студент 1 курса,
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет,
г. Омск, Россия
E-mail: Ivan.Naidionov@mail.ru
Научный руководитель – Авдейчикова Елена Викторовна
к.т.н., доцент кафедры Логистики
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет,
г. Омск, Россия
E-mail: avdeich@mail.ru
Необходимость в информационных технологиях возникла в связи с глобализацией еще в 90-х годах. Основными причинами глобализации являются: переход от централизации к децентрализации власти; переход от индустриального общества к информационному, а также переход от национальной к мировой экономике с использованием новых коммуникационных систем. К середине XX в. масштабы производства стали расширяться, а, следовательно, число операций и процессов, выполняемых в логистических подсистемах значительно вырос. В индустриальных западных странах эти процессы ускорили развитие IT-технологий как направление в маркетинговой логистике.
Информационная технология (ИТ) – это кoмплeкc нayчныx и инжeнepныx знaний, peaлизoвaнныx в пpиeмax тpyдa, нaбopax мaтepиaльныx, тexничecкиx, энepгeтичecкиx, тpyдoвыx фaктopoв пpoизвoдcтвa, cпocoбax иx coeдинeния для coздaния пpoдyктa или ycлyги, oтвeчaющиx oпpeдeлeнным тpeбoвaниям [1, с. 8].
Появление информационной системы (ИС), то есть среды, которая обеспечивает деятельность предприятия и представляет собой совокупность компонентов, таких как информация, персонал и программное обеспечение сопровождалось разработкой программных средств и баз данных (БД) [1, с. 11].
Миссию (ИС) можно сформулировать следующим образом: производство необходимых для организации ресурсов, которые обеспечивают управление материальными ресурсами и информационной и технической средой.
Логистическая информационная система (ЛИС) – система, упрощающая работу с информацией по логистическими функциям и операциям, позволяет обрабатывать и отображать запросы пользователей, может вести мониторинг транспорта и груза, формирует отчеты по производству и сбыту продукции. Иными словами, ЛИС осуществляет деятельность в функциональных возможностях бизнес-процессов у основных пользователей. Настройкой и работой в ЛИС занимается каждое структурное подразделение в организации. Также в ЛИС предоставляется информация и взаимодействие с системой в режиме удаленного доступа из БД. Например, импорт из программы «1С» в другие программы, используемые в различных подразделениях компании.
В учебном пособии В.А. Медведева, А.С. Присяжнюка приводится классификация ЛИС следующим образом [1, c. 14]:
а. Быстрого реагирования(QR) – cистема быстрого реагирования позволяет обеспечить в режиме реального времени возможность конкурировать, одновременно сокращая объемы заказов и изменяя уровень обслуживания потребителей, тем самым либо повышая, либо уменьшая его.
б. Поддержки принятия решения (DSSs) – система, помогающая принимать решения с помощью широкого спектра моделей, имитаций и приложений.
Причинами внедрения информационных технологий в логистический менеджмент стали:
§ Полная компьютеризация отделов логистики для эффективного управления материальными и информационными потоками;
§ Расширение документооборота, то есть документов (материальных носителей), содержащих четко структурированные данные. Необходимость аккумуляции большого объема информации, проходящих через ЛИС из баз данных (БД);
§ Развитие интернет-индустрии, а именно переход к интернет-торговле, сотрудничество с интернет-магазинами (торговля приобретает дистанционный характер);
§ Перемещение и быстрое развитие рекламных кампаний в сеть «Интернет».
Информационные технологии включают в себя различные элементы, а именно использование компьютерного оборудования, оргтехники, геоинформационных систем, сети «Интернет» и различных баз данных (БД). Например, EDI (electronic data interchange) или VMI (vendor–managed inventory) [2, c. 643].
Преимущества компаний, использующих информационные технологии весьма многогранны и трудно копируемые конкурентами. Среди них:
· упрощение мониторинга цепей поставок, то есть материальный поток (от стадии добычи сырья до доставки готового продукта потребителю через n-ое количество посредников) становится более прозрачным, что способствует эффективному отслеживанию груза;
· простота использования расчетно-кассовых операций, тем самым процесс обработки заказов стал доступен через многие сервисы и банки в режиме реального времени, что объясняется не только дистанционным характером торговли в XXI, но и удобством использования, а также мобильностью;
· помощь в прокладывании маршрутов движения транспорта через транспортные коридоры с наименьшими издержками, учитывая специфику различных факторов, влияющих на движение транспорта. На сегодняшний день этому способствуют сервисы ГИС;
· структурированность хранения данных в БД, постоянно функционирующих в ЛИС;
· повышение конкурентоспособности логистических фирм и подразделений и т.д.
Однако на пути внедрения IT-технологий в Российской Федерации существует ряд нерешенных проблем. Таких как:
· недостаточный уровень информационной и цифровой инфраструктуры, в частности дорожной инфраструктуры, то есть российские региональные дороги (федеральные трассы) не обладают достаточным уровнем покрытия сети «Интернет», а именно поколением мобильной связи таких как 3G и 4G;
· недостаточное обеспечение отделов логистики современным программным обеспечением, которым пользуются специалисты за рубежом;
Остановимся на некоторых информационных технологиях, которые в настоящее время предприятия чаще всего используют в логистическом менеджменте. Система электронного обмена данными EDI.
Electronic data interchange – EDI предполагает компьютеризированный обмен данными между организациями. Эта система создает удобный интерфейс. Главной особенностью EDI является то, что обмен данными происходит между отраслями или компаниями. Функционирование EDI имеет следующий вид: – «облачные вычисления» – мэйнфрейм – клиент-сервер – персональный компьютер.
Использование технологии штрихового кодирования (идентификации).
Обычный штрихкод – это двоичный код, отображаемый упорядоченными параллельными линиями. Иными словами, в данном графическом изображении закодирована информация. QR-код – это код быстрого реагирования; товарный знак для типа матричных штрихкодов, изначально разработанных для автомобильной промышленности Японии. QR-код использует четыре стандартизированных режима кодирования (числовой, буквенно-цифровой, двоичный и кандзи) для эффективного хранения данных.
В логистике эти технологии применяются в упрощении складской инвентаризации, тем самым минимизируются ошибки считывания данных в автоматическом режиме. Идентификация необходима в процессе контроля за наличием и продвижением товаров в магазинах, обеспечением их сохранности и пр.
Кроме того, уже имеются примеры применения таких технологий, как: биометрические системы, основанные на описании и изменении характеристик тела живых существ; чип - карты (Smart - cards) имеющие магнитную ленту, на которой кодируется информация. Системы радиочастотной идентификации (RFID) в MES-системы позволяет проводить мероприятия по оптимизации исходящей и входящей логистики. Например, компания Zara, как и многие другие торговые компании используют метки RFID.
Системы отслеживания транспорта позволяет осуществлять процесс мониторинга грузов и автоматизированную их таможенную обработку. Этот процесс протекает с помощью космической радионавигации. Мониторинг осуществляется либо с помощью GPS, либо с помощью ГЛОНАСС. Однако для применения данных технологий необходима соответствующая инфраструктура, точнее создание информационного центра, через который будет постоянно циркулировать массив информации, необходимый в транспортной логистике. Для успешного функционирования нужно помехоустойчивое кодирование канала связи, чтобы избежать взлом и утрачу данных [1, с. 98].
· Геоинформационные системы.
В ГИС содержится информация, предназначенная для хранения и сбора, и географической визуализации пространственных данных. Работа в ГИС осуществляется с помощью цифровых карт, которые используют 3D-модели. Эти программы используют растровую и векторную графику, данные картографии, метрологии, а также данные из муниципального управления. Например, сейчас используются отечественные сервисы ГИС от компании Яндекс «Яндекс. Пробки» и «Яндекс. Карты. Зарубежными продуктами являются сервис «Google maps» и «Google earth» от компании Google, также такой сервис «Flightradar 24», позволяющий наблюдать в режиме реального времени за передвижением воздушных судов различных стран и компаний.
Корпоративные информационные системы (КИС) относят к специальному интегрированному финансовому и организационно-экономическому программному обеспечению [1, с. 125]. Они необходимы для ведения бухгалтерского учета и системы комплексной автоматизации предприятия (например, программа «1С:Бухгалтерия» от компании «1C»). Для логистов, соответственно требуются специальное ПО для экспедиторских и транспортно-логистических компаний.
Одним из эффективных направлений повышения производительности организации является применение и внедрение ERP-систем (Enterprise resource planning), позволяя поддерживать цикл управления организацией. Они подразделяются на системы управления запасами PDS и SIC, а также на системы управления цепями поставок SCM (Supply chain management). Отечественной разработкой является, например, «1С:Предприятие» от компании «1С».
В заключение хочется отметить, что в эволюции развития логистики прослеживается одно из важных направлений – использование информационных технологий в деятельности предприятий, как в девяностые, так и в двухтысячные годы 20 века. При этом за рубежом уже сформировалась широкая научная и технологическая основа в области логистики, которую в 21 веке необходимо не только освоить, но и совершенствовать. В связи с этим, IT-технологии является частью логистического менеджмента, которые активно изучаются и уже используются в Российской Федерации. А такие технологии, как «Блокчейн» дают большие перспективы для развития логистического сервиса в России. Учитывая принятую Федеральную программу развития цифровой экономики, рассчитанную до 2024 года, мы видим благоприятные условия для становления IT-технологий в логистическом менеджменте.
Библиографический список:
1. Медведев В.А., Присяжнюк А.С. Информационные системы и технологии в логистике и управлении цепями поставок: учебное пособие / В.А. Медведев, А.С. Присяжнюк, - СПб: Университет ИТМО, 2016. – 183 с.
2. Котлер Ф. Основы маркетинга. Профессиональное издание 12-е изд. / Ф. Котлер, Г. Армстронг : Пер. с англ. – М. : ООО «И.Д. Вильямс», 2009. – 1072 с.
3. Гудков В.А, Миротин Л.Б. и др. Основы логистики: Учебник для вузов, Под ред. В. А. Гудкова. – 3-е изд., доп. – М.: Горячая линия – Телеком, 2013. – 386 с.