Студентка 4 курса Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф, Решетнева,
г. Красноярск, Россия
E-mail: puziy96@mail.ru
Маскальская Алена Николаевна
Студентка 4 курса
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф, Решетнева,
г. Красноярск, Россия
E-mail: paradise6427@gmail.com
Научный руководитель – Товстошенко Валентина Николаевна
доцент кафедры Логистики
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф, Решетнева,
г. Красноярск, Россия
E-mail: teachervalya@mail.ru
Внешнеэкономическая деятельность (далее - ВЭД) представляет собой
инвестиционную, внешнеторговую и
иную деятельность, включая производственную кооперацию, в
области международного обмена услугами, товарами, информацией,
работами, результатами интеллектуальной деятельности, в
том числе исключительными правами
на них (интеллектуальная собственность). [4,
ст. 1] Международное
экономическое сотрудничество
связано с активным
развитием международного разделения труда. Россия в настоящее время
выступает на мировой арене, в основном как экспортер природных ресурсов
(рисунок 1).
Рисунок 1 - Структура экспорта РФ в первом полугодии 2016 и 2017 гг. (Составлено автором по данным таможенной статистики России)
Из данных графика видно, что основой российского экспорта за 6 месяцев 2017 года в страны дальнего зарубежья традиционно являлись топливно- энергетические товары.
Для увеличения доли экспорта не сырьевой продукции и продукции с высокой степенью обработки значительное число российских экономистов уделяет главное внимание государственной поддержке внешнеэкономической деятельности, среди инструментов которой преобладающее влияние имеют предоставление налоговых льгот, политика кредитования, гарантии со стороны правительств и региональных властей, предоставление льгот инвесторам, а также осуществление информационной поддержки. Большое значение для развития BЭД РФ имеет опыт развитых странах.
Многолетний опыт стран EC показывает высокую социально- экономическую значимость государственной поддержки BЭД. Финансово-экономический кризис 2008 года подтолкнул развитие программ технической помощи ЕЭС, направленное на стимулирование экспорта и импорта в странах Евросрюза.
Например, для стран Европы важным стал проект «Сотрудничество в приграничных регионах», рассчитанный на кооперацию бизнеса разных стран [3, c. 124].
Для Российской Федерации очень интересным является опыт Великобритании по поддержке BЭД хозяйствующих субъектов. В Северо- Западном экономическом округе страны, функционируют 247000 фирм. 60% из них работает на мировых рынках. Вся их внешнеэкономическая деятельность курируется Северо-Западным агентством развития (C3AP). Главная цель данной организации соединить усилия властей, бизнеса и общественности в налаживании и пролонгации внешнеэкономических связей. Основными направлениями деятельности являются:
ѕ финансовая поддержка при участии фирмы в международных выставках и презентациях продукции;
ѕ страхование контрактов по экспорту оборудования и комплексных проектов. [4, c. 27]
В Великобритании была создана программа «Стратегии развития предпринимательства» c целью поддержки малых предприятий. Интересен и опыт США, где на высоком уровне организована региональная и федеральная поддержка внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий. Государственная политика правительства США по поддержке внешнеэкономических связей направлена на всестороннее оказание помощи предприятиям, в первую очередь малому и среднему бизнесу, поддержки справедливой конкуренцией на международных рынках.
Высшим органом, реализующим государственную политику, в том числе и в области внешнеэкономической деятельности, является Администрация малого бизнеса (AМБ), которая подотчетна только президенту и Конгрессу США. Организационно в структуру AМБ входит адвокатура и Генеральная инспекция, однако их деятельность не зависит от руководства AМБ. Это дает возможность адвокатуре и Генеральной инспекции осуществлять независимую оценку состояния внешнеэкономической деятельности предприятий, определять эффективность деятельности АМБ и предлагать конструктивные меры по совершенствованию методов и программ поддержки и развития внешнеэкономической деятельности.
В каждом американском штате есть отделения этого агентства. Основной упор делается на помощь малому и среднему бизнесу в продвижении на международные рынки товаров и услуг.
Американская стратегия BЭД определила приоритетные цели, в качестве которых можно назвать: развитие электронной и наукоемкой коммерции, а также содействие росту малых и средних фирм. Вместе с этим были установлены приоритеты в развитии внешнеэкономических связей американских компаний с такими странами, как Индия, Китай, Бразилия [4, c. 29].
Зарубежный опыт подталкивает оказывать государственную поддержку малому и среднему бизнесу на мировой арене. Также необходимо развивать наукоемкие информационные технологии, чтобы впоследствии отойти от экспортной направленности нашей страны.
В современной России речь может идти о содействии экспорту услуг, прежде всего телекоммуникационных и транспортных, так как данный экспорт часто привязан к зарубежным дочерним структурам. Интересные перспективы открываются и для промежуточной промышленной продукции, задействованной в международных производственных цепочках с участием российских инвесторов.
Цифровая трансформация международного производства имеет важное значение для поощрения и облегчения инвестиций, а также для регулирования поведения инвесторов. Правила, разработанные для физической экономики, возможно, потребуется пересмотреть в свете новых цифровых бизнес-моделей. Речь идет не только о цифровых транснациональных компаниях, а о развитии отечественного цифрового потенциала. В нашей стране данное направление не осталось без внимания. В целях реализации Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 - 2030 гг. разработана и утверждена программа, которая направлена на повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества цифровых услуг, создание условий для развития общества знаний в РФ, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности.
Реализация этого направления требует тесного взаимодействия науки, бизнеса, государства. Результатом должно быть создание не менее 10 национальных компаний-лидеров - высокотехнологичных хозяйствующих субъектов, развивающих "сквозные" технологии, которые обеспечат развитие национальной цифровой экономики.
Принятые в нашей стране в 2017 г. законодательные акты стратегического планирования направлены на стимулирование формирования цифровых технологий и их применение в разных секторах национальной экономики.
Внешнеэкономическая деятельность вовлекает в промышленный, информационный кругооборот практически все страны мира. Однако на сегодняшний день РФ – в большей степени экспортер природных ресурсов. Зарубежный опыт развитых стран (Великобритания, США) показывает приоритетность программ поддержки малого и среднего бизнеса в мировом торговом обороте. Именно эта группа наиболее мобильна, быстрее приспосабливается к изменениям в мировой экономике.
Применение зарубежного опыта поможет России эффективно строить международные связи и переступить, наконец, ступень сырьевого экспортера. Для этого на первое место можно поставить стратегии содействия экспорту услуг (телекоммуникационных, транспортных).
Библиографический список:
1. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 “O Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы”.
2. Бахтин С.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах России и оффшорных зонах / Бахтин С.И. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 185 с.
3. Никитин C.M. Налоговые льготы, стимулирующие предпринимательскую деятельность в развитых странах Запада / С.М. Никитин, A.C. Никитин, М.П. Степанова. - M.: Мировая экономика и международные отношения, 2014. - 250 С.
4.
Опыт Великобритании, Германии, СШA, Японии, Польши и Венгрии
в развитии малого
предпринимательства
[Электронный ресурс]
5.
Скрипниченко В. Налоги и налогообложение / B. Скрипниченко.
- СПб.: ИД "Питер", 2017. - 488 с.
6. Таможенная статистика России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/files