О деятельности прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа Александра Герасименко и его окружения написано уже немало. И сейчас, кажется, для него наступает час расплаты. Официальное издание Правительства РФ «Российская газета» опубликовала разоблачительную статью, где недвусмысленно говорится о беспределе местных силовиков в отношении бизнесмена Олега Ситникова. Примечательно, что эта публикация вышла почти сразу после ежегодного послания Путину к Федеральному собранию. Как говорят опрошенные эксперты, публикация явно дана неспроста. Кремлю на фоне падения рейтинга президента придется сажать наиболее одиозных оборотней в погонах. Причем чем круче звание и больше звездочки на погонах, тем лучше. И ситуация на Ямале может стать «образцово-показательной поркой» зажравшихся силовиков. Под огонь Кремля могут попасть не только руководство прокуратуры региона, но и руководство УФССП региона, сотрудники МВД и десятки других «высоких чинов»-соучастников, говорят эксперты.
Речь идет о конфликте «Корпорации «Роснефтегаз», которую 30 лет назад основал бизнесмен Олег Ситников. Корпорации принадлежит самая крупная сеть заправок на Ямале (в том числе единственная в «газовой столице России» стационарная заправка по природному газу, сданная в эксплуатацию), несколько нефтегазовых месторождений, а также самое крупное в регионе хранилище ГСМ. Но то, как прессуют компанию в последние годы, не поддается описанию. Видимо, статус главной газеты страны не позволил «Российской Газете» опубликовать кое-какие жареные факты. Возможно, они потом появятся в обвинительных приговорах. Но пока знакомые с ситуацией люди охотно поделились ими с независимыми журналистами. И хотя мы уже очень многое повидали в нашей стране, от этой истории волосы встают дыбом.
Наперстки в офшорах
На Всероссийском дне приема предпринимателей 5 марта юристы Олега Ситникова передали заместителю Генпрокурора России Юрию Гулягину свою жалобу с подробным разбором преступной схемы, которая сложилась вокруг моста через реку Пур.
Мост этот пытались соорудить еще с 1978 года, но у советских руководителей так и не дошли руки. В 1992 году начали было строить, но потом передумали, и водрузили «времянку» - понтонный военный мост, который, вообще-то, годится только для одной-максимум двух операций военных. На большее он не рассчитан. Но «дешево и сердито» эта переправа стоит уже много лет.
Раньше она принадлежала ООО «ГазпромДобычаЯмбург». Компания получила монополию и фактически грабила местных людей и бизнес, устанавливая запредельные тарифы. Удивительно, как это в 2005 году столь «сочный бизнес» был продан частной компании ООО «Ямбургтранссервис» (ЯТС)? И для чего? Как говорится в жалобе, фактически «окологазпромовские» дельцы продали бизнес своим же родственникам. Только с 2014 по 2018 год «ЯТС» заключил 29 контрактов на переправу через реку Пур, 21 из которых – с Газпромом либо аффилированными с ним лицами. Общая сумма контрактов превышает 151,5 млн руб. То есть вместо того чтобы зарабатывать на объекте, «Газпром» через своих «дочек» продал этот бизнес, чтобы платить им же колоссальные средства! Эти деньги затем были выведены в офшоры иностранных юрисдикций – туда, куда якобы не доберутся российские правоохранительные органы. Причём это только те суммы, на которые удалось найти подтверждения. А кто знает, сколько всего контрактов прошло через различные подставные конторы, фирмы-однодневки и различные офшоры… А сколько выкачано черным налом?
Годовой доход ЯТС от переправы фактически - миллиарды рублей, рыночная стоимость наплавного моста и сопряженного с ним имущества превышает миллиард, а сам бизнес стоит ещё дороже, говорят юристы. Притом уставной капитал компании едва превышает 10000 руб, и именно за эту ничтожную сумму ООО «Бирбал групп» спустя несколько лет продал этот «уникальный» монопольный бизнес.
Очень выгодную покупку совершил некий Максим Соловьёв, - он стал и единоличным владельцем, и конечным бенефициаром всего имущества, принадлежащего «ЯТС». Несмотря на многолетние жалобы бизнеса и местных жителей, компания Соловьева начала еще больше задирать цены. Только в 2017 году тарифы на перевозку через старую опасную переправу выросли в два раза! Перевезти грузовик с продуктами, например, стоит почти миллион рублей. Представьте сколько из-за этого стоит еда и лекарства для людей!
В 2004 году «Корпорация» Ситникова установила рядом с монополией свою альтернативную переправу. Не прошло и года, как предпринимателя… «заказали» киллеру. Подозреваемого поймали и отправили под суд. Однако в апелляционном суде прокурор… отказался от обвинения! Совпадение или нет, но, согласитесь, наводит на определенные мысли. Ситников писал жалобы прокурору ЯНАО Александру Герасименко, но никакой реакции не последовало.
- Наши обращения и жалобы в Генпрокуратуру на бездействие местного прокурора не возымели адекватной реакции, - говорит сам бизнесмен.
Убрать любой ценой
А когда корпорация Ситникова получила семь лицензий на георазведку новых месторождений на том берегу, то на него просто спустили всех собак. Чиновники в районах (очевидно, по указке силовиков) начали разрывать абсолютно законные договоры аренды и добиваться в судах сноса многих объектов, которые принадлежали ему и его компаниям.
В офисах начались постоянные обыски с изъятием документов и материальных ценностей и постоянные «маски-шоу» с автоматами и запугиванием сотрудников. Действовали жестко, цинично, по расчету. Всего за пару лет в его компаниях силовики провели около двух тысяч проверок, по которым возбудили более 50 уголовных дел. Поводом для очередного «рейда в погонах» мог стать даже брошенный на землю окурок. Были обыски под предлогом того, что кто-то сообщил о якобы хранящейся гранате на предприятии, или кто-то якобы потерял кошелек. Кстати, в полиции потом признались, что поводы эти были «липовые». Но кого это волнует?
Правоохранительные органы нарушали все мыслимые и немыслимые законы и «понятия», пока не случилось страшное. В 2013 году Ситникова вновь попытались убить, но уже куда более профессионально. Киллер подкараулил предпринимателя в его же собственном доме и, оглушив его ударом по голове, нанес более 20 ножевых ранений. И связав по рукам и ногам, бросил умирать в неотапливаемый подвал. Убивая, так и сказал – надо было бросать мост и вместе со страшим сыном валить из России подобру-поздорову. Спасло только то, что от многочисленных потеков крови скотч отклеился, и Ситников смог подняться на первый этаж и вызвать скорую.
В доме осталось отвертка преступника, следы от обуви, от босой ноги, даже отпечаток пальца на скотче и перчатка нападавшего со следами его ДНК (пота), пишет «Российская газета». Но следовали по какой-то причине не смогли установить, кому это все принадлежит. Расследование саботируется под любыми предлогами. Даже не опросили тех, кого Ситников назвал в качестве подозреваемых! Например, того же Соловьева. Это же первый кандидат на нары! Тем не менее, он до сих пор разгуливает на свободе. Даже несмотря на то, что все их темные делишки шиты белыми нитками.
Кстати, через три года правоохранительные органы получили сигнал о подготовке нового покушения. Информацию передали сотрудникам на Ямал – но им и этого злодея поймать «не удалось».
В 2013-2015 годах компания вместо понтонов поставила мост, состоящий из 9 барж-площадок грузоподъёмностью 1000 тонн с двухсторонним движением, которые были полностью безопасны (у монополистов то и дело на мосту случались аварии и катастрофы).
Но пока Ситников проходил лечение, наплавной мост в 2017 году все-таки демонтировали, баржи арестовали, а часть конструкций утопили в реке. Абсолютно по беспределу. Приставы якобы исполняли решение суда шестилетней давности о необходимости остановить работу “понтонной переправы”. Правда, ее уже много лет не существует. Старый мост даже находился в другом месте. Экспертизы показали, что кто-то специально утопил буксиры накануне ледостава, так что достать их стало невозможно. А летом прошлого года затопили даже баржу-площадку. В трюмы специально при помощи насосов накачали воду.
Утопили не все баржи-площадки. Оставшиеся выкупил (как вы уже, наверное, догадались) тот же «Ямбургтранссервис». Снова с кучей нарушений, подлогов и преступлений. Но следователи упорно отказываются возбуждать уголовные дела!
В 2017 году произошло третье покушение на убийство, однако по заявлению о приготовлении к убийству следователи в возбуждении уголовного дела отказали. Вот так-то.
По словам Ситникова, всем очевидно, что в ЯНАО при умышленном бездействие прокурора Герасименко, при содействии руководителя УФССП региона Смирнова, должностных лиц и правоохранительных органов искусственно создана монополия, связанная одновременно и с оффшорными компаниями и с Газпромом, при этом уже было совершено несколько тяжких преступлений. Когда же сдохнет наконец этот Левиафан?
А ведь этот мост нужен и бизнесу, и людям! В конце февраля активисты регионального проекта «Будущее Арктики» объявили сбор подписей за строительство альтернативного моста. Они требуют, чтобы проезд для жителей стал бесплатным, а для машин, которые везут продукты и лекарства – по минимальной стоимости. «Цены на переправу с 2017 года выросли в два раза», «сейчас у нас постоянные проблемы с переправой через реку, особенно летом и в межсезонье», - жалуются журналистам бедные люди. Добьются ли они наконец человеческих условий жизни? Пока большой вопрос.
Надежда на «федералов»
«Российская газета» пишет, что журналистам не удалось найти ни одного комментария прокурора Герасименко по поводу ситуации с Олегом Ситниковым. Хотели сами с ним поговорить – не получилось. Уходит от ответа прокурор. И правильно делает. Потому что понимает, чем ему грозит покрывательство бандитов.
В своих последних обращениях к Федеральным органам власти Ситников уже открытым текстом просит не отправлять его обращение в прокуратуру Ямала, так как за почти 11 лет прокурор Герасименко не отреагировал НИ РАЗУ (!), при этом есть документы, на которых он лично согласовывал проверки в отношении предприятий Ситникова.
- Приходят только формальное отписки от подчинённых, о чём на коллегии МВД сказал Путин. Наши письма идут прямиком тому, на кого мы жалуемся, - разводит руками бизнесмен. Теперь он просит, чтобы Генпрокуратура РФ его жалобами и обращениями занимались сотрудники управления Генеральной прокуратуры РФ по Уральскому Федеральному округу, - опять-таки, согласно директиве Путина на коллегии МВД.
И все это, как говорится, будет пришито к делу.
- Как мне поясняют юристы, история с демонтажом нашего моста имеет признаки терроризма. Например, затопление теплохода и баржи, а потом подрыв инфраструктуры с помощью трех газовых баллонов. По чистой случайности не погибли люди. Трое человек, убегая от газа взрывной волной сбило с ног, даже видео есть, - с ужасом говорит бизнесмен. - Причём за две недели до инцидента нам стало известно, что готовится покушение и захват моста. Однако правоохранители пальцем о палец не ударили, чтобы остановить беззаконие. Наоборот, они сами обеспечили незаконный захват.
Еще раз: версия о причастности Соловьева, самого главного бенефициара и первого подозреваемого, была проигнорирована, он даже не был допрошен по указанным фактам.
Как говорил ранее сам Владимир Путин, создание монополии – это по тяжкости «третье преступление после государственной измены и убийства». А если это происходит путем рейдерства с признаками самого настоящего терроризма с тремя покушениями на убийство? Конечно, такая наглость бьет по репутации и самого главы государства. Не исключено, что именно поэтому ямальские дельцы стали первой мишенью Кремля в «охоте на ведьм».
В интервью «РГ» Ситников признался, на февральском форуме в Сочи то передал некоторые бумаги лично в руки премьеру Медведеву. Он не уточнил, что в них. Но стоит думать, что речь идет о невероятных махинациях ямальских оборотней. Правительственные журналисты уверяют, что власти всеми силами пытаются поднять инвестиционный климат страны, помочь предпринимателям укреплять экономику. И готовы карать тех, что «кошмарит» бизнес, причем особо подчеркивается - «независимо от своего статуса». Что ж, посмотрим, отступятся ли в такой ситуации ямальские силовики, или они как аллигаторы, которые если вцепились, то уже до самой смерти не разожмут свои ненасытные пасти?
Постскриптум
Пока готовился материал, наши журналисты нашли еще одно косвенное подтверждение тому, что дело Олега Ситникова курирует лично Путин. По крайней мере, имеет на руках обращения бизнесмена. На недавней коллеги в Генеральной прокуратуре президент говорил о задачах на 2019 год и прямо процитировал слова Ситникова. В частности о защите прав предпринимателей и делового климата. О том, что «предпринимателям нужно оказывать эффективную поддержку и помощь в отстаивании их законных прав и интересов». О том, что их «прямая обязанность - вести мониторинг ситуации, связанных с преследованием представителей бизнеса». Собственно, об этом Путин говорил на многих мероприятиях. Но последние его выступления дословно цитируют обращения Олега Ситникова. Так что вероятно в ближайшее время мы увидим новые повороты в этой удивительной истории.