Войтович Яна Юрьевна
студентка 4 курса,
Полоцкий государственный университет,
г. Новополоцк, Беларусь
E-mail: voitovich-yana@mail.riu
Научный руководитель – Банзекуливахо
Мухизи Жан
Доцент, к.т.н., доцент кафедры
учета и аудита, логистики и менеджмента, Полоцкий государственный
университет,
г. Новополоцк, Беларусь
E-mail: bamuje@mail.ru
Транзитные перевозки грузов автомобильным транспортом через территорию республики осуществляют перевозчики более 50 государств. Географическое положение Беларуси определяет ее развитие. Находясь между Евросоюзом и Россией, Беларусь имеет предпосылки для наращивания транзитных перевозок наземными видами транспорта и объективно призвана играть роль транспортного моста в отношениях между ними.
Транзит является экспортом транспортных услуг, предоставляемых компаниями грузовладельцу и перевозчику при следовании груза и транспортного средства по территории Беларуси. Предоставляемые услуги зависят от уровня развития транспортной инфраструктуры и ее качества. Транзитное перемещение товаров через Республику Беларусь осуществляется с разрешения таможни и под таможенным контролем. При использовании международных транзитных процедур не требуется оформление белорусской транзитной декларации, и перевозка может осуществляться по следующим документам:
– книжка МДП (обязательный документ для автомобильной перевозки грузов. «Международные дорожные перевозки»);
– карнет АТА (международный паспорт для временного ввоза товаров);
– железнодорожная накладная СМГС (Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении);
– единая железнодорожная накладная ЦИМ/СМГС (единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов) [1].
На увеличение транзитных перевозок значительно влияет такой фактор, как отсутствие современной системы интермодальных перевозок, интенсивно развивающихся в странах Западной Европы на базе логистических принципов, что обеспечивает доставку грузов «от двери до двери» и точно в срок. Основной причиной создания такого фактора является отсутствие специального подвижного состава: контейнеров, съемных кузовов, вагонов для перевозки автопоездов, терминальной инфраструктуры и современной технологии интермодальных перевозок.
На основе развития и перераспределения транспортных потоков в международном сообщении можно с уверенностью сказать, что нужно не просто иметь выгодное географическое положение - нужно умело его использовать и возвести проблему развития транзитных перевозок в ранг общегосударственной задачи. Это не только принесет пользу национальной экономике, но и позволит нашим соседям бороться за транспортный поток, что в конечном итоге заставит все соревнующиеся стороны повышать качество услуг и снижать тарифы на пользу грузовладельцу и пассажиру.
Республика Беларусь же обладает выгодным географическим положением на пути между мировыми центрами деловой активности – Европейским Союзом, Российской Федерацией, странами Азиатско-Тихоокеанского Региона. По территории республики проходят два Трансъевропейских транспортных коридора под номерами II и IX с ответвлением IXB. Возросла значимость Беларуси с точки зрения таможенной логистики, это связано с переносом таможенной границы на внешние контуры Таможенного союза ЕАЭС.
Одним из основных мер по повышению уровня реализации транзитного потенциала Беларуси является динамика общих доходов от транзита всеми видами транспорта по территории страны.
На сегодняшний день ведущие позиции в транспортном комплексе республики занимает Белорусская железная дорога [2].
Логистика железнодорожного транспорта развивается быстрыми темпами. В подтверждение этого, примерами могут служить:
– международный комбинированный поезд «Викинг», следующий по марш-руту Клайпеда – Минск – Ильичевск;
– специализированный контейнерный поезд «Монгольский вектор» – по маршруту Брест – Наушки – Улан-Батор;
– контейнерный поезд ZUBR – по маршруту Таллин – Рига – Минск – Ильичевск;
– контейнерный поезд «Меркурий » – по маршруту Клайпеда – Калининград – Минск – Москва.
Поезд «Викинг» отправляется еженедельно, «Монгольский вектор» – три раза в месяц, «Зубр» и «Меркурий» – по мере формирования состава.
В сентябре 2016 г. был открыт новый маршрут контейнерного поезда со сборными грузами: Колядичи – Ланьчжоу. Всего через Беларусь следует 21 специализированный контейнерный поезд. Преимущества контейнерных поездов очевидны.
Основными транзитными грузами являются нефтепродукты, черные металлы, уголь, удобрения. Доля этих грузов в общем транзите колеблется и зависит от внешнеэкономических факторов, однако значимость их для транзита не снижается.
Второе по объему и значимости место в транспортном комплексе республики принадлежит автомобильному транспорту.
Наибольший объем транзитных автомобильных перевозок приходится на Российскую Федерацию. В период с 2011 по 2016 г. доля российских перевозчиков была практически на одном уровне: 91,4–93,6%. Однако, значительная доля транзитных перевозок проходит и через Республику Беларусь, что влечет за собой повышенные риски при неблагоприятной экономической ситуации в российской.
Этот вывод подтверждает введение запрета на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны ЕС, а также Канада, Австралия и Норвегия. Ответные санкции со стороны России еще более усугубили проблему автомобильного транзита через Республику Беларусь [3].
В настоящее время требуется создание Государственной стратегии развития транзитных перевозок через территорию Республики Беларусь, которая позволит решить ряд проблем:
– поддержание постоянного равновесия и баланса между конкурирующими организациями как внутри страны, так и на мировом рынке транспортных услуг;
– развитие и совершенствование законодательной базы в области права, основанной на требованиях международного рынка, соглашениях и договоренностей его участников.
Эти и другие меры, представленные в виде стратегии развития транзитных перевозок, позволят обеспечить укрепление позиций белорусских перевозчиков на международных транспортных магистралях.
Сегодня глобализация социальной реальности приобрела устойчивый характер. Ее экономические преимущества понятны для стран-участниц ЕАЭС, имеющих статус транзитных. Прежде всего, это денежные поступления в виде оплаты транспортных и сопутствующих услуг. В страны с высоким транзитным потенциалом также направляются инвестиции на развитие транспортной инфраструктуры, внедрение современной транспортной техники и технологий. Более того, транзит является надёжным средством усиления влияния страны на международной арене. Как уже говорилось, очень важен геополитический аспект транзита, так как при любых политических и экономических изменениях в регионе закреплённый транспортный транзитный маршрут останется стабилизирующим фактором в отношениях стран, выступающих его участниками и пользователями.
Библиографический список:
1. Транзитный потенциал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://brazil.mfa.gov.by/ru/economy/transit/. – Дата доступа: 25.03.2018.
2. Транспортная политика и объединенная транспортная система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vuzlit.ru/1038893/avtomobilnye_dorogi. – Дата доступа: 27.03.2018.
3. Перспективы развития мировой экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.avcadvisory.ru/blog/perspektivy-razvitiya-glavnykh-mirovykh-ekonomik-v-2017-godu. – Дата доступа: 28.03.2018.