Мурзина Галина Сергеевна
магистрант 1 курса,
Сибирский федеральный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: murzin.sergey@icloud.com
Научный руководитель – Лукиных Валерий Фёдорович
д.э.н., профессор, зав. кафедрой Логистики
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: somcl@mail.ru
Современные компании, присутствующие на рынке товаров, стремятся расширять свою деятельность с помощью создания сетевой структуры. Процесс контроля исполнения функционирования поставок в сетевых структурах является одним из первостепенных в данном вопросе.
Развитие потребительского рынка России в последнее десятилетие характеризуется ускорением процесса институциональной трансформации цепей поставок сетевой розничной торговли [1, c.3]. Под цепью поставок понимается объединение фокусной компании, поставщиков и потребителей, а также различных посредников. Сетевой тип компаний набирает масштабные обороты по своему развитию, что обуславливается рядом причин:
- каждая компания стремится позиционировать себя как центральная по отношению к другим участникам,
- остальные участники цепи воспринимают подобную сетевую структуру как произвольную,
- каждая организация стремится занять место фокусной компании.
Соответственно, очевидна взаимосвязанность целей, задач и перспектив развития всех участников сети. Если каждый участник сетевой структуры видит целесообразность ее развития, интеграция и управление бизнес-процессами на всех уровнях приобретает успешность. Достижение сетевой структурой максимальной конкурентоспособности и рентабельности всей цепи поставок происходит за счет повышения общей эффективности и производительности ее участников.
Практика функционирования цепей поставок отображает характерные для конкретного периода времени особенности, экономическую ситуацию и стратегию развития каждой сетевой компании в частности и в целом.
В зарубежной практике функционирования ритейла активно используется предоставление долгосрочных обязательств и повышение объема закупок как инструмент улучшения отношений с поставщиками.
Говоря о реализации деятельности цепей поставки в России, важно отметить следующие аспекты:
- отечественная модель кооперации является неустойчивой. Наши соотечественники не верят в возможность надежного долговременного сотрудничества. Однако, сотрудничество между элементами цепей поставки носит стратегический характер, здесь важен грамотный взвешенный подход для реализации кооперации;
- многие производители не согласны работать с низкой рентабельностью, они активно борются за право сотрудничать с крупными агентами. Это также усугубляет положение, так как давно существующие фирмы могут проявлять консервативную методику, в то время как новые фирмы способны предложить что-то инновационное;
- многие поставщики не заинтересованы в крупных клиентах и применяют диверсификационный подход.
Логистические издержки, применимые к продвижению товаров, значительно отличаются в разных странах. Если для России примерная доля этих издержек в ВВП составляет 28%, то в развитых странах этот показатель составляет 10% [2].
Деятельность цепи поставок зарубежных стран базируется на модели межфирменной кооперации. Речь идет об американской и японской моделях. Американская модель основана на взаимодействии большого числа заказчиков и исполнителей. Основным критерием отбора исполнителей заказа служит предлагаемая цена. Этой системе свойственна кооперация с развитым малым предпринимательством, инновационной активностью фирм исполнителей, доступностью лизинговых отношений для субконтракторов и т.п. Отношения между заказчиком и исполнителем в данной модели строятся в рамках одного конкретного заказа и не рассчитаны на долгосрочную перспективу. Широкое предложение со стороны исполнителей позволяет заказчику выбрать наилучший вариант для исполнения своего заказа. Крупнейшие производители американских автомобилей в лице фирм Chrysler, Ford и GeneralMotors изготавливают самостоятельно чуть больше 1/3 комплектующих. Остальные комплектующие поставляются в рамках договоров подряда.
Японской модели свойственно ранжирование предприятий субконтракторов в зависимости от располагаемых производственных мощностей и уровня технологии. Там действует многоуровневая система управления цепями поставок, когда заказ передается субконтракторам более низкого уровня. Такие гиганты японского автомобилестроения, как Nissan и Toyota, самостоятельно производят чуть больше 1/4 используемых комплектующих, получая остальные по субконтрактным заказам. Критериями отбора субконтракторов служат, в первую очередь, не цены, а качество, техническая совместимость изделий, надежность партнеров. Характерная черта промышленной кооперации этой модели - тесная производственно-техническая интегpация крупных заказчиков и более мелких исполнителей.
Японские автомобильные концерны предпочитают долгосрочные тесные отношения с большим количеством поставщиков и лишь к небольшому количеству поставщиков обращаются «от случая к случаю». В США ситуация прямо противоположная.
Библиографический список:
1. Астафуров, С.С. Развитие цепей поставок сетевой розничной торговли в России: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук : 08.00.05 / Сергей Сергеевич Астафуров. – Ростов-на-Дону : 2014. – 166 с.
2. Горелик, С. Основы бизнес-инжиниринга / Семен Горелик [Электронный ресурс]. – СПб., 2010. – Режим доступа: http://www.big.spb.ru/ publications/busengorg.shtml
3. Григорьев Л. Умение управлять цепями поставок сделает регионы богаче // ЛОГИНФО. - №7-8 (157). – 2013.