магистрант,
Государственный университет управления,
г. Москва, Россия
Научный руководитель – Родкина Татьяна АнатольевнаД.э.н., профессор
Государственный университет управления,
г. Москва, Россия
В условиях современной экономики практически весь внешнеторговый оборот развитых стран и большая часть внутреннего товародвижения проходит через территориально-логистические центры. Они играют важную роль в поддержании нормального потенциала экономики любой страны. Деятельность таких центров позволяет аккумулировать огромные суммы налоговых платежей в бюджеты, поэтому государство всячески заинтересовано в развитии и стимулировании деятельности логистических центров [5, с. 81].
Главное предназначение территориально-логистических центров заключается в обслуживании товарооборота, обработки грузов, предоставлении транспортных и экспедиционных услуг. Их основные функции:
- предварительная подготовка грузов к перевозке;
- операции погрузки, выгрузки, хранения;
- оформление необходимых сопроводительных документов;
- услуга страхования перевозок;
- при необходимости – сопровождение перевозки;
- операции переработки и хранения грузов;
- активное использование транспортных соединений и инфраструктуры, которая есть в наличии;
- формирование мест для дополнительного взаимодействия между транспортировками;
- уменьшение нагрузки на городские автомобильные дороги и многие другие [2, с. 39].
Функции конкретного территориально-логистического центра формируются исходя из подписанных контрактов с другими участниками логистического процесса. Такие центры могут также давать свои площадки в пользование экспедиторским и транспортным предприятиям, предоставлять услуги стоянки грузовым автомобилям. На территории многих логистических центров открыты места ремонта автотранспорта.
Главная задача создания центров заключается в максимально быстрой и качественной доставке грузов от поставщика к заказчику. Затраты при этом должны быть минимальными. Одним из ключевых моментов при формировании территориально-логистических центров является прямое взаимодействие с производителями продукции. Это позволяет существенно снижать стоимость продукции. Более этого, с помощью услуг таких логистических единиц, торговые организации имеют возможность сокращать площади складов и увеличивать торговые залы. У торговых компаний существенно снижается статья затрат на оплату труда [4, с. 112].
Территориально-логистические центры формируются как некое объединение предприятий, которые функционируют в отраслях грузоперевозок и сопутствующим им услуг. Единых требований к структуре территориально-логистического центра не существует. Она зависит от специфики работы центра, объемов товарооборота и т.п. Независимо от особенностей работы, каждый логистический центр должен иметь большую площадь. Основную часть территории занимают складские помещении и места стоянки грузового автотранспорта.
На территории центра также строят:
- разворотные площадки для транспорта;
- котельни для обеспечения автономного отопления;
- административно-бытовые помещения;
- офисы;
- охранные посты;
- объекты социальной инфраструктуры – столовые, зоны для отдыха и т.п.
Возможно также наличие ряда других инженерных сооружений, которые будут поддерживать полноценную работу данного центра.
Для того, чтобы построить эффективный территориально-логистический центр, следует учитывать:
- уровень конкурентной среды;
- структуру целевого рынка;
- политические и экономические факторы;
- возможность реализации мультимодального взаимодействия транспортной системы;
- формирование ряда дополнительных услуг на его территории;
- состояние, особенности и перспективы в развитии экономики, как на государственном, так и на региональных уровнях;
- специфику сетей розничной торговли, которая определяется форматом торговых точек;
- фактическое расположение будущего центра, обеспечивающее эффективную интеграцию транспортной системы и логистических видов деятельности. Более эффективно размещать логистические центры лучше в местах пересечения транспортных путей, недалеко от крупных производителей и потребителей товаров, поскольку это значительно уменьшит расходы на транспорт [3, с. 206-207].
Долгое время, государственные попытки создать на территории России многофункциональные логистические центры не приносила успеха. На практике получались просто небольшие посреднические компании, которые обслуживали грузопотоки только отдельных предприятий или отдельных отраслей хозяйствования. Положительными примерами создания многофункциональных территориальных центров логистики можно считать только объекты на территории Московского и Северо-Западного региона. Некоторое время сооружение логистических центров имело несколько хаотичных характер, чем и объясняется провал многих проектов. Месторасположение таких центров не было привязано к стратегическим целям развития транспортных магистралей, обслуживало только отдельные компании и имело частные источники инвестирования.
Рассматривая мировой опыт формирования территориально-логистических центров видно, что около 40% инвестиций данной сферы формируется за счет государственных средств, около 60% капитала – частные денежные средства [3, с. 114].
Современная Россия пересмотрела роль государства в развитии транспортно-логистической инфраструктуры. Одним из основных долгосрочных приоритетов Российской Федерации, сформулированных в Транспортной стратегии до 2030 года, является создание и максимальное развитие транспортно-логистической инфраструктуры, которая позволит использовать прогрессивные технологии товародвижения. Государственное участие в развитие логистической сферы в своем большинстве сводится к планированию, разработке проектов развития, мотивации инвестиционной деятельности со стороны частных структур, а также финансовой поддержки данного направления [1].
Сейчас государство является активным участником развития территориально-логистических центров. Управление данной системой идет сверху. Государство пытается объединить всех участников логистической отрасли в одну высокоэффективную систему. Это происходит за счет создания логистических центров. Формирование и активное развитие территориально-логистических центров – один из главных методологических подходов государственной политики в данной отрасли [5, с. 83].
Подводя итоги, следует заметить, что создание эффективной сети территориально-логистических центров на территории России – важная перспективная государственная задача, которая позволит существенно снизить затраты на транспортировку товаров, а значит повысить уровень жизни населения и прибыльность основных отраслей экономики. Территориальные логистические центры – это один из действующих способов повышения привлекательности бизнеса, который связан со складированием, комплексом мероприятий по обслуживанию транспорта, очисткой таможни.
Вопрос создания и развития эффективной логистической инфраструктуры на территории современной Российской Федерации на данный момент стоит очень остро. Успешное решение данной проблемы возможно только при совместных усилиях органов государственного управления, научных институтов и организаций бизнеса.
Библиографический список:
1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года / утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.
2. Калентеев С.В. Основные барьеры развития логистических центров в регионах России // СИСП. 2016. №1. с. 38-45
3. Логистика: модели и методы: учеб. пособие / П.В. Попов, И.Ю. Мирецкий, Р.Б. Ивуть, В.Е. Хартовский; под общ, и науч. ред. П.В. Попова, И.Ю. Мирецкого. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 272 с.
4. Петруня И.О. Тенденции и перспективы развития логистики в России // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 18 дек. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 4 (10). – С. 111-115
5. Ташбаев И.Э. Актуальные вопросы и тенденции развития логистики // Молодой учёный. – 2016. – №13.1, с. 78-83