студентка 2 курса,
Белорусский государственный экономический университет,
г. Минск, Беларусь
E-mail: gorbachevskayaanastasiya@ya.ru
Развитие национальных экономик неразрывно связано с установлением долгосрочных международных экономических связей. При этом эффективность и устойчивость такого взаимодействия традиционно связана с функционированием транспорта, который создает условия для формирования сотрудничества стран. В современных условиях рынка транспорт играет ключевую роль как во внутренних, так и в международных грузоперевозках.
При этом наиболее распространенными являются перевозки с использованием автомобилей. Современная идея бизнеса о непрерывном развитии, внесении улучшающих изменений применима и к грузоперевозкам в логистике. Так, уже сейчас можно выделить две основные тенденции в данном направлении: разработка беспилотных автомобилей и массовое распространение электромобилей нового поколения [1] . В связи с актуальностью темы искусственного интеллекта (ИС), интеллектуальных информационных систем хотелось бы более подробно остановиться на первой тенденции, а именно: беспилотных автомобилях.
Идея использования беспилотных автомобилей не является новой, и существует уже достаточно давно. Беспилотные автотранспортные средства (БАС) разрабатываются с 1980-х годов для легковых автомобилей, грузового транспорта, сельскохозяйственных машин и автомобильной техники военного назначения. Ведущими странами, занимающимися разработкой таких средств, являются США, Германия, Япония, Великобритания. Однако если в прошлом разработки беспилотных средств осуществлялись в рамках секретных оборонных заказов государств [2, с. 32], и поэтому в печати не публиковались, то сейчас в результате совершения значительного прогресса в развитии ИС, идея использования беспилотных автомобилей может быть воплощена в различных сферах деятельности, в том числе и в логистике.
Согласно определению Национального управления безопасностью движения на трассах, беспилотный автомобиль («self-driving vehicle») – это транспортное средство, в котором операции по его управлению, ускорению и торможению осуществляются без прямого участия водителя [3]. В этом типе транспортного средства водителю нет необходимости отслеживать ситуацию на проезжей части. Однако несмотря на то что данное определение подтверждает наличие водителя в беспилотном автомобиле, в реальности это не является существенным фактом. Так как уже существующие автономные технологии могут выполнять все необходимые функции для безопасного перемещения транспортного средства из одного пункта в другой без присутствия водителя. Согласно отчету «Self-driving vehicles in logistics», подготовленному компанией DHL в 2014 году, ключевыми преимуществами использования беспилотных автомобилей являются [3]:
1. Повышение безопасности. В отчете сообщается, что около 90% аварий на дорогах происходят по вине водителя. Они также утверждают, что беспилотным транспортным средствам легче, чем человеку, приспособиться к резко меняющимся условиям (погодные условия, непредвиденные случаи на дороге и др.) за счет более быстрой и правильной реакции. Оговаривается возможность использования автомобилей в экстремальных природных условиях и опасных зонах за счет обучения машин общим и нестандартным задачам.
2. Снижение вредного воздействия на окружающую среду.
3. Более высокая эффективность. Это достигается вследствие сокращения периода доставки за счет круглосуточного осуществления поездок (беспилотным автомобилям не требуются длительные остановки), а также за счет повышения сохранности груза и сокращения времени доставки.
Среди других преимуществ можно также выделить следующие:
1. Снижение транспортных расходов за счет меньшего потребления топлива и экономии на заработной плате водителей.
2.
Неподверженность влиянию человеческого фактора.
Среди существенных недостатков
выделяются следующие:
1. Юридическая ответственность. На сегодняшний момент в мире не разработаны законодательные нормы, которые бы определяли, кто понесет ответственность в случае совершения ДТП беспилотный автомобилем.
2. Цена. Например, стоимость образца беспилотного автомобиля от компании Google составляет 150 тысяч долларов США (в данную стоимость не входят налоги и пошлины).
Существуют достаточно веские основания для того, что беспилотные автомобили были внедряемы в логистику намного быстрее, чем в какую-либо другую отрасль. В первую очередь, это связано с тем, что в случае логистики вопрос ответственности и безопасности менее актуален, так как автомобиль перевозит грузы и товары, а не людей. Это также связано с тем, что автономные средства в большинстве своем могут быть использованы в закрытых условиях: например, на складах или на участках производства, то есть на контролируемых участках. Кроме того, уже сейчас существует множество автономных технологий в логистике, которые подтверждают, что беспилотные автомобили безопасны в закрытых условиях.
Наиболее перспективными сферами логистики для внедрения автономных технологий являются: складские операции, магистральные грузоперевозки и логистика «последней мили» (курьерская доставка). Следует уточнить, что в этих сферах данные технологии уже нашли свое применение, однако еще не получили достаточного распространения. Рассмотрим указанные сферы подробнее.
Складские операции. В данной сфере автономные автомобили могут использоваться для автоматической погрузки, комплектации заказа, а также в качестве автоматических штабелеров.
Результатом использования на складах беспилотных транспортных средств является не только возможность перевозить грузы, но и комбинировать процессы погрузки и разгрузки, что значительно повышает общую эффективность всего логистического процесса. В дополнение к повышению эффективности, беспилотные транспортные средства существенно повышают безопасность данных процессов. Одним из примеров автономной транспортировки на складе являются системы Open Shuttle и OSR Shuttle Eco, разработанные австрийской интралогистической компанией KNAPP [4]. Данные системы основаны на шаттловой технологии, которая обеспечивает более высокую плотность хранения грузов на складе, а следовательно, сохраняет больше складских мест при том же расходе электроэнергии. Система Open Shuttle представляет собой автономного робота. За счет высокого интеллекта робот может самостоятельно планировать маршруты, свободно ориентироваться на складе. Кроме того, в случае блокировки старого пути он способен прокладывать новый маршрут движения по складу.
Еще одним примером использования беспилотного транспорта на складе является автономный вилочный погрузчик, который в данный момент разрабатывается немецкими компаниями Jungheinrich AG, Gцtting KG, Любекским университетом и IPH в Ганновере [5]. Данный вилочный погрузчик будет оснащен 3D-камерой и интеллектуальным программным обеспечением, что позволит ему распознавать окружающую среду, идентифицировать людей и препятствия, свободно и самостоятельно перемещаться через склад. Такой вилочный погрузчик может быть использован в зоне приема товаров. По инструктажу сотрудника склада вилочные погрузчики будут доставлять поддоны из зоны приема в нужное место (на пол или в стойку), а затем возвращаться на свое исходное место. Используя несколько таких вилочных погрузчиков, один сотрудник сможет обрабатывать всю зону приема на складе намного быстрее, что сократит затраты времени на логистические операции.
Магистральные грузовые перевозки. Как было указано выше,
использование автономного транспорта эффективно при его использовании в закрытых зонах. Применение же данного вида транспорта на открытых участках дороги имеет свои трудности, в первую очередь, связанные с безопасностью для окружающих людей и других транспортных средств.
В данном направлении интересен эксперимент, который был проведен голландскими логистами в марте 2016 года. В ходе данного эксперимента беспилотные автомобили осуществили колонное движение. Первый автомобиль колонны являлся ведущим, а остальные грузовые автомобили подстраивались под его параметры посредством беспроводного соединения wi- fi. Расстояние между автомобилями составляло не более 10 метров. Главным результатом эксперимента стал тот факт, что такой способ передвижения помогает уменьшить лобовое сопротивление и, по мнению экспертов в данной области, сократить расход топлива примерно на 15% [6]. Главной задачей проведенного эксперимента являлось изучение возможности автоматизации международных грузоперевозок на основе программного обеспечения, а также проведение популяризации беспилотных грузовиков.
Логистика «последней мили». Последняя миля представляет собой этап поставки товара со склада продавца непосредственно клиенту [7]. Ее принципы применяются, в первую очередь, интернет-магазинами и почтовыми операторами. Данный этап логистического процесса очень важен, так как от успешности его функционирования зависит удовлетворенность и лояльность клиента. Логистика «последней мили» является неустойчивой, менее предсказуемой, так как напрямую зависит от условий, оговоренных клиентом. Если данные условия изменяются самим клиентом в последний момент доставки, то главной задачей логистики «последней мили» станет быстрое и качественное приспособление к изменившимся условиям. В отличие от закрытых участков, здесь существуют более сложные условия окружающей среды. Например, более сложные правила перемещения, когда движение происходит в разных направлениях, а также наличие большого количества транспортных средств и пешеходов в населенных пунктах и др. Ключевой проблемой для автономных автомобилей в логистике «последней мили» является то, смогут ли они приспособиться к сложным условиям окружающей среды без нанесения вреда для водителей других автомобилей, обычных прохожих и др.
Существует множество идей о том, как использовать автономные автомобили в логистике «последней мили», начиная от использования автономных вспомогательных транспортных средств для доставки писем и посылок и заканчивая самостоятельно отправляющимися посылками. Идея, которая может быть воплощена в логистике «последней мили» в будущем, - это использование автономных автомобилей общего пользования. Например, заказывая товар онлайн, клиенты могут не тратить время на организацию доставки. Им необходимо будет выбрать лишь услугу автономного автомобиля, который выполнит все самостоятельно. Также такие виды транспорта могут быть использованы для совершения покупок в обычных магазинах, не требуя при этом физического присутствия самого покупателя. Предполагается, что автомобиль самостоятельно прибудет до нужного магазина, позволит сотрудникам магазина загрузить в багажник необходимые продукты и довезет их до дома покупателя. Шведская компания Volvo уже делает некоторые шаги в воплощении данной идеи на практике. Компанией было разработано мобильное приложение Volvo on Call, которое позволяет отслеживать состояние автомобиля, находясь далеко от него[8]. В будущем компания, используя данное приложение, планирует создать парк автомобилей для доставки товаров.
Таким образом, использование беспилотных транспортных средств имеет большой потенциал для логистики, связанный, в первую очередь, с более качественным и быстрым выполнением заказов клиентов, а также с сокращением временных интервалов на выполнение различных логистических операций. Однако проблема стоимости автомобилей и затрат на поддержание их работоспособности на сегодняшний момент является нерешенной. Для того чтобы ввести автономные автомобили в массовое использование, их производителям предстоит доказать надежность и безопасность данного вида транспортных средств для окружающих.
Библиографический список:
1. Екушевский И. Говорящий асфальт: как должна измениться инфраструктура для авто без водителей / И. Екушевский // «Forbes Russia» — финансово-экономический журнал [Электронный ресурс]. URL: www.forbes.ru/tehnologii/337071-govoryashchiy-asfalt-kak- dolzhna-izmenitsya-infrastruktura-dlya-avto-bez-voditeley (дата обращения: 01.03.2018).
2. Нагайцев, М.В., Сайкин, А.М., Ендачев, Д.В. "Беспилотные" автомобили – этапы разработки и испытаний // Журнал автомобильных инженеров. – Москва, 2012, вып. 5 (76). – С. 32-39
3. U.S. Department of Transportation Releases Policy on Automated Vehicle Development, NHTSA [Электронный ресурс]. URL:https://www.transportation.gov/briefing-room/us-department-transportation-
releases-policy-automated-vehicle-development |
(дата обращения: |
|
02.03.2018). |
|
|
4. Комплексные решения от KNAPP для вашего склада // Журнал «Логистика» [Электронный ресурс]. URL: http://www.logistika- prim.ru/sites/default/files/s24-25_log_0815.pdf (дата доступа: 04.03.2018).
5. Самоуправляемые транспортные средства в логистике. Отчет логистической компании DHL [Электронный ресурс]. URL: http://www.dhl.com/content/dam/downloads/g0/about_us/logistics_insights/dhl _self_driving_vehicles.pdf (дата обращения: 02.03.2018).
6. Транспортная логистика будущего: как беспилотники изменят рынок // Сайт логистической компании «ABL» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ablcompany.ru/news/transportnaya-logistika-budushchego-kak- bespilotniki-izmenyat-rynok (дата обращения: 08.03.2018).
7. Оптимизация звена логистики «Последняя миля» [Электронный ресурс]. URL: https://www.improlab.ru/logistika-poslednej-mili (дата обращения: 09.03.2018).
8. Современные системы для автомобилей Volvo // Электронный журнал Vsevolvo.ru [Электронный ресурс]. URL: http://vsevolvo.ru/sovremenny-e- sistemy-dlya-avtomobilej-volvo/ (дата обращения: 09.03.2018).