Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 9:04:01
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Международный опыт управления внешнеэкономической деятельностью

Бойко Полина Сергеевна
Студентка 4 курса Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф, Решетнева,
г. Красноярск, Россия
E-mail: puziy96@mail.ru
Маскальская Алена Николаевна
Студентка 4 курса
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф, Решетнева,
г. Красноярск, Россия
E-mail: paradise6427@gmail.com
Научный руководитель – Товстошенко Валентина Николаевна
доцент кафедры Логистики
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф, Решетнева,
г. Красноярск, Россия
E-mail: teachervalya@mail.ru 

Внешнеэкономическая деятельность (далее  - ВЭД) представляет собой инвестиционную,  внешнеторговую  и  иную  деятельность,  включая производственную кооперацию, в области международного обмена услугами, товарами,  информацией,  работами,  результатами  интеллектуальной деятельности,  в  том  числе  исключительными  правами  на  них (интеллектуальная  собственность).  [4,  ст.  1]  Международное  экономическое сотрудничество  связано  с  активным  развитием  международного  разделения труда. Россия в настоящее время выступает на мировой арене, в основном как экспортер природных ресурсов (рисунок 1).
3ef815416f775098fe977004015c6193.jpg 

Рисунок 1 - Структура экспорта РФ в первом полугодии 2016 и 2017 гг. (Составлено автором по данным таможенной статистики России)

Из данных графика видно, что основой российского экспорта за 6 месяцев 2017  года  в  страны  дальнего  зарубежья  традиционно  являлись  топливно- энергетические товары. 

Для увеличения доли экспорта не сырьевой продукции и продукции с высокой  степенью  обработки  значительное  число  российских  экономистов уделяет главное внимание государственной поддержке внешнеэкономической деятельности,  среди  инструментов  которой  преобладающее  влияние  имеют предоставление налоговых льгот, политика кредитования, гарантии со стороны правительств  и  региональных  властей,  предоставление  льгот  инвесторам,  а также  осуществление  информационной  поддержки.  Большое  значение  для развития BЭД РФ имеет опыт развитых странах.

Многолетний  опыт  стран  EC  показывает  высокую  социально- экономическую значимость государственной поддержки BЭД. Финансово-экономический  кризис  2008  года  подтолкнул  развитие программ  технической  помощи  ЕЭС,  направленное  на  стимулирование экспорта и импорта в странах Евросрюза.

Например,  для  стран  Европы  важным  стал  проект  «Сотрудничество  в приграничных регионах», рассчитанный на кооперацию бизнеса разных стран [3, c. 124].

Для  Российской  Федерации  очень  интересным  является  опыт Великобритании  по  поддержке  BЭД  хозяйствующих  субъектов.  В  Северо- Западном экономическом округе страны, функционируют 247000 фирм. 60% из них работает на мировых рынках. Вся их внешнеэкономическая деятельность курируется  Северо-Западным  агентством  развития  (C3AP).  Главная  цель данной организации соединить усилия властей, бизнеса и общественности в налаживании  и  пролонгации  внешнеэкономических  связей.  Основными направлениями деятельности являются: 

ѕ  финансовая  поддержка  при  участии  фирмы  в  международных выставках и презентациях продукции;

ѕ  страхование  контрактов  по  экспорту  оборудования  и  комплексных проектов. [4, c. 27]

В   Великобритании  была  создана  программа  «Стратегии  развития предпринимательства» c целью поддержки малых предприятий. Интересен  и  опыт  США,  где  на  высоком  уровне  организована региональная  и  федеральная  поддержка  внешнеэкономической  деятельности промышленных предприятий. Государственная политика правительства США по  поддержке  внешнеэкономических  связей  направлена  на  всестороннее оказание помощи предприятиям, в первую очередь малому и среднему бизнесу, поддержки справедливой конкуренцией на международных рынках.

Высшим органом, реализующим государственную политику, в том числе и   в  области  внешнеэкономической  деятельности,  является  Администрация малого бизнеса (AМБ), которая  подотчетна  только  президенту и Конгрессу США. Организационно  в структуру  AМБ входит адвокатура и Генеральная инспекция, однако их деятельность не зависит от руководства AМБ. Это дает возможность адвокатуре и Генеральной инспекции осуществлять независимую оценку  состояния  внешнеэкономической  деятельности  предприятий, определять эффективность деятельности АМБ и предлагать конструктивные меры  по  совершенствованию  методов  и  программ  поддержки  и  развития внешнеэкономической деятельности.

 

В   каждом американском штате есть отделения этого агентства. Основной упор  делается  на  помощь  малому  и  среднему  бизнесу  в  продвижении  на международные рынки товаров и услуг.

Американская стратегия BЭД определила приоритетные цели, в качестве которых  можно  назвать:  развитие  электронной  и  наукоемкой  коммерции,  а также  содействие  росту  малых  и  средних  фирм.  Вместе  с  этим  были установлены  приоритеты  в  развитии  внешнеэкономических  связей американских компаний с такими странами, как Индия, Китай, Бразилия [4, c. 29].

Зарубежный опыт подталкивает оказывать государственную поддержку малому и среднему бизнесу на мировой арене. Также необходимо развивать наукоемкие  информационные  технологии,  чтобы  впоследствии  отойти  от экспортной направленности нашей страны. 

В  современной России речь может идти о содействии экспорту услуг, прежде всего телекоммуникационных и транспортных, так как данный экспорт часто привязан к зарубежным дочерним структурам. Интересные перспективы открываются  и  для  промежуточной  промышленной  продукции, задействованной  в  международных  производственных  цепочках  с  участием российских инвесторов.

Цифровая трансформация международного производства имеет важное значение для поощрения и облегчения инвестиций, а также для регулирования поведения  инвесторов.  Правила,  разработанные  для  физической  экономики, возможно, потребуется пересмотреть в свете новых цифровых бизнес-моделей. Речь  идет  не  только  о  цифровых  транснациональных  компаниях,  а  о развитии  отечественного  цифрового  потенциала.  В  нашей  стране  данное направление не осталось без внимания. В целях реализации Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 - 2030 гг. разработана и утверждена программа,  которая  направлена  на  повышение  благосостояния  и  качества жизни  граждан  нашей  страны  путем  повышения  доступности  и  качества цифровых  услуг,  создание  условий  для  развития  общества  знаний  в  РФ, произведенных  в  цифровой  экономике  с  использованием  современных цифровых  технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности.

Реализация  этого  направления  требует  тесного  взаимодействия  науки, бизнеса,  государства.  Результатом  должно  быть  создание  не  менее  10 национальных  компаний-лидеров  -  высокотехнологичных  хозяйствующих субъектов, развивающих "сквозные" технологии, которые обеспечат развитие национальной цифровой экономики.

Принятые  в  нашей  стране  в  2017  г.  законодательные  акты стратегического планирования направлены на стимулирование формирования цифровых  технологий  и  их  применение  в  разных  секторах  национальной экономики.

 

 Внешнеэкономическая  деятельность  вовлекает  в  промышленный, информационный  кругооборот  практически  все  страны  мира.  Однако  на сегодняшний день РФ – в большей степени экспортер природных ресурсов. Зарубежный опыт развитых стран (Великобритания, США) показывает приоритетность программ поддержки малого и среднего бизнеса  в мировом торговом  обороте.  Именно  эта  группа  наиболее  мобильна,  быстрее приспосабливается к изменениям в мировой экономике.

Применение  зарубежного  опыта  поможет  России  эффективно  строить международные связи и переступить, наконец, ступень сырьевого экспортера. Для этого на первое место можно поставить стратегии содействия экспорту услуг (телекоммуникационных, транспортных).

Библиографический список:

1.        Указ  Президента  РФ  от  9  мая  2017  г.  №  203  “O  Стратегии  развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы”.

2.        Бахтин С.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в  свободных экономических зонах России и оффшорных зонах / Бахтин С.И.  - М.: ЮНИТИ, 2016. - 185 с.

3.        Никитин C.M. Налоговые льготы, стимулирующие предпринимательскую деятельность в развитых странах Запада / С.М. Никитин, A.C. Никитин, М.П. Степанова. - M.: Мировая экономика и международные отношения, 2014. - 250 С.

4.        Опыт Великобритании, Германии, СШA, Японии, Польши и Венгрии в развитии  малого  предпринимательства  [Электронный  ресурс]  
5.        Скрипниченко В. Налоги и налогообложение / B. Скрипниченко. - СПб.: ИД "Питер", 2017. - 488 с.

6.        Таможенная  статистика  России  [Электронный  ресурс]  Режим  доступа: http://www.ved.gov.ru/files 


Количество просмотров: 1770
теги:
06.05.2018 12:36 | qazaблог автора

Еще публикации: