация (которая в силу разных причин в нашей стране требует в десять раз больше усилий, чем, к примеру, в Европе для хорошего результата). И сейчас уже можно сказать, что это хороший путь, хотя и непростой. С конкурсами репутация и известность придут намного быстрее, но до реальных заказов дойти будет сложнее. Если ты выбираешь вкладываться в постройки, то через несколько лет клиенты больше тебе доверяют — просто потому, что у команды, которая меньше построила, больше рисков на этом поле.
И, наверное, главное сходство со стартапом — это то, что новое бюро не знает, что получится в результате, когда начинает дело, и первые несколько лет занимается тестированием себя на прочность. Так же, как и все другие, недооценивая тот путь и те сложности, которые предстоит пройти.
Дополнительная информация и ссылки: