Регион: Выбрать регион
Сейчас: 3 декабря 22:51:56
Вторник
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Не быть на "задворках империи"

5 ноября члены Красноярского регионального отделения Союза машиностроителей России собрались на свою вторую конференцию, чтобы обсудить состояние и перспективы машиностроительного кластера Красноярья.

Председатель КРО СМР, генеральный директор ОАО «Красмаш»Владимир Колмыков в своем выступлении отметил роль Союза машиностроителей в разработке и реализации антикризисных мероприятий, развитии в регионе внутрикооперационных связей, в формировании комплексной программы развития машиностроительной отрасли до 2020 года и разработке Концепции промышленного развития края до 2015 года.

Финансово-экономический кризис затронул все отрасли многоукладной экономики Красноярского края, но именно машиностроение, как базовая отрасль, наиболее остро ощутило на себе последствия первой волны глобального кризиса. Анализируя причины сложившейся ситуации, Владимир Афанасьевич, в частности, подчеркнул, что «однобокость экономики региона, ее ярко выраженная сырьевая направленность делает ее наиболее уязвимой в период кризиса». Магистральный для края путь - переход к инновационному развитию, высокотехнологичному промышленному производству. Исходя из обозначенных приоритетов, участники конференции обсудили несколько блоков вопросов, касающихся законодательного и административного обеспечения инновационного развития машиностроения, методологические и кадровые вопросы, обменялись опытом реализации инновационных проектов на машиностроительных предприятиях.
Министр промышленности и энергетики Красноярского края Денис Пашков отметил, что, несмотря на глобальный экономический кризис, в крае продолжают активно развиваться крупные инвестиционные проекты. Так, введено в промышленную эксплуатацию Ванкорское месторождение. Объем инвестиций в этот проект в следующем году составит почти 100 млрд рублей. А это серьезный потенциал для дальнейшего развития машиностроительной отрасли края. Сегодня 45 процентов тендеров на выпуск продукции для «Ванкорнефти» выиграно красноярскими компаниями.
Думаю, нашим предприятиям надо активнее взаимодействовать с такими промышленными группами как «Роснефть», «Русгидро», которые реализуют на территории края крупномасштабные проекты, - отметил Денис Геннадьевич.
На территории Красноярского края будут реализованы и другие проекты стоимостью свыше 50 млрд рублей. В их числе - развитие электроэнергетики, радиотехнического комплекса, реконструкция жилищно-коммунального хозяйства. 
Основной задачей машиностроительной отрасли министр считает диверсификацию производства под потребности рынка. Причем, во главу угла ставится не только выпуск, но и продвижение продукции, поиск новых рынков сбыта.
Летом нынешнего года принят краевой закон о государственной поддержке предприятий машиностроительного комплекса. Из бюджета края на эти цели выделено более 500 млн рублей. Некоторые предприятия уже получили субсидии для модернизации производства, на рассмотрении правительства находится еще несколько заявок. Сегодня в Законодательном собрании обсуждается закон о лизинге, который направлен на повышение спроса на продукцию машиностроительного комплекса Красноярского края. Это будет дополнительным стимулом для развития предприятий отрасли.
Благодаря совместной работе правительства, Союза машиностроителей и предприятий отрасли сегодня удалось стабилизировать экономическую ситуацию в крае, - считает Пашков. - Однако надо предпринимать серьезные шаги для дальнейшего развития машиностроения.
Десять различных концепций и 15 целевых программ развития машиностроения принято на федеральном и региональном уровнях. Однако их реализация осуществляется не в полном объеме, и пока не удалось остановить негативные процессы, идущие в отрасли, наладить механизм внедрения инновационных разработок. К разряду инновационной сегодня можно отнести лишь 3% продукции машиностроения. Об этом говорили участники конференции. В частности, заместитель председателя Красноярского научного центра СО РАН Владимир Москвичев отметил:
Востребованность научно-технических разработок, в том числе в машиностроительной отрасли, возникает тогда, когда темпы роста составляют не менее трех процентов. Мы не можем говорить об активном восприятии новых разработок при полной стагнации отрасли. Инновационные разработки у нас есть, но нет инвестиционной политики в области машиностроения. Без государственного регулирования процессов, происходящих в машиностроительном комплексе, поднять отрасль будет невозможно.

От «Что делать?» к «Как делать?»
«Кто виноват?» и «Что делать?» - вопросы для нашей страны вечные. Но для машиностроительной отрасли сегодня актуальнее вопрос «Как делать?».
О возможностях разработки и реализации инновационных проектов шла речь в докладе генерального директора ЦКБ «Геофизика» Александра Дегтерева и главного инженера предприятия Владимира Усакова. Отметив, что «разрабатывавшиеся в последние годы программы социально-экономического развития края при всей обстоятельности описания существующих проблем и намерений их преодоления не содержали инструментария достижения целей развития - выпуска продукции, удовлетворяющей рынок», Владимир Иосифович предложил сформировать на базе Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности Региональный информационно-аналитический центр (РИАЦ).
Управление инновационными процессами - это, по сути, управление развитием территории, следовательно, формирование РИАЦ - это формирование системы управления программой социально-экономического развития края, - подчеркнул Усаков. - Поэтому очевидно, что стратегическое направление ему должен задавать губернатор при поддержке Законодательного Собрания.
Основными функциями РИАЦ должны стать изучение края как объекта управления, формирование матриц потребностей и возможностей, что позволит увидеть продуктовые кластеры в их реальном состоянии, а значит, определить приоритетные направления и программу развития края Элементы системы управления инновационно-инвестиционными процессами в регионе уже существуют («Инвестиционный совет» и «Научно-технический совет»), требуется лишь определенная их «рекогносцировка» и наполнение.
- Нужно создать условия, чтобы инвесторы, включая «бизнес-ангелов», имели время и место, куда они могли бы принести свои деньги на реализацию инновационных идей, - предложили руководители ЦКБ «Геофизика». - И еще необходимо организовать работу так, чтобы в РИАЦ люди могли принести свои предложения в любое время, а не раз в год, как это происходит сейчас в «Фонде развития», когда экспертам приходится в экстренном порядке принимать решения по сотням поступивших на конкурс заявок. Необходимое условие для реализации предлагаемого здесь подхода - защищать не конкретного собственника, а перспективный продукт, через который собственник и становится работодателем. Нужно поддерживать продукт, а не абстрактное предприятие, многочисленных посредников, которые, как ракушки, облепили судно нашей экономики. Какая же экономика сможет это выдержать? А инструмент, чтобы не прилипали, один - закон. Нужно создать условия, при которых «чистым» быть выгодно. Только этот закон не должен быть таким как пресловутый ФЗ-94.
Кроме того, задачей регионального информационно-аналитического центра будет проведение качественной экспертизы по всем аспектам деятельности, включая подготовку кадров.
Сегодня сфера подготовки кадров способна ассимилировать миллиарды долларов без конкретной отдачи, - считает В.И. Усаков. - Но необходимо не просто давать деньги, а создавать условия для продуктивной деятельности в научно-образовательной сфере. Экспертизу учебных планов и их реализацию надо увязывать со стратегическими направлениями развития территории. Эту работу также можно поручить РИАЦ.
О проблемах подготовки кадров для машиностроения говорили и другие участники конференции - заместитель министра образования Красноярского края Ольга Никитина и директор Института космической техники СибГАУ Николай Терехин.
Системно увязать все многообразие возникающих вопросов возможно на основе такого комплексного инструмента как «Красноярская агломерация» - основного инструмента реализации проекта «Красноярск-2020». О реализации этапов программы участникам конференции доложил заместитель генерального директора корпорации «Красноярск-2020» Вячеслав Полищук.
Главный специалист-эксперт министерства промышленности и торговли Российской Федерации Ирина Толстихина одной из приоритетных задач назвала поддержку экспортной деятельности отечественных компаний, создания условий для инновационного рывка и завоевания Россией мировых рынков высокотехнологичных товаров. В стране создана система мер господдержки экспорта промышленной продукции, которая работает достаточно эффективно.
Важным для нас сегодня является не только сохранение имеющихся, но и создание новых высокотехнологичных производств.
Кризис еще раз показал возрастающую роль науки в движении вперед, приоритет развития машиностроительной отрасли, - подчеркнул председатель КРО Союза машиностроителей России Владимир Колмыков. - Мы оптимисты, и нет сомнения, что в ближайшее время будет принята долговременная стратегия устойчивого развития, которая позволит нашей стране стать мировым лидером.
У нас нет иного пути, кроме инновационного, если мы не хотим оказаться на «задворках империи». Сегодня это понимают все. Вектор направления определен, и теперь надо приложить максимум усилий для достижения поставленных целей. И делать это легче объединившись.

Галина Яковлева




Количество просмотров: 4627
12.11.2009 06:47 | galinaблог автора

Еще публикации: