студент 3 курса,
Брестский государственный технический университет,
г. Брест, Беларусь
E-mail: sasha.pellya.fin@gmail.com
Замулко Анна Владимировна
студентка 3 курса,
Брестский государственный технический университет,
г. Брест, Беларусь
E-mail: anyazamulko666@gmail.com
Научный руководитель – Медведева Гульнара Борангалиевна
Доцент кафедры экономической теории и логистики
кандидат экономических наук
Брестский государственный технический университет,
г. Брест, Беларусь
E-mail: medgb@mail.ru
Бизнес-модель M2M в логистике и оценка её эффективности
На современном этапе развития экономики переход общества к информационным и наукоемким технологиям вводит в оборот информационные ресурсы. Современные информационные технологии M2M – это часть научно-технического и компьютерно-информационного прогресса.
Machine-to-Machine, М2М – общее название технологии, которая позволяет удалённому устройству передавать в центр обработки информации данные о контролируемом объекте. В качестве М2М-устройств могут выступать системы телеметрии, датчики освещённости, давления и прочих важных для операционной деятельности параметров технологических систем. M2М-технологии позволяют объединить удаленные объекты и системы для автоматизации бизнес-процессов с использованием проводных и беспроводных технологий. Область применения М2М расширяется с большой скоростью. Сегодня это: контроль любых движущихся объектов (автопарк, железнодорожные перевозки и любые перемещающиеся объекты), безопасность, промышленное использование (дистанционный сбор информации со счетчиков и датчиков, дистанционное управление объектами и т.д.).
На современном этапе для включения транспорта в логистическую систему необходима информатизация транспорта и обеспечение телекоммуникационными технологиями. Например, на автотранспорте применение видеоиндикаторов оперативных данных, предупреждающих о заторах и авариях на пути следования по маршруту, внедрение системы предупреждения столкновений, применение навигационной системы в автомобилях, управление транспортом с помощью спутниковой связи, что позволяет оптимизировать маршрут движения, а исходя из изменений конъюнктуры – перенацелить мощности на более выгодное направление.
Сегодня в логистике широко используются технологии на базе M2M, к ним можно отнести: системы мониторинга местоположения, радиочастотная идентификация RFID, электронная система сборы платы за проезд по автомагистралям и другие. Ниже рассмотрим некоторые из них.
Системы
спутникового мониторинга местоположения. В настоящее время в мире эксплуатируется
около 170 видов систем слежения и диспетчеризации транспорта, более половины
для определения местоположения транспортных средств используют датчики
спутниковой навигационной системы GPS/ГЛОНАСС, которая обеспечивает определение
координат, курса и скорости объекта с указанием точного времени круглосуточно.
Рис.1 – схема взаимодействия систем спутникового мониторинга
С помощью систему спутникового слежения могут быть достигнуты следующие результаты: получение актуальной и полной информации о каждом транспортном средстве; контроль выполнения каждого рейса; уменьшение себестоимости перевозок; увеличение оборачиваемости транспорта; оперативная реакция при внештатных ситуациях; избавление от непродуктивных простоев и «левых» рейсов; повышение исполнительной дисциплины.
Радиочастотная идентификация RFID (Radio Frequency Identification) – метод автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках.
RFID-технологии широко используются в транспортной логистике: системы контроля и управления доступом, транспортные платежи, дистанционное управление, система управления контейнерным терминалом и др.
При помощи RFID компания может автоматически идентифицировать грузы на всех звеньях логистической цепочки. Метки позволяют автоматически и дистанционно получать информацию о габаритах груза, его весе, условиях транспортировки и т.п.
Электронная система сборы платы за проезд по автомагистралям основана на технологиях микроволновой передачи данных на коротких расстояниях. В каждом автомобиле, с которого взимается плата, предполагается использование бортовых устройств.
Система сбора платы за проезд по автомагистралям также предполагает создание сети автоматических станций для начисления платы и контрольных функций, состоящих из металлоконструкции в виде порталов П-образной формы, расположенных над полотном дороги
Всякий раз, когда транспортное средство, оснащённое бортовым устройством, проезжает под порталом, взимается оплата за проезд по определенному участку платной дороги. Сбор платы осуществляется автоматически, поэтому остановка или снижение скорости не требуется.
Другим инновационным витком в развитии концепции M2M можно считать интеграцию приборов М2М/IoT с решением под названием LTE-Broadcast.
LTE-Broadcast можно сравнить с радио- или телесигналом, который принимается всеми поддерживающими данную технологию устройствами. Для логистических операторов данная технология несёт в себе ряд интересных возможностей. Например:
• Широковещательное обновление ПО на М2М устройствах;
• Дистанционное обновление маршрутных карт;
• Единоразовое обновление информации о дорожных событиях на онлайн-картах для актуализации информации;
• Рассылка управляющего сигнала для синхронизации между собой всех М2М устройств компании.
С увеличением потребности в информационных ресурсах все более повышается роль в необходимости новых решений в логистической отрасли.
В работах зарубежных авторов Д.Дж. Бауэрсокса, Д.Дж. Клосса, Дж.Р. Стока, Д.М. Ламберта, Д. Уотерса, М. Кристофера и др., подчеркивается, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) влияют на все элементы цепей поставок. Так, в «шестиугольнике» Дж.Р. Стока и Д.М.Ламберта издержки на информационную поддержку влияют следующие затраты: оформление заказов, содержание запасов, транспортировку, складирование. При этом, применение ИКТ позволяет решить следующие задачи: повысить уровень обслуживания, снизить транспортные затраты, снизить складские затраты, повысить доходность активов.
Рассмотрим один из
вариантов модели общих логистических затрат (TLC) и попытаемся оценить, как на
TLC в целом и на отдельные составляющие затрат влияют
информационно-коммуникационные решения. Запишем уравнение TCL в виде:
CΣ =CЗ+CX +i=1nCШi(1)
Таким образом, очевидно, что внедрение M2M решений непосредственно воздействует на величину TLC.
Информационные технологии M2M открывают новые перспективные способы повышения эффективности и продуктивности современной экономики, а также новые бизнес-модели. Использование данных технологий в бизнес-среде создает возможности оптимизировать работу компании, улучшить управляемость на всех уровнях и существенно снизить затраты.
Библиографический список:
1. Межмашинное взаимодействие // Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Межмашинное_взаимодействие. – Дата доступа: 11.04.2017
2. LTE Broadcast // ABloud [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://abloud.blogspot.com.by/2014/02/lte-broadcast.html. – Дата доступа: 08.06.2016
3. Лукинский В.В., Шульженко Т.Г Интегральная оценка эффективности логистической деятельности с использованием ключевых показателей // Логистика и управление цепями поставок. – № 6 (47), 2011