Галянт Сергей Александрович
студент 5 курса,
Российский университет транспорта (МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: sergey_galyant@outlook.com
Научный руководитель – Синицына
Анна Сергеевна
к. т. н., доцент, доцент кафедры
«Логистические транспортные системы и
технологии» Российский университет транспорта (МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: acc-lgkr@mail.ru
Международные транспортные коридоры играют определяющую роль в сотрудничестве и развитии вовлеченных в них стран. Такие коридоры являются осями, вокруг которых формируются определенные геоэкономические пространства.
Международный транспортный маршрут с использованием транзитных возможностей Ирана в рамках коридора «Север – Юг» – перспективный проект, реализация которого позволит открыть новые возможности перевозки грузов из Индии, стран Персидского залива, Ирана на территорию Азербайджана, России и затем в Северную и Западную Европу. В частности, железнодорожные перевозки по данному маршруту сократят продолжительность транспортировки от 45-60 дней до 20-25 дней по сравнению с аналогичным путем из Балтики через Средиземное море, Суэцкий канал и Персидский залив. Подобное изменение логистики сократит расходы на перевозку грузов на 10-15% [1].
Предполагается, что основой грузопотока станут экспортные перевозки черных металлов, железной руды, зерна из России, а также бумага и пиломатериалы из Северной Европы и Скандинавии. В обратном же направлении – нефтепродукты, овощи и фрукты. Перспективный объем контейнерных перевозок оценивается в размере 3,5 миллионов контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте [2].
Основной маршрут проходит по направлению: Северная Европа – Санкт- Петербург – Москва – Волгоград – Астрахань – Баку – Иран (Бендер-Аббас) – Индия (Мумбаи). Протяженность маршрута от Санкт-Петербурга до Мумбаи – 7200 километров.
В Каспийском сегменте транспортного коридора возможны три варианта маршрута: транскаспийский, западный и восточный.
Транскаспийский маршрут предполагает транспортировку грузов по Каспию через Российские порты Махачкала, Астрахань, Оля и Иранский порт Амирабад.
Порт Оля предназначен для перевалки генеральных, контейнерных и накатных грузов. Выгодное географическое положение и незамерзающая акватория позволяют производить круглогодичную обработку грузов и обеспечивают выход на речные, морские, автомобильные и железнодорожные магистрали.
Порт Оля располагает 12 причалами совокупной мощностью 4,3 миллиона тонн. Мощность зернового терминала – до 1 миллиона тонн. Астраханский торговый порт расположен в устьевой части реки Волга на правом берегу. Имеет 14 грузовых терминалов совокупной мощностью 9,9 миллионов тонн в год и 18 грузовых причалов с глубиной от 4 до 5,2 метров. Порт специализируется на перевалке генеральных, наливных, зерновых грузов и контейнеров. Способен перерабатывать до 6 миллионов тонн в год. Порт может перерабатывать генеральные грузы, зерно, нефть и нефтепродукты, однако до 98% грузов, перерабатываемых в порту, составляют именно сухие грузы, основной объем которых это зерно и черные металлы [6]. Махачкалинский морской торговый порт расположен у западного берега Каспийского моря. Является единственным незамерзающим Российским портом на Каспии. Имеет 20 причалов, 9 из которых предназначены для генеральных грузов, 4 нефтеналивных причала, а также автопаромный и зерновой терминал. Общая мощность по переработке – около 7 миллионов тонн в год. В основном порт используется для перевалки нефтепродуктов.
Порт Амирабад в перспективе займет ключевую позицию в развитии транзитных перевозок в Каспийском сегменте транспортного коридора. Основным преимуществом Амирабада является то, что он непосредственно соединен с железнодорожной сетью Ирана, при этом расстояние до порта Бендер-Аббас на берегу Персидского залива составляет 1780 километров [3]. Амирабад – единственный порт на Каспийском побережье Ирана, в котором имеются мощности для перевалки зерновых грузов. Порт располагает силосным парком емкостью 79 тысяч тонн, который предназначен для приема зерна с водного транспорта и последующей отправки вглубь страны. Кроме этого, Амирабад располагает 15 универсальными и специализированными причалами.
Транскаспийский маршрут привлекателен, прежде всего, для экспорта зерна из центральных регионов России, так как российские суда типа «река- море» могут напрямую заходить в порт Амирабад. В этих условиях зерновые трейдеры имеют возможность осуществлять прямые отгрузки через Иран с небольших терминалов Саратова, Волгограда, Самары и других городов. [3]. Западный маршрут коридора представляет собой прямое железнодорожное сообщение по линии Астрахань – Махачкала – Самур –
Астара (Азербайджан) – Решт (Иран) – Казвин (Иран). Преимуществом западного маршрута является его наименьшая протяжённость. Западный маршрут предполагается использовать для экспорта из России зерна и леса. Восточный маршрут представляет собой прямое железнодорожное сообщение по линии Узень (Казахстан) – Кызылкая – Берекет – Эртек (Туркменистан) – Горан (Иран).
Стратегически важным сегментом нового маршрута в рамках транспортного коридора «Север – Юг» является транзитный участок север Ирана – порт Бендер Аббас, так как через него посредством автомобильного и железнодорожного транспорта пойдет практически весь грузопоток через побережье Персидского залива в Индию и страны Азиатско-Тихоокеанского региона из Европы.
Порт Бендер-Аббас является самым современным Иранским портом в Персидском заливе и перерабатывает генеральные, навалочные и наливные грузы, а также 90% контейнеров, поступающих в Иран. Кроме того, Бендер- Аббас – единственный порт в Иране, который может обслуживать контейнеровозы от 8 тысяч TEU и выше [3].
Порт Бендер-Аббас состоит из двух терминалов – «Шахид
Бахонар» и «Шахид Раджаи». Терминал «Шахид Бахонар» специализируется на
перевалке насыпных грузов и
располагает для этого
6 причалами. Кроме
того, на терминале есть 2 причала
для нефтеналивных грузов и причал для перевалки руды.
Терминал «Шахид Раджаи»
– крупнейший контейнерный
терминал Ирана, на котором также возможна переработка генеральных,
навалочных и наливных грузов. Перерабатывающая способность – 3 миллиона
TEU в год. Терминал связан с железнодорожной сетью Ирана железнодорожными
путями, общая протяженность которых составляет 504 километра [3].
Но, несмотря на развитую портовую инфраструктуру, транзитные возможности всех Иранских портов в Персидском заливе используются всего на 30-50%.
Для того, чтобы международный транспортный коридор «Север – Юг» полноценно функционировал, необходимо из отдельных существующих элементов создать взаимосвязанную транспортно-логистическую систему, которая в свою очередь, потребует создания транспортной и терминально- логистической инфраструктуры более высокого уровня и модернизации уже существующих портовых и терминальных комплексов, транспортных магистралей.
Каспийские порты России, при интеграции в международные транспортные узлы и коридоры, могут сыграть определяющую роль в развитии торгового потенциала страны [4], однако на данный момент доля перевалки транзитных грузов в них составляет лишь 0,8%. Реализация стратегии развития морских портов Российской Федерации в Каспийском бассейне позволит к 2030 году увеличить экспорт зерна до 7 миллионов тонн; объемы грузопотока по прочим сухим грузам также возрастут до 7 миллионов тонн.
При формировании, посредством соединения прямым транспортным сообщением и согласованного развития ключевых центров грузопереработки в Каспийском регионе – портов Махачкала, Оля и Астрахань Каспийского транспортно-логистического кластера и последующей интеграции в транспортный коридор «Север – Юг» нового глубоководного порта мощностью 91,4 миллионов тонн, строительство которого осуществляется в настоящее время на Таманском полуострове, получится транзитный коридор, который мог бы привлечь на себя часть грузопотока из Южной Азии в Южную Европу.
Это ответвление транспортного коридора «Север – Юг» целесообразно развивать посредством создания региональных терминально-логистических комплексов в Дагестане, Чеченской Республике, Краснодарском, Ставропольском, Астраханском краях. В результате получится комплексный многоуровневый логистический кластер. В этом кластере Чеченская республика и Ставропольский край могут играть важнейшую регулирующую роль, консолидируя внутрироссийские и сортируя транзитные грузы в своих многопрофильных логистических центрах, создание которых представляется целесообразным в Гудермесе, Георгиевске, Кропоткине. При этом транзитный поток будет дополняться российским экспортом зерна с центрами формирования в Ставропольском и Краснодарском краях, и Чеченской Республике [5].
Существенным препятствием для функционирования коридора является неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры на ключевом участке Север Ирана – Бендер-Аббас, в частности иранских железных дорог, значительная часть которых является неэлектрифицированными, однопутными, и пролегает в горной местности. Другой проблемой является отсутствие у Ирана специализированного подвижного состава и необходимой терминально- логистической инфраструктуры.
В настоящее время вышеуказанное ответвление транспортного коридора «Север-Юг» существует как локальный Каспийский проект. Грузоформирующий регион западной Индии, порт Мумбаи и порты Северо-
Запада Европы в коридоре не задействованы . В связи с этим большое значение приобретает заключение новых договоров и соглашений по транспортировке грузов по коридору с Индией и Китаем.
Практическая реализация задач, стоящих перед международным транспортным коридором «Север-Юг», требует, прежде всего, совершенствования структуры управления перевозками и терминально- логистическим комплексом посредством создания единого оператора; разработки и внедрения долгосрочной гибкой тарифной политики, упрощения таможенного и пограничного контроля, унификации нормативно-правовой базы участвующих государств, а также дальнейшей интеграции элементов евразийских транспортных систем, участвующих в коридоре [2].
Библиографический список:
1. Цветков В. А., Зоидов К. Х., Медков А. А. Проблемы интеграции и инновационного развития транспортных систем России и стран Южного Кавказа. – М.: ЦЭМИ РАН, 2011. – 197 с.
2. Инновационные процессы логистического менеджмента в интеллектуальных транспортных системах: монография в 4 т. / Под общ. ред. проф. Б. А. Лёвина и проф. Л. Б. Миротина. – М.: ФГБОУ "Учебно- методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2015. Т. 3: Новые крупные инновационные разработки конкретных задач в области логистического менеджмента. – 374 с.
3. Дэльз С. В., Синицына А. С. Каспийский резерв //Морские порты, 2016.- №8 (149). - С. 22 – 25.
4. Дэльз С. В., Синицына А. С. и др. Гудермес – логистический центр двух морей// Логистика, 2017. - №5. - С. 18 – 22.
5. Дэльз С. В., Синицына А. С. Иран + ТРАСЕКА = Российская логистика // Логистика, 2016. - №10. - С. 20 – 23.
6. Стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 г., утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2017 г. № 2469-р.