Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) важная составляющая сферы услуг, которая включена в территориальную производственную и непроизводственную инфраструктуру. ЖКХ имеет огромное значение для жизнедеятельности населения, ведь качество жилья, благоустроенное окружение, организованный общественный транспорт и другие услуги напрямую создают комфорт в населенных пунктах, влияют на здоровье и социальный климат, предопределяют одну из составляющих качества жизни.
Для любой страны необходимо развивать сферу жилищно-коммунального хозяйствования, поскольку она является основным мерилом социального развития в целом. Положительное влияние на уровень и качество жизни населения (домашних хозяйств) провоцирует рост эффективности общественного воспроизводства капитала (включая человеческий капитал), что предопределяется эффективностью функционирования ЖКХ [1].
Как отрасль народного хозяйства (вид экономической деятельности) ЖКХ имеет следующие особенности [4]:
1. Сочетает в себе как производственные, так и непроизводственные функции, связанные с изготовлением материальных благ и оказанием услуг.
2. Имеет особую социальную значимость, вызывающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны органов государственного управления и конечных потребителей.
3. Включает в себя как коммерческие (ориентированных на достижение прибыли), так и некоммерческие организации.
4. Эта отрасль представлена как естественными (технологическими) монополиями (транспортировка энергии, водоснабжение и водоотведение), так и отраслями, в которых возможна и необходима конкуренция (производство товаров и услуг).
5. Разнообразие организационно-правового статуса структур предпринимательства (с образованием или без образования юридического лица) и форм собственности.
6. Включает в себя крупный и малый бизнес.
7. Рассредоточение центров оказания услуг соответственно системе расселения, что обуславливает особую роль местных (муниципальных) органов власти и самоуправления.
8. Высокая роль экологического и санитарно-эпидемиологического контроля.
9. Необходимость гарантированного обеспечения минимума услуг сферы ЖКХ независимо от платежеспособности населения.
10. Разнообразие потребителей (граждане, их ассоциации, предприятия и бизнес-структуры, бюджетные организации).
Для того, чтобы поднять уровень и качество жизни населения, улучшить их жилищные условия и культурную среду обитания, необходимо повышать требования к работе ЖКХ, заниматься его развитием и совершенствованием экономических отношений в отрасли.
На данный момент самый острый вопрос в социально-экономической сфере – обеспечение жильем населения (домашних хозяйств), поскольку жилье является основным показателем социального благополучия населения и государства в целом. Выбор подхода при решении данной проблемы в основном зависит от следующих факторов [2; 3]:
- общий масштаб проблемы;
- темпы жилищного строительства, которые обусловлены рядом факторов, где одними из важнейших являются низкий платежеспособный спрос домашних хозяйств, инфраструктурные ограничения, а также снижение внимания к национальным проектам (федерального и регионального уровня);
- политические оценки;
- мотивация поведения домашних хозяйств.
В современном мире растет значимость сервиса во всех отраслях и ЖКХ не является исключением. Ведь все коммерческие компании в своей деятельности опираются на удовлетворение спроса конечного потребителя. Из-за этого в логистике ЖКХ появляется целый ряд новшеств. Сервис в ЖКХ состоит в том, чтобы бесперебойно обеспечивать население коммунальными ресурсами, а не продажей услуг.
Следующие особенности коммунальных ресурсов, которые обеспечивает ЖКХ потребителям [7]:
1. Ресурсы идут бесперебойным потоком в жилые помещения.
2. Ресурсы поставляются без предоплаты, в беспроцентную рассрочку и с оплатой после потребления этих ресурсов.
3. Ресурсы невозможно накопить впрок.
Также стоит учитывать, что рыночные отношения требуют количественно-стоимостную выгоду (которые в значительной степени предопределяются уровнем цен и тарифов), а население – предоставление всех коммунальных услуг, включая техническое обслуживание домов и утилизацию бытовых отходов. Исходя из этих условий сервиса ЖКХ, формируется направленность логистической деятельности компании [6].
Основные проблемы логистики ЖКХ [6]:
1. Обслужить, чтобы продать.
2. Продать, чтобы обслужить.
3. Ничего не покупать и не продавать, только исполнять действия, приносящие пользу (выгоду) населению.
В последнем пункте предметом сервиса логистики является набор услуг в пользу населения. Для коммунальных ресурсов (газ, тепло, электроэнергия) не требуется сервис послепродажного обслуживания, так как они полностью реализуются (потребляются) и не имеют отходов. Чего нельзя сказать о потреблении воды, где создаются отходы и, следовательно, требуется обсуживать водоотвод с системами очистки. Поэтому оплата за воду имеет динамическое ценообразование и формируется с учетом удаления жилья от очистных сооружений. В этом и заключаются основные особенности логистического сервиса в ЖКХ [6].
Еще один сервис ЖКХ – информационный. Он включает в себя предоставление информации населению о потребляемых коммунальных ресурсах в виде счетов, в которых выражено количество и стоимость услуг.
Финансово-кредитный сервис включает в себя расчеты потребления ресурсов, разработку льгот (субсидий) и скидок населению, разработке различных вариантов оплаты и предоставление кредита или рассрочки.
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах [5].
Подводя итог, необходимо отметить, что повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения невозможно без совершенствования системы управления и обслуживания жилищного фонда. Это возможно сделать с помощью формирования профессионального конкурентного управления жилищным фондом, создания реальной системы экономической мотивации управляющих организаций для сокращения затрат ресурсов и повышения эффективности их деятельности, использования логистического подхода.
Библиографический список:
1. Графов А.А. Направления совершенствования жилищно-коммунального хозяйства на основе инноваций // Экономика и управление. – 2010. – № 2. – С. 21-23.
2. Долгов А.П., Рыбнов Е.И. Социально-экономические функции современного строительства // Актуальные проблемы архитектуры и строительства : Материалы V Междунар. конф. Часть II. – СПб. : СПбГАСУ, 2013. – С. 243-249.
3. Евсеева С.А., Безруких Ю.А., Данилов С.В. Современное состояние российской экономики в сфере ЖКХ // Экономика и эффективность организации производства : Сб. науч. трудов по итогам междунар. науч.-технич. конф. Вып. 7. – Брянск : БГИТА, 2007. – С. 149-153.
4. Иванова Ю.В. Государственно-частное партнерство в ЖКХ. Роль государственно-частного партнерства в развитии жилищно-коммунального комплекса мегаполиса // Российское предпринимательство. – 2008. – № 11-2. – С. 138-142.
5. Макареня Т.А. Объективная необходимость и социальная значимость регулирования деятельности сферы ЖКУ различных уровней в рыночных условиях // Региональная экономика: теория и практика. – 2008. – № 22. – С. 73- 80.
6. Савин К.Н. Анализ теории и практики реформирования жилищно-коммунального комплекса России : монография. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2006. – 172 с.
7. Фролов Д.В., Шевченко М.В. Особенности логистики в ЖКХ, связанные с непрерывностью движения и неисчерпаемостью материального и людского потоков // KANT. – 2014. – № 2 (11). – С. 79-83.
8. Ярославцева Т.А. Становление правовых основ ЖКХ в дореволюционной России // Жилищное право. – 2005. – № 8. – С. 28-42.