Бык Яна Витальевна
студентка 3 курса,
Брестский государственный технический университет,
г. Брест, Беларусь
Великород Алёна Сергеевна
студентка 3 курса,
Брестский государственный технический университет,
г. Брест, Беларусь
E-mail: alena-vlkd@mail.ru
Научный руководитель – Вакулич
Наталья Александровна
ст.препод. кафедры экономической
теории и логистики Брестский государственный технический университет,
г. Брест, Беларусь
E-mail: vna_brgtu@mail.ru
На белорусском рынке можно наблюдать ситуацию, когда компании с одинаковой бизнес-стратегией в равных условиях достигают противоположных финансовых результатов. Причина обычно кроется в методике организации внутренней деятельности логистики. Инструментом для ее оценки и улучшения являются показатели эффективности бизнес-процессов. Одна из современных систем оценки эффективности бизнес-процессов применяется в организациях, применяющих процессный подход к управлению на практике. В основу модели положено правило иерархии показателей результатов деятельности организации. Тем не менее, основную и определяющую роль выполняют целевые показатели эффективности. Они показывают степень эффективности достижения организацией конечного целевого результата, т. е. получения прибыли.
Использование описанной модели способствует оптимизации процессного подхода на предприятии в области логистики, и направлено на стабилизацию и развитие всех бизнес-процессов.
В основу ранжирования бизнес-процессов положен подход бережливого производства. Согласно этому подходу, эффективность бизнес-процессов необходимо оценивать по четырем критериям:
1. Степень полноты обслуживания потребителей (внешних или внутренних).
2. Качество бизнес-процесса.
3. Производительность бизнес-процесса.
4. Затраты на бизнес-процесс.
Наиболее актуально использование понятия KPI в управлении бизнес- процессами.
Выделяются следующие виды ключевых показателей:
Показатели результативности бизнес-процесса: Первая группа показателей характеризует результативность бизнес- процесса. Если бизнес-процесс приносит деньги или, другими словами, имеет доходную составляющую, то в качестве одного из показателей используется доход. Для производственных процессов в качестве показателя результативности может использоваться объем производства продукции. Для бизнес-процесса «Управление персоналом» в качестве показателя используется показатель текучести кадров и т. д.
Показатели стоимости бизнес-процесса: Второй группой показателей бизнес-процессов, определяющих эффективность и конкурентоспособность предприятия, являются показатели, характеризующие стоимость процессов или величину потребляемых процессами издержек.
Показатели времени бизнес-процесса: В настоящее время длительность бизнес-процессов является одним из основных факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия. Наиболее конкурентоспособными на рынке оказываются те компании, бизнес-процессы которых имеют наиболее короткие сроки исполнения с целью скорейшего удовлетворения запросов потребителей.
Показатели качества бизнес-процесса: Качество процессов можно измерить с помощью количественных показателей. Если показатели времени и стоимости универсальны для различных процессов, то показатели качества достаточно специфичны, и для каждого бизнес-процесса они индивидуальны. Качество складских бизнес-процессов может измеряться, как процент пересортицы или ошибок при формировании заказов.
Показатели фрагментации бизнес-процесса: Данный показатель является универсальным, используется для измерения любых процессов. Показатель фрагментарности позволяет предвидеть и устранить негативные тенденции, выражающиеся в ухудшении вышерассмотренных показателей.
Смешанные показатели бизнес-процесса: Примерами смешанных показателей являются показатели, рассчитываемые как отношения показателей результативности к показателям стоимости бизнес-процесса.
Показатели оценки времени выполнения
бизнес-процесса в относительном измерении представлены на рис. 1.
Организация, желающая преуспеть в нынешней рыночной ситуации, должна систематически не только улучшать свою продукцию, но и усовершенствовать и оптимизировать бизнес-процессы.
Так как ключевые показатели эффективности являются измерениями результата и затрат, в компании они успешно могут применяться для планирования и контроля деятельности логистики. Перед началом деятельности компания разрабатывает плановые показатели KPI. После осуществления деятельности компания должна измерить и фактическое отклонение показателей эффективности от планового. Если компанией будут выявлены серьёзные отклонения, стоит провести анализ деятельности и разработать комплекс корректирующих мероприятий.
Библиографический список:
1. Показатели эффективности бизнес-процессов: http://www. econom.psu.ru
2. Современные подходы оценки эффективонсти бизнес-процессов: http://www.betec.ru
3. Методика оптимизации бизнес-процессов: http://www.businessstudio.ru
4. Как внедрить систему KPI в компании: http://www.kirulanov.com