Бакалавр 3 курса,
Ижевский государственный технический университет
имени М. Т. Калашникова,
г. Ижевск, Россия
E-mail: valffbog@yandex.ru
Данилова Наталья Сергеевна
Бакалавр 3 курса,
Ижевский государственный технический университет
имени М. Т. Калашникова,
г. Ижевск, Россия
E-mail: vip.natalidan@mail.ru
Научный руководитель – Лейхтер Светлана Владимировна
к.п.н., доцент кафедры ЭТиУКД
Ижевского государственного технического университета
имени М. Т. Калашникова,
г. Ижевск, Россия
E-mail: leyhter63@inbox.ru
Формирование логистического сервиса условно можно разделить на 3 составляющие: сегментирование рынка потребителей, анализ конкурентов и оценка уровня сервиса.
Разделение рынка на сегменты позволяет определить перечень услуг, в которых может быть заинтересована определенная группа потребителей. Проводя анализ конкурентной среды, служба маркетинга определяет набор услуг, благодаря которым компании-конкуренты позиционируют себя на рынке.
В результате определяется многообразие необходимых клиенту услуг, которое сопоставляется с возможностями компании. Отношение перечня сервисных услуг, которое может оказать предприятие, к общему количеству услуг, предлагаемых на рынке, является уровнем сервиса.
Однако, для поддержания высокого уровня конкурентоспособности транспортным компаниям важно регулярно проводить оценку уровня сервиса. Для оценки сервиса целесообразно использовать двухуровневую мультиатрибутивную модель Питера Диксона [1, 135 с.].
В соответствии с данной моделью мы предлагаем следующую структуру (рисунок 1):
· ядро – транспортная услуга по перевозке, которая включает: маршрутизацию, расчет цен и тарифов, подбор транспортного средства;
· логистический сервис, который включает: экспедирование, страхование, выполнение погрузочно-разгрузочных операций, таможенное оформление грузоперевозок и вооруженное сопровождение. Предоставление сервисных услуг потребует от транспортной компании определенных материальных затрат.
Согласно теории затрат, в логистическом сервисе, «начиная с 70% и выше, расходы растут экспоненциально в зависимости от уровня обслуживания, а при уровне обслуживания 90% и выше сервис становится невыгодным» [2, 280 с.].
По нашему мнению, целесообразно применить к оценке логистического сервиса принцип Парето, с выделением следующих категорий:
· по степени востребованности услуг, а именно:
A – максимально востребованные услуги (MАХ);
В – услуги средней востребованности (MEDIUM);
С – минимально востребованные услуги (MIN).
· по уровню затрат на их предоставление:
X – прогнозируемые затраты, с коэффициентом вариации от 0 до 0,1; Y – затраты средней прогнозируемости, с коэффициентом вариации от 0,1 до 0,25;
По результатам совмещения можно сделать следующие выводы:
1. Услуги групп AX и BX являются наиболее востребованными, и требуют минимальных затрат на их предоставление (экспедирование и погрузочно-разгрузочные операции).
2. Услуги группы CY имеют средние затраты и средний уровень востребованности (страхование и таможенное оформление грузов при перевозке).
3. Услуги группы
CZ характеризуются низкой
востребованностью и высоким
уровнем затрат на их предоставление (вооруженное сопровождение грузоперевозок).
1. Питер Р. Диксон. Управление
маркетингом / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. – 560 с.
2. Гаджинский А. М.- Г 13
Логистика: Учебник / А. М. Гаджинский. — 20-еизд. — М.:Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К°», 2012. — 484с.
3. Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика: учебник для вузов. – М.: Проспект, 2006. – 432 с.