Регион: Выбрать регион
Сейчас: 15 января 11:46:20
Среда
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Охота с двух до трех

d7dbcfa0231e2af046249996e9c1f40e.jpg

Все промысловые охотники знают: уродилась кедровая или еловая шишка - на следующий год в лесу полно белки; неурожай семян хвойных деревьев - лес пустеет. Плотность населения белки от года к году меняется в десятки и даже в сотни раз. Надо приноровить к этим колебаниям нормы и сроки отстрела, а это очень сложно.

Принципы, пригодные для местных, оседлых животных, не пригодны для тех, которые переселяются (мигрируют). Нормы отстрела мигрирующей дичи рассчитываются с учетом положения в местах зимовок, той же водоплавающей, зимующей преимущественно за пределами нашей страны.

Охотоведы стараются регулировать не только количество охотничьих животных, но и качественный состав. Молодые и старые самки приносят меньшие приплоды, лучшие показатели у находящихся в расцвете сил животных среднего возраста. Так же обстоит дело и с самцами. Самые хорошие производители – звери зрелые, сильные (но не старые), их надо по возможности оставлять. Отстреливают же часть более молодых самцов; это можно делать без всякого ущерба для воспроизводства животных, например лоси – полигамы, один самец покрывает несколько самок.

Если отстрел стихийный, нерегулируемый, охотничье хозяйство несет большие потери. Наглядное подтверждение этому опять-таки лосиные охоты. Какого зверя стремится добыть охотничий коллектив, получивший лицензию? Конечно же, крупного, больше достанется мяса. Отстреливаются матерые быки, взрослые упитанные коровы. Неудивительно, что стадо лосей почти повсеместно измельчало, средний вес животных сильно снизился, появилось немало больных зверей с плохими рогами. Происходит, как говорят ученые, отрицательная селекция стада лосей. Все это может закончиться очень печально.

В этом плане интересен опыт зарубежных соседей, где и лес пожиже и зверья поменьше, в связи с чем там и охотничье хозяйство более развито. Как рассказал один зоолог, побывавший в научной командировке в одной из стран, пригласили его в субботний день на оленью охоту. Можно было отстрелять взрослого самца. Ученого сопровождал старший егерь хозяйства. Долго ходили охотники в поисках зверя. Они уже изрядно устали, когда вдруг на склоне небольшой горы у опушки леса увидели рогача. Охотник вскинул винтовку и оглянулся на егеря (был уговор стрелять только по его сигналу). Егерь внимательно рассматривал оленя в бинокль, потом опустил его и отрицательно покачал головой: «Не надо».

Вновь пустились в поиск. Второй олень также оказался под запретом. Стрелять пришлось лишь в третьего. Выстрел оказался удачным, охотник удостоился комплимента егеря и получил дубовую веточку, обмакнутую в кровь из сердца поверженного зверя.

Вечером в охотничьем домике ученый спросил у егеря, почему тот разрешил стрелять только третьего оленя. Оказалось, что первый встреченный ими бык был слишком молод и имел недостаточно развитые рога (трофеи) хозяйство могло само отстрелять его в порядке регулирования стада, но предложить такого зверя почетному гостю посчитали неудобным. Второй бык, напротив, оказался одним из лучших самцов-производителей в хозяйстве. Его отстрел помешал бы ведущейся в хозяйстве направленной (по качеству трофеев) положительной селекции стада. Третий же был «просто хороший олень»...

На этом, достаточно типичном, примере мы можем увидеть путь, который предстоит пройти и нашему спортивному охотничьему хозяйству: от отстрела «любого» зверя к выборочному, строго индивидуальному отстрелу. Конечно, это относится только к крупным, «штучным», видам охотничьих животных, но и охота на других диких зверей и птиц будет регулироваться все строже и строже.

Кстати, такой путь не означает, что охотники-любители будут стрелять все меньше и меньше дичи. В некоторых странах введены очень жесткие правила охоты, кажущиеся нам сейчас просто нереальными. Например, сезон на куропаток, фазанов или кроликов может открываться в определенный час субботы (в 3 часа пополудни) и закрываться в воскресенье в 18 часов. Охотникам плохо? Вовсе нет! Во-первых, во время этого краткого сезона могут устанавливаться высокие нормы отстрела. Во-вторых, разнообразие дичи позволяет любителям ежегодно участвовать чуть ли не в десятке видов охот: на мелкую полевую дичь, на водоплавающих, оленей, лесную пернатую дичь. В общей сложности на каждого приходится не одна сотня часов, проведенная на охоте, и много различных трофеев. И следует сказать, что без строгого регулирования охоты такого положения добиться не удалось бы.

К сожалению, у нас до этого пока далеко. Интенсивное сельское хозяйство, дающее большие урожаи, но не учитывающее пока интересов живой природы, серьезно потеснило полевую дичь. Суходольные водоемы осушены и распаханы, пойменные - лишены защитного пояса из кустарников и водно-болотных трав; берега их вытоптаны скотом. В теплое время года повсюду отдыхающие, которые распугивают диких зверей и птиц. А охотников - сотни. Конечно же, добыча невелика. Счастливчиками считаются те, кому удается отстрелять за сезон пять-шесть уток или нескольких зайцев.


Количество просмотров: 3934

Еще публикации: