Мезенцева Арина Алексеевна
студентка 3 курса
Новосибирский государственный технический университет,
г. Новосибирск, Россия
E-mail: arina1997@ngs.ru
Научный руководитель – Щеколдин Владислав Юрьевич
кандидат технических наук,
доцент кафедры маркетинга и сервиса
овосибирский государственный технический университет,
г. Новосибирск, Россия
E-mail: raix@mail.ru
С каждым годом во всем мире появляется все больше и больше разнообразных товаров, их видов, спецификаций, расширяется ассортимент. Каждое предприятие-производитель старается изготовить уникальный и «самый лучший» по своим свойствам и характеристикам товар. Однако на сегодняшний день для того, чтобы продукция была востребована и реализовывалась за короткие сроки и в больших количествах, этого не достаточно. Система доставки (транспортировки) – вот одна из тех составляющих, которая ценится в продукции не меньше ее характеристик.
Современный быстрый ритм жизни предполагает, что для того, чтобы успеть все задуманное, необходимо минимизировать затраты, главной из которых является время. К примеру, важно правильно выбрать тот транспорт, рейсы которого регулярны и часты (минимизация времени на ожидание подходящего транспорта), поехать по той дороге, где пробок нет или они небольшие (минимизация времени на передвижение «из точки А в точку Б») и т.д. Для оптовых и розничных торговых компаний, а также частных покупателей это минимизация времени доставки необходимого им товара. Поэтому для того, чтобы продукция хорошо покупалась необходимо не только изготовить ее качественно, но и обеспечить сервис быстрой, безопасной и своевременной доставки/транспортировки до нужно места – т.е. обеспечить отличную логистику.
Термин «логистика» – весьма мультизначный – означает, как правило, планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачу, хранение и обработку соответствующей информации [6]. Также все вышеперечисленные действия, функции, которые входят в процесс логистики имеют и иное название, такое как «прямая логистика», т.е. движение материальных, а также других сопутствующих им потоков, осуществляемое от производителя до потребителя «прямо».
С каждым годом страны все больше и больше развиваются, внедряя новые технологии, методы, приемы в управление существующими процессами, которые в связи с этим становятся все более понятными и открытыми для окружающего мира. И поэтому широкое применение логистики в практике хозяйственной деятельности является актуальной задачей. Сегодня логистика в России переживает настоящий подъем [4]. Ее значение за последние 20-25 лет существенно выросло: с функции, воспринимавшейся как едва ли необходимая до конкретного набора разнообразных видов экономической деятельности, позволяющего добиться существенной экономии в затратах и имеющего огромный потенциал влияния на степень удовлетворения потребителей и, тем самым, на повышение объема продаж и получения устойчивого конкурентного преимущества [4].
Одновременно с «прямой логистикой» существует понятие, противоположное по своему принципу и значению – «обратная логистика», под которым понимается процесс планирования, реализации и контроля логистических материальных потоков, возвращающихся из сферы производства, обращения и потребления в целях их ремонта, уценки либо переработки [7].
Развитие и внедрение подходов обратной логистики в практике современных как зарубежных, так и российских предприятий приобретает все большее значение в результате роста объемов реализации товаров, повышения информированности потребителей о товарах и их требований к качеству, а также увеличения благосостояния населения. Кроме того, потребность в обратной логистике обуславливается постепенным ужесточением требований к безопасности продукции и ее экологичности. Однако логистические системы многих предприятий и организаций (особенно российских), как правило, не ориентированы на обработку материальных потоков, поступающих от потребителей и из сбытовой сети, что приводит к росту затрат на обслуживание возвратов, снижению эффективности использования материальных ресурсов предприятия и, как результат, падению его конкурентоспособности на рынке [4].
Обратная логистика как область общей логистики предприятия возникла в начале 1990-х и доказала свою эффективность в практике зарубежных компаний. Так, например, статистика по предприятиям США в 2011 г. [7], говорит о том, что на обеспечение процессов, связанных с обратными потоками (т.е. погрузочно-разгрузочные работы, обработка и транспортировка) они потратили около 35 млрд. долларов. Наибольший процент возврата при этом пришелся на торговлю в сети Интернет – 30-35%, тогда как возвраты в розничной торговле составили всего лишь 6-8%. Таким образом, можно сказать, что целью обратной логистики является минимизация потерь (расходов) организации от обслуживания обратных потоков при выводе продукции (товаров, работ, услуг) из распределительной сети компании путем его реализации потребителю, возврата поставщику или уничтожения [7].
Обратная логистика работает со следующими материальными потоками [4]:
1) товары надлежащего качества, не нашедшие покупателей;
2) товары ненадлежащего качества, направляемые на ремонт либо уценку;
3) товары, подлежащие направлению на переработку либо утилизацию;
4) вторичные материальные ресурсы, пригодные для использования;
5) тара, подлежащая повторному использованию либо переработке.
По мнению профессора В.И.Сергеева [5], обратная логистика дополняет прямые потоки в цепях поставок и образует замкнутую систему потоков, получившую название «замкнутая цепь поставок» (closed-loop supply chain) [7]. На рисунке 1 представлена схема прямой и обратной логистики, образующая такой замкнутый цикл.
Рис. 1. Схема замкнутой логистической системы
Адаптировано по [9].
Поскольку обратная логистика только начала набирать популярность среди производителей, в ней на сегодняшний день существует множество различных проблем. Перечислим, согласно [10], основные из них:
1) неэффективность работы, которая удлиняет время обработки заказов:
− состояние (технические (внутренние) и внешние характеристика) изделия;
− ценность изделия;
− своевременность ответов на запрос;
2) отсутствие рабочего партнерства для получения взаимной выгоды.
3) отсутствие информации о процессе;
4) «если вы не измеряете его, вы не управляете им»;
5) плохой сбор данных приводит к неопределенности в отношении причин возврата;
6) большие затраты на процесс возврата;
7) отсутствие возможности выявлять дефектные продукты и отслеживать проблемы с возвратом и др.
Рассмотрим на примерах некоторые из приведенных проблем и способы их решения.
Пример 1. Состояние (технические (внутренние) и внешние характеристики) изделия. В конце января 2010 корпорация Toyota объявила в США об отзыве автомобилей Camry, Corolla, Avalon, Matrix, Highlander, Tundra, Sequoia и RAV4 из-за проблем с педалью газа. С 1 февраля того же года Toyota приостановила на неделю продажи этих моделей, а также заявила о возможной приостановке производства этих машин [8]. В процессе эксплуатации владельцами автомобилей этой марки был замечен такой дефект в автомобиле как «залипание» педали газа во время движения в нажатом состоянии. Узнав об этом, компания-производитель предложила автовладельцам три варианта решения данной проблемы:
1) замена (ремонт) педали газа в автомобилях покупателей за счет компании;
2) возврат покупателем автомобиля компании-производителю и получение им своих денег обратно;
3) обмен автомобиля с дефектом на другой автомобиль той же марки и модели (бесплатно), или другой модели с доплатой, необходимой лишь при различии в спецификациях.
Корпорация Toyota сильно переживала по поводу возникшей проблемы и была готова к тому, что большинство покупателей выберет второй вариант. Однако к ее большому и приятному удивлению большинство автовладельцев (более 70%!) выбрали первый вариант. Данная ситуация является отличным примером грамотной реализации системы обратной логистики на производстве: эффективно управляя обратными потоками, компания Toyota повысила лояльность и уважение своих потребителей.
Пример 2. Отсутствие рабочего партнерства для получения взаимной выгоды. Для российских предприятий эта проблема является весьма актуальной. Например, долгое время российская автомобилестроительная компания АвтоВАЗ не проводила отзывных компаний, что создавало негативное общественное мнение о качестве ее продукции. Однако после начала совместной работы с концерном Renault (с марта 2012 г.) стали появляться элементы обратной логистики, заметно повысился уровень качества поставляемых комплектующих, было отмечено сокращение затрат на необходимые изделия и организацию возвратных процессов [2].
Впервые полномасштабное применение системы обратной логистики на АвтоВАЗ состоялось в марте 2017 г., когда была проведена отзывная кампания на Lada Granta и Lada Kalina, реализованные с 3 сентября 2015 г. Причиной тому стали обнаруженные проблемы с топливной магистралью (перетирание топливной/паровой трубки тросом сцепления на автомобилях оборудованных механической коробкой передач). В ходе проведенных бесплатных работ у автодилера на моделях автомобилей Lada Kalina и Lada Granta выполнялась установка защиты, которая исключает возможное перетирание элементов топливной системы. В случае если контакт произошел и топливопровод был поврежден, производилась замена трубок-топливопроводов на новые [1].
Таким образом, применяя методы обратной логистики, компания показывает, что мнение клиентов очень важно для нее, и она способна исправлять недостатки, там самым повышая лояльность своих клиентов как к самому производителю, так и его продукции (бренду). При этом отдельной небезынтересной задачей, как в свете концепции прямой, так и обратной логистики, является выявление факторов и показателей, оказывающих решающее влияние на выбор потребителя [3].
Проанализировав всю изложенную выше информацию, можно заключить, что обратная логистика является важной частью не только логистики, но и всего процесса работы предприятий-производителей в целом и порождаемых ими цепей поставок. На данном этапе экономического развития система возвратных процессов отлажена лучше за рубежом, чем в России, однако отечественные производители стараются не отставать от своих иностранных конкурентов и по их примеру начинают внедрять в свои логистические системы обратные процессы и активно осваивать методы управления ими.
Библиографический список:
1) АвтоВАЗ начинает отзывную компанию Лада Гранта и Калина. 1gai.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.1gai.ru/autonews/518294-avtovaz-nachinaet-otzyvnuyu-kompaniyu-lada-granta-i-kalina.html (дата обращения: 10.03.2018)
2) Альянс Renault-Nissan приобрел контрольный пакет в «АвтоВАЗе». Interfax [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/383359 (дата обращения: 10.03.2018)
3) Долгих И.В., Щеколдин В.Ю. Применение концепции ABC при использовании факторного анализа в задаче оценки персонификации бренда. / Логистика – Евразийский Мост: Материалы 11 международ. науч.-практ. конф. Красноярск, 28-30 апр. 2016 г. Красноярск: КГАУ. Ч. 1: 373-377.
4) Канке А.А., Александров О.А. Реверсивная логистика в российских предприятиях: теоретические и практические аспекты. / CYBERLENINKA [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/reversivnaya-logistika-v-rossiyskih-rganizatsiyah- teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty (дата обращения: 10.03.2018)
5) Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. и научн. редакцией проф. В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2005.– 976 с.
6) Логистика. www.Grandars.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.grandars.ru/college/logistika/logistika.html (дата обращения:10.03.2018)
7) Овезов Б., Чаньли Ф. Обратная логистика. / Молодой ученый. – 2016. – №1 (105). – С. 441-446.
8) Проблемы с педалями газа в "Тойотах" не были связаны с электроникой. РИА Новости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// ria.ru/company/20110208/332019344.html (дата обращения: 10.03.2018)
9) Управление цепями поставок. Thamara Silva Consultor [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://thamarasilvaconsultor.wordpress.com/2016 /07/06/gestion-de-la-cadena-de-suministro/ (дата обращения: 10.03.2018)
10) Mendonca H., Mrabet B., Restrepo D., Velez M. Reverse Logistics. / Presentation. – 2007. – 36 p.