магистрант 1 курса
Ижевский государственный технический
университет имени М.Т. Калашникова,
г. Ижевск, Россия
E-mail: strepet.da@mail.ru
Научный руководитель – Лейхтер Светлана Владимировна
к.п. н., доцент кафедры «Экономика, технология и управление
коммерческой деятельностью»
Ижевский государственный технический
университет имени М.Т. Калашникова,
г. Ижевск, Россия
E-mail: leyhter63@inbox.ru
В условиях современной экономики появляется необходимость активизации инновационного потенциала предприятий посредством внедрения процессного подхода к их управлению.
Процессный подход, разработанный Робертом Капланом и Робином Купером, основан на том, что ценность (стоимость) любого предприятия создается во внутренних бизнес-процессах. Следовательно, компания должна определить основные бизнес-процессы, которые наиболее важны с точки зрения потребительной ценности для клиентов.
Процессный подход позволяет рассматривать деятельность организации как связанную систему бизнес-процессов, каждый из которых протекает во взаимосвязи с другими бизнес-процессами или внешней средой. Практика показывает, что система управления, построенная на принципах процессного управления, является более эффективной и результативной по сравнению с равной ей по масштабу функциональной системой [1].
Бизнес-процесс представляет последовательность действий, направленных на получение заданного результата, ценного для организации.
Входы бизнес-процесса - ресурсы (материальные, информационные), необходимые для выполнения и получения результата процесса, которые потребляются или преобразовываются при выполнении процесса.
Структурные элементы бизнес-процесса представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Структура бизнес-процесса
Владелец бизнес-процесса - должностное лицо, несущее ответственность за получение результата процесса и обладающее полномочиями для распоряжения ресурсами, необходимыми для выполнения процесса.
Исполнители бизнес-процесса - команда специалистов из различных функциональных областей, выполняющих действия процесса.
Выходы бизнес-процесса - это получение некоторого результата, удовлетворяющего заданным требованиям.
Рассмотрим структуру бизнес-процесса «Создание оперативной отчетности в отделе внутреннего аудита» на примере Филиала «КОМОС ГРУПП» ООО «Торговая компания».
Организационная структура отдела внутреннего аудита (ОВА) Филиала «КОМОС ГРУПП» ООО «Торговая компания» представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Организационная структура отдела внутреннего аудита (ОВА)
Филиала «КОМОС ГРУПП» ООО «Торговая компания»
Цель бизнес-процесса «Создания оперативной отчетности в отделе внутреннего аудита» заключается в преобразовании первичной сводной оперативной информации о работе транспортно-экспедиционного отдела (ТЭО) и складских комплексов (СК) в сводные отчеты, необходимые руководству предприятия для принятия управленческих решений
Владелец бизнес-процесса – начальник ОВА, основной исполнитель – специалист ОВА.
Декомпозиция заключается в разложении бизнес - процесса на подпроцессы в целях повышения его результативности, как в экономическом смысле, так и с точки зрения временных затрат.
Информация на входе в подпроцесс «Сбор информации» поступает от диспетчеров складских комплексов с помощью различных технических средств (сотовая связь, электронная почта, факсимильный аппарат), либо выгружаются из баз данных (БД) WMS и MS Axapta.
Далее информация в виде электронных таблиц MS Excel поступает в подпроцесс «Обработка информации», где данные из различных документов сводятся в таблицу с расчетами оперативных показателей, необходимых для анализа и принятия управленческих решений.
По завершении формирования сводных отчетов специалист ОВА загружает все документы в систему электронного документооборота Directum.
Бизнес-процесс «Создание оперативной отчетности» в виде иерархии подпроцессов представлен в таблице 1.
Таблица SEQ Таблица \* ARABIC 1. Декомпозиция бизнес-процесса "Создание оперативной отчетности"
Следовательно, для повышения результативности бизнес-процесса необходимо его моделирование с последующим изменением последовательности действий, исполнительных механизмов и исполнителей.
В зависимости от степени изменения бизнес-процесса: быстрые и простые изменения называются улучшениями; глубокие изменения называют реинжинирингом, а изменения, связанные с применением ноу-хау, называют инновационным реинжинирингом [2].
В нашем случае, предлагаемые изменения в бизнес-процесс "Создание оперативной отчетности" позволят ускорить процесс обработки информации отдела внутреннего аудита, что является улучшением рассматриваемого бизнес-процесса.
Библиографический список:
1. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов /Репин В.В., Елиферов В.Г. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 544с.
2. Рудакова, О.С. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / О.С. Рудакова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 343 c.