Регион: Выбрать регион
Сейчас: 7 января 0:36:11
Вторник
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ЦЕНА ВОСПРОИЗВОДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ

В России социально-экономических проблем – и не сосчитать. Но самых острых – всего три, полагает Владимир Литвиненко, ректор Санкт-Петербургского государственного горного института имени Г.В. Плеханова. Первая – кадры. Вторая – кадры, занятые подготовкой кадров. Третья – государственные кадры, отвечающие за кадровое обеспечение всех отраслей экономики и органов исполнительной власти.

Этот тезис прозвучал 18 марта на заседании Высшего горного совета, возглавляемого бывшим министром топлива и энергетики Юрием Шафраником. Участники заседания обсуждали, казалось бы, сугубо отраслевой вопрос: «Развитие горного профессионального образования – важнейший фактор ускорения внедрения инновационных технологий, повышения конкурентоспособности продукции отраслей минерально-сырьевого сектора экономики». Однако доминирующими стали суждения о том, что не только в отрасли, но и в стране в целом бессмысленно ожидать каких-либо инновационно-модернизационных перемен без повышения качества всей системы образования граждан.

«Качество системы образования – стратегический потенциал преобразования России, о котором говорят президент и премьер», – считает Владимир Литвиненко. При этом он имеет в виду не только образовательные учреждения. Верные знания и представления должны давать все институты государственной принадлежности и гражданского общества. Взять сферу бизнеса, обязанного в условиях «капиталистического строительства» стать локомотивом экономического развития. Что мы – благодаря СМИ – знаем об этой непрозрачной сфере кроме выплескивающегося из нее гламура или криминала? Практически ничего. И неудивительно, если, к примеру, 1-й канал отечественного ТВ отводит лишь 1,6% эфирного времени тем людям, которые действительно умеют зарабатывать, пополняя казну и увеличивая число рабочих мест. С другой стороны, ни один из каналов не поднял, допустим, проблему, связанную с тем, что далеко не бедные компании  (включая АЛРОСА, Норильский никель и Газпром) отказываются от договорных обязательств с вузом и перестают платить за обучение своих студентов.

Впрочем, средства на качественную подготовку студентов-горнопромышленников можно найти и без упомянутых «доноров». Достаточно от $480 млрд, которые извлекаются из недр ежегодно, законодательно «отщипнуть» всего 0,1% на целевое воспроизводство профессиональных кадров. Однако не получается. Минфин против, затаптывая образовательный росток. А сколько таких ростков затоптано и затаптывается до сих пор?

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Юрий Карабасов видит одну из причин потерь, понесенных профобразованием, в том, что в стране нет отраслевого управления. Поэтому конкурирующие компании перекупают друг у друга «готовые кадры», не заботясь о будущем отрасли. Хотя это будущее больше всего зависит от степени консолидации компаний, от их деятельного участия в развитии системы профессионального образования.

Нет сомнения, что достойные кадры воспитываются почти с «младых ногтей». А успешная реализация государственной стратегии модернизации и инновационного развития экономики в решающей степени определяется наличием соответствующего кадрового потенциала, уровнем образованности кадров в самом широком смысле этого слова.    

«Образование, – подчеркивает Владимир Литвиненко, – это, прежде всего, гуманизация общества. Вторая миссия – генерация получения новых профессиональных знаний и трансформация их в производственную деятельность».    


Количество просмотров: 1444
22.03.2011 16:44 | borovyakблог автора

Еще публикации: