Чаще всего этот вопрос встает у тех родителей, детям которых нет еще семи лет. С одной стороны, еще есть возможность увеличить ребенку детство и оставить на год еще в саду. С другой же стороны, как бы не навредить ребенку и не потерять год, так рассуждают многие родители.
Если взять за основу только половой признак, то девчонки взрослеют намного быстрее и становятся серьезными. Именно поэтому обучение образовательном учреждении им дается намного легче.
В любом случае родителям нужно знать, что закон об образовании гласит: "Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается 6,5 лет при отсутствии противопоказаний по здоровью, но не позже восьми лет. По желанию родителей или опекунов образовательное учреждение имеет право принять детей на обучение по общеобразовательным программам, и в более раннем и позднем возрасте".
Что говорят психологи?
Они на первое место ставят не интеллектуальные способности ученика (умение читать и считать), а устойчивость учебной мотивации и желание ребенка обучаться. Также ребенок должен уметь работать в коллективе и находить товарищей, подчиняться требованиям и адаптироваться в новых условиях, а не отталкиваться от своего желания «хочу - не хочу».
Выходит, что усаживание ребенка за парту может обернуться стрессом для еще несформировавшейся нервной системы. А значит, для каждого это время наступает для каждого индивидуально и возраст ребенка не является показателем готовности к школе!
Психологи считают, что необходимо учесть несколько основных условий, которые указывают на пользу поступления в образовательное учреждение в раннем возрасте:
1) состояние здоровья
- развитие общей и мелкой моторики и других систем организма;
- ребенок редко болеет, не имеет тяжелых хронических заболеваний, которые могут навредить началу обучения;
- не страдает ЗПР или другими расстройствами, тормозящими процесс обучения.
2) психологическая готовность или зрелость ребенка
- позиция самого ребенка (желание преодолевать трудности);
- социально адаптирован в обществе, эмоционально адекватен, насколько легко вступает в контакты и успешно выходит из них;
3) интеллектуальная подготовка - общее развитие будущего первоклассника, первоначальные навыки письма, счета, чтения, достаточно большой словарный запас.
Что говорят педагоги?
Во многих образовательных учреждениях проводят тестирование, позволяющее выявить уровень знаний.
Что проверяют?
- общее развитие речи (звуки, знание букв), чтение, составление предложений);
- ориентацию в пространстве (повторение написанного);
- счетные навыки (счет и решение простых задач);
- развитие памяти (степень запоминания и наблюдательность);
- базовый опыт и знания окружающего мира (общие знания: фамилия и имя, адрес, дни недели, времена года, животные)
Обучение в школе придется отложить
Если ребенок все же не дотягивает до нужного уровня, то пока не нужно его отправлять в школу. Ведь потом вы можете пожалеть. Ему будет в школе сложнее, чем остальным детям и вам тоже.
Педагоги в этом случае дают совет «Не отчаиваться и усердно работать на протяжении всего года». Придется выкроить время в своем графике на расширение кругозора и интеллектуальных способностей своего чада. Получение основных навыков счета, письма и чтения снизит нагрузку на ученика в первом классе. Работоспособность повысится, навык эмоционально контролировать себя, непременно, за год придет в норму. Психологи и педагоги советуют: «Укреплять здоровье, повышать усидчивость, развивать память и внимание»
И все-таки в этом вопросе остается положиться на мудрость родителей в решении вопроса «Рано или уже поздно идти в школу?»