магистрант 1 курса,
Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: 1425020568@qq.com
Научный руководитель – Долгов Александр Петрович
д.э.н., профессор,
Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: ad-logman@yandex.ru
В реалиях наших дней логистика (или ее отдельные элементы: подход, принципы, модели и методы) применяется в каждой области производства. Учитывая, что строительство – это одна из основных отраслей хозяйствования (вид экономической деятельности) каждой страны, то и для российской экономики это не является исключением. Проблемы в снабжении стройматериалами и многочисленные простои на строительных площадках приводят к срыву сроков сдачи объектов заказчикам и финансовым потерям. Роль логистики заключается в том, чтобы минимизировать экономические потери, добившись бесперебойных поставок и достаточного уровня надежности снабжения строительными материалами, конструкциями и оборудованием.
В данной статье предпринята попытка уточнения и обоснования роли и значения логистики применительно к строительной отрасли (вида экономической деятельности), выделения имеющихся проблем, а также в работе приведены некоторые возможные пути их разрешения.
Существует множество определений понятия «логистика», ведь она проникла во все сферы хозяйственной деятельности (главным образом, производственно-коммерческой). Как принято считать, самое точное и простое для понимания определение: «Логистика – это совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции» [2]. Еще одно более широкое и точное толкование этого термина: «Логистика – это наука и область практической деятельности по формированию и управлению потоковыми средами и их импульсами кинетических процессов преобразований в естественных, искусственных и смешанных системах, органично входящих в интеллектуальные, инновационные, экономические, социальные, культурные, технические, политические и военные сферы» [1]. Таким образом, роль логистики состоит в том, чтобы обеспечить и получить продукты и услуги там, где они необходимы, и тогда, когда они требуются, и при этом стремиться к минимизации затрат.
Логистика (логистический менеджмент) присуща таким сферам, как, например, коммерция (включая оптовую и розничную торговлю), транспорт, промышленное производство, сельское хозяйство и пр. Однако, на наш взгляд, именно в строительной индустрии она проявляет наибольший эффект, так как даже небольшой перерыв в строительном производстве из-за сбоев в снабжении приводит к значительным проблемам и последующим финансовым потерям.
Выделяют следующие основные факторы логистической восприимчивости современного строительного производства [7]:
1. Рост потребности в рациональной организации (в идеале – оптимизации) строительства, направленной одновременно на сокращение сроков реализации инвестиционно-строительных проектов (предпроектная, проектно-изыскательская и собственно строительная стадии) и увеличение жизненного цикла объектов недвижимости.
2. Строительные компании теперь во все большей степени ориентируются на индивидуальные запросы заказчиков (потребителей), перестают быть узкофункциональными.
3. Унификация технологий современного строительства; высокая материалоемкость строительного производства, требующая поиска дополнительных резервов снижения доли материальных затрат (в 2016 г. она в российском строительстве составила 56,2 % [6, с. 519], занимая третье место среди всех видов экономической деятельности) в полной себестоимости строительной продукции.
4. Рост индивидуализации производственного процесса в строительстве, который приводит к увеличению номенклатуры необходимых материально-технических ресурсов, количества схем оплаты готовой продукции, строительно-подрядных работ, услуг производственного характера и пр.
5. Территориальная разобщенность строительных объектов организации (компании), увеличивающая транспортно-логистические расходы при материально-техническом обеспечении, что также вызывает необходимость их снижения.
6. Использование нефинансовых форм расчетов (так называемый бартер) за выполненные строительно-монтажные работы и услуги (особенно в жилищном строительстве), что способствует к обращению к посредникам или созданию собственных сбытовых служб.
В логистике каждой сфере хозяйствования (вида экономической деятельности) имеются свои специфические проблемы. Для строительной сферы характерны следующие основные проблемы логистики [3; 4]:
1. Невысокий уровень развития логистики по всей стране, так и логистики как отрасли хозяйствования, низкий уровень профессиональных знаний в области логистики у менеджеров среднего и высшего звена в строительных компаниях, наличие резервов повышения эффективности в сфере продаж и производства вне логистики.
2. Логистика постоянно поддается влиянию самого характера и специфики строительного производства (инвестиционный характер строительства, жизненный цикл строительного производства, специфика готовой продукции строительного производства и пр.).
3. Строительные компании в основном являются не «собственниками» логистического процесса, а потребителями в логистических системах производителей и поставщиков строительных материалов, конструкций и комплектующих.
4. Существуют огромные возможности для использования логистического аутсорсинга в строительстве.
На наш взгляд, последняя проблема требует внимательного разбора, поскольку она довольно актуальна в современных условиях.
С помощью аутсорсинга строительные компании могут все внимание уделять основному бизнесу, так как второстепенные вопросы отдаются другим организациям. Не нужно тратить время и силы на непрофильные функции, что позволяет увеличить эффективность работы, повысить производительность труда, больше внимания уделить качеству продукции и услуг, а также решению текущих проблем и дальнейшему развитию. Еще одно преимущество в сокращении издержек в работе, снижение эксплуатационные затраты за счет передачи не свойственных для строительной компании функций в управление профессиональным и специализированным организациям.
Среди основных направлений, которые может отдать на аутсорсинг строительная компания (организация) можно выделить: сбор и подготовка необходимых документов и разрешений; выполнение проектно-изыскательских и проектно-сметных работ; закупка материалов, конструкций, комплектующих и оборудования; складское хранение и грузопереработка; продажа готовых объектов; послепродажный сервис; транспортные услуги; проведение маркетинговых исследований состояния рынка строительных работ и услуг; поиск инвестиций; услуги по реализации работ и услуг; бухгалтерский учет и внутренний аудит; ИТ-обслуживание и связь; охрана объектов и др. [8].
При выборе стратегии аутсорсинга компании должна рассчитывать на долгосрочное партнерское сотрудничество. Именно такой вариант сотрудничества позволит уменьшить инвестиционные затраты на основные фонды, уделить внимание текущим задачам и иметь возможность быстро реагировать на изменение рынка. Не маловажный момент, что аутсорсинг влияет на уменьшение накладных расходов на содержание дополнительных штатных работников в части их обучения, информационной поддержки, оплаты труда. Более того, учитывая сезонность работ, аутсорсинг позволяет строительным компаниям использовать намного меньшие заёмные средства для финансирования строительных объектов [5].
Строительные компании при организации системы логистики, ее ключевых операций могут гибко использовать основы контрактного аутсорсинга для повышения качества управления материальными и иными потоками, сервисного обслуживания потребителей, усиления конкурентного потенциала.
Долгосрочное сотрудничество на условиях аутсорсинга требует реструктуризацию строительной компании. Она состоит в том, что часть хозяйственной деятельности компании выделяется из организационной структуры и передается независимой организации на условиях контракта. Такой аутсорсинг называется контрактным.
Основные преимущества системы аутсорсинга логистических функций в строительной компании [1]:
- концентрация усилий компании на основном виде бизнес-деятельности;
- повышение организационной гибкость предприятия (фирмы);
- повышение качества выполнения непрофильных функций и решения задач;
- повышение оперативности в принятии управленческих решений;
- использование инновационных методы в работе;
- увеличение инвестиционной привлекательности;
- разделение рисков между заказчиком и компанией-аутсорсером;
- сокращение расходов на содержание, подготовку и повышение квалификации собственного штата специалистов и других категорий персонала;
- осуществление дистанционного сотрудничества.
В современных реалиях система аутсорсинга существенно облегчает жизнь строительным компаниям, позволяет повысить уровень концентрации на основном виде деятельности с целью повышения эффективности бизнеса.
Библиографический список:
1. Борисова Л.А. Использование логистики в строительстве в условиях кризиса // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. – 2015. – № 5(77). – С. 43.
2. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. Продвинутый курс : учебник. 3-е изд., изм. – М. : Юрайт, 2015. – 734 с.
3. Долгов А.П. О тенденциях в развитии организаций строительного комплекса России // Теория и практика управления в строительстве : Сб. науч. трудов. Вып. 4 / Под ред. А.А. Петрова. – СПб. : СПбГАСУ, 2013. – С. 40-44.
4. Долгов А.П., Рыбнов Е.И. Логистика снабжения и запасов в строительстве: стратегии, методы, модели. – М. : Изд-во АСВ; СПб. : СПбГАСУ, 2003. – 232 с.
5. Плетнева Н.Г., Власова Н.В. Развитие логистики в строительстве: особенности, перспективы, методы принятия решений // Проблемы современной экономики. – 2009. – № 2(30). – С. 251-253.
6. Российский статистический ежегодник. 2017 : Стат. сб. / Росстат. – М., 2017. – 686 с.
7. Синяев В.В. Развитие коммерческой системы аутсорсинга в сфере строительных услуг (теория, методология, практика) : автореф. дис. … д-ра экон. наук. – М., 2009. – 42 с.
8. Стаханов В.Н., Ивакин Е.К. Логистика в строительстве : учебное пособие. – М. : Изд-во «Приор», 2001. – 176 с.